Актуальные темы по профилактике заболеваний. Актуальность профилактики инфекционных заболеваний - документ

Туберкулез является социально значимым и особо опасным инфекционным заболеванием.

Основным источником распространения инфекции является больной туберкулезом человек, реже крупнорогатый скот, верблюды, свиньи, птицы, другие животные.

По данным ВОЗ, одна треть населения планеты инфицирована туберкулезом. В мире ежегодно регистрируются 8 млн. новых случаев туберкулеза и 3 млн. смертей от него, включая 884 тысяч детей в возрасте до 15 лет

Общее количество больных туберкулезом в мире сегодня доходит до 60 миллионов, а инфицированных - около трети населения планеты. По прогнозам ВОЗ в нынешнем тысячелетии ожидается 90 миллионов новых случаев заболевания.

Анализ эпидемиологической ситуации по туберкулезу в мире за последнее десятилетие показал, что прогнозы о ликвидации туберкулеза, как распространенного заболевания, не осуществился. ВОЗ в 1993 году провозгласила туберкулез глобальной бедой для человечества. Каждый год количество больных туберкулезом увеличивается на 8 - 10 миллионов и из них 3 - 4 миллиона умирают от туберкулеза, женщины составляют около 1 миллиона, а дети - более чем триста тысяч.

С 1995 года по оценкам ВОЗ в Украине зарегистрирована эпидемия туберкулеза, которая неуклонно прогрессирует и является одной из медико-социальных проблем.

Актуальность проблемы заболеваемости туберкулезом связана с эпидемией туберкулеза на сопредельной территории Украины, распространением лекарственно-устойчивых штаммов возбудителя туберкулеза, высокой восприимчивостью к заболеванию не привитых лиц, возможной хронизацией процесса при поздних обращениях за медицинской помощью и отказом от этиотропного лечения.

Из общего количества людей, инфицированных туберкулезом, заболевает каждый десятый.

Наиболее подвержены заболеванию туберкулезом дети из так называемой группы риска:

Не привитые дети;

В семье, где есть больной туберкулезом;

Дети часто и длительно болеющие различными инфекционными заболеваниями;

Дети, страдающие такими заболеваниями, как сахарный диабет, рак, и особенно ВИЧ-инфекция, больные хронической патологией различных органов и систем;

Дети, получающие кортикостероидную, лучевую и цитостатическую терапию;

Дети из социально неблагополучных семей.

Заболевают туберкулезом в основном не привитые дети, реже - лица, получившие неполноценную вакцинацию. Большинство инфицированных людей никогда не заболевают туберкулезом потому, что их иммунная система подавляет, ограничивает инфекцию и препятствует развитию заболевания.

Наиболее восприимчивы к туберкулезу грудные дети и дети младшего возраста, защитные силы которых (неспецифический и специфический иммунитет) еще не развиты.

Проведение вакцинации и ревакцинации в нашей стране имеет большое значение в профилактике туберкулеза у детей.

Вакцинация БЦЖ предназначена для проведения активной специфической профилактики туберкулеза у детей и подростков.

Плановый характер противотуберкулезных мероприятий и их финансирование за счет государственных средств обеспечили четкую систему вакцинации. Такая организация позволяет охватить прививками до 96-98 % всех новорожденных, особенно после внедрения в практику вакцины БЦЖ-М.

Рост заболеваемости туберкулезом у детей и подростков, случаи гибели детей требуют знаний вопросов иммунодиагностики, как основного метода раннего выявления туберкулеза, так и методов специфической профилактики его с использованием вакцины БЦЖ для появления противотуберкулезного иммунитета.

Для диагностики туберкулезной интоксикации важное значение имеет определение инфицированности с помощью иммунодиагносических проб (проба Ману для детей до 8 лет, диаскин-тест - для детей до 17 лет), а для детей с 15 лет - проведение флюорографии.

Важным моментом профилактики туберкулеза является ежегодная постановка пробы Манту, которая дает положительный результат при проникновении патогенных бактерий в организм ребенка.

Что делать, чтобы ребенок не заболел туберкулезом?

Своевременно прививать ребенка от туберкулеза.

Ежегодно проводить пробу Манту (диаскин-тест), а подросткам в 15-17 лет - дополнительно флюорографическое обследование.

Не затягивать визит в противотуберкулезный диспансер, если ребенку дали направление к фтизиатру.

Своевременно проходить назначенное врачом обследование, а при необходимости и лечение.

Бронхиальная астма – заболевание, которое характеризуется поражением дыхательных путей в результате воздействия аллергических раздражителей. Носит хронический характер. Болезнь доставляет немало хлопот в повседневной жизни, поэтому очень важно знать о методах профилактики бронхиальной астмы. Это поможет максимальное количество времени избегать приступов данного недуга, а также облегчить состояние в момент их проявления.

Симптомы заболевания

Любое недомогание лучше начинать лечить на ранних стадиях, в том числе и бронхиальную астму. Первые признаки, которые наблюдаются при данной болезни:

  • сильная одышка даже без физических нагрузок;
  • удушье;
  • сухой кашель;
  • поверхностное дыхание с длительным выдохом;
  • хрипы в момент вдоха или выдоха.

Важно помнить! Если наблюдаются такие симптомы, требуется незамедлительно обратиться к специалисту за помощью!

Первичная профилактика заболевания

Данный вид профилактики направлен на предупреждение развития заболевания на ранних стадиях. Для начала требуется устранить внешний раздражитель, который вызывает астматический приступ. Наибольшая вероятность развития заболевания наблюдается у таких групп лиц:

  • люди с генетической предрасположенностью к заболеванию;
  • курильщики со стажем;
  • лица, чья профессиональная деятельность связана с непосредственным контактом с химическими веществами или с постоянным нахождением в пыльном помещении;
  • люди, страдающие хроническим бронхитом.

Для того чтобы избежать развития заболевания в таких ситуациях, требуется придерживаться определенных правил, а именно:

  • соблюдать чистоту и порядок в месте проживания;
  • не заводить домашних питомцев, если есть аллергия на шерсть, пух;
  • соблюдать элементарные правила гигиены;
  • для уборки применять только гипоаллергенные чистящие и моющие средства;
  • избавиться от такой пагубной привычки, как курение;
  • правильно и регулярно питаться;
  • воздержаться от использования освежителей воздуха и аэрозольных средств гигиены;
  • принимать медикаментозные препараты исключительно по назначению доктора;
  • вести активный образ жизни.

Важно помнить! Первичная профилактика астмы предусматривает своевременное лечение острых респираторных заболеваний!

Первичная профилактика у детей

Профилактика бронхиальной астмы у детей направлена на проведение всевозможных мероприятий, которые помогут избежать возникновения заболевания. Данной болезни подвержены в том числе дети до 1 года. Это по большей степени связано с прикормом. Чаще всего в организм малыша аллергены, вызывающие бронхиальную астму, попадают вместе с пищей. Уберечь ребенка от этого недуга можно, строго соблюдая такие правила:

  • исключительно грудное вскармливание на протяжении первых 6 месяцев;
  • своевременное и постепенное введение прикорма с 6 месяцев;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • регулярная влажная уборка помещения, в котором находится малыш.

Также следует не забывать, с раннего возраста требуется приучать ребенка к элементарным правилам гигиены.

Вторичная профилактика заболевания

Главной задачей вторичной профилактики заболевания является предупреждение острых приступов удушья. Особенно это касается людей с генетической предрасположенностью к астме, а также тех, у кого наблюдались приступы ранее.

Профилактика приступов включает в себя такие правила:

  • своевременно обращаться к лечащему врачу и строго соблюдать все его рекомендации и назначения;
  • устранить все пагубные привычки;
  • избегать употребления продуктов питания, содержащих в своем составе консерванты и другие химические вещества;
  • каждый день делать влажную уборку дома;
  • избегать тесного контакта с домашними питомцами;
  • своевременно лечить заболевания дыхательных путей;
  • выполнять физиопроцедуры для поддержания дыхательной системы в норме;
  • вести активный образ жизни.

Важно помнить! Для предупреждения приступов удушья требуется ежедневно проводить время на свежем воздухе! Но в теплое время года требуется избегать малейшего контакта с цветущими растениями.

Третичная профилактика

Данная форма предусматривает одновременное лечение и профилактику астмы. Она направлена на облегчение состояния больного в период обострения. Главным условием является устранение внешнего раздражителя. Поэтому для астматика очень важно знать: что именно вызывает приступ. Это могут быть такие раздражители:

  • пыль;
  • цветущие растения и пыльца;
  • шерсть животных;
  • определенные продукты питания.

Глобальная стратегия лечения и профилактики предусматривает постоянное применение лекарственных препаратов для поддержания организма в нормальном состоянии. Для этого применяют такие медикаментозные препараты для профилактики:

  1. Ингаляционные гормональные средства. Они обладают противовоспалительным эффектом. Наиболее эффективными средствами данной группы являются: Бекотид, Фликсотид, Бенакорд, Ингакорд.
  2. Гормональные лекарственные препараты для приема внутрь. Назначаются при тяжелой форме заболевания. Применяются исключительно в период обострения. Для облегчения состояния используются такие средства: Преднизолон, Дексаметазон, Триамцинолон, Метилпреднизолон, а также их аналоги.
  3. Бронхорасширяющие медикаментозные препараты. Направлены на снятие симптомов при обострении заболевания. Способствуют динамичному устранению приступа удушья. Наиболее распространенными бронхорасширяющими средствами являются: Беротек, Астмопент, Сальбутамол, Вентолин, а также препараты с аналогичным действием на организм больного.

Важно помнить! Людям, страдающим бронхиальной астмой, требуется строго придерживаться дозировки препаратов! Это поможет избежать опасных последствий и воздействовать на организм правильно. Поэтому самостоятельно выбирать препарат, а особенно его дозировку, противопоказано.

Роль медицинской сестры в профилактике заболевания

Не только лечащий врач играет важную роль в улучшении состояния пациента с бронхиальной астмой. Работа медсестры также является неотъемлемой частью пути к нормализации здоровья. Ее действия предусматривают проведение таких важных мероприятий:

  1. Обнаружение нарушений функционирования сердечно-сосудистой системы. Контроль работы сердца при данном заболевании выполняет именно медсестра.
  2. Периодическое измерение кровяного давления. У астматиков данный показатель существенно снижается.
  3. Обучение пациента правильному дыханию и профилактическим упражнениям. Это помогает максимально длительный период избегать приступов.
  4. Оценка результатов проводимого лечения. Если назначенная терапия не эффективна, то медсестра направляет к лечащему врачу для назначения других лекарственных препаратов.

Особенно важна работа медицинской сестры при профилактике бронхиальной астмы у детей. Ведь не каждый родитель может своевременно обнаружить проблемы со здоровьем у своего ребенка.

Бронхиальная астма: актуальность и проблемы

Бронхиальная астма является самой распространенной патологией дыхательной системы человека. Это заболевание воспалительного характера, чаще с хроническим течением. Выраженность недуга абсолютно разная и может довольно резко изменяться в худшую сторону. Воспаление хронического характера возникает вследствие высокой степени гиперреактивности дыхательного тракта. В результате чего возникает хрипы (свистящие), небольшая одышка, кашель умеренный, а также неприятное давление в области груди.

Общие сведения

В конце 20 века известные специалисты из 50 стран издали специальное пособие для докторов. В нем полностью разработали стратегию, тактику, лечение и профилактику БА. На английском языке называется GINA (аббревиатура). Это руководство постоянно обновляется и является самым главным документом касаемо данного заболевания.

Самое точное определение дано в последних обновлениях пособия GINA, которое было в 2011 году. Итак, бронхиальная астма – это недуг воспалительного характера, исключительно хронического течения, в процессе участвуют большое количество клеток и элементов. Гиперреактивность бронхиальной астмы приводит к хроническому течению, в результате чего появляются такие симптомы, как:

  • Беспокоящий кашель (чаще вечером и ночью).
  • Хрипы различных калибров.
  • Боль в груди.
  • Удушье и дискомфорт.

Выраженность симптомов зависит от качества лечения и от степени патологического состояния больного.

Актуальность и проблемы

Это заболевание, как было сказано выше, является очень распространенным на земном шаре. По статистическим данным, на данный момент болеют бронхиальной астмой около 320–350 миллионов человек. В перерасчете, это выходит 5,2% только взрослого населения мира. Чаще всего встречается бронхиальная астма, по некоторым специальным исследованиям GINA, в таких странах, как: Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Израиль, Ирландия. В этот список также попадают страны Центральной Америки, а также в Новой Зеландии, Австралии.

Что касается смертности, то от бронхиальной астмы умирают в год около 260 тыс. человек. Чаще люди умирают в таких странах, как: Северная и Южная Корея, Россия, Албания, Сингапур, Малайзия, Узбекистан.

Если проводить правильное и полноценное лечение пациенту, то можно держать под контролем все симптомы бронхиальной астмы. Те больные, которые придерживаются всех рекомендаций доктора, приступы удушья и кашля наблюдают очень редко. Терапия и контроль заболевания обходятся больному дорого, но если не лечиться или лечиться неполноценно, то еще дороже.

Актуальность лечения бронхиальной астмы стоит всегда на повестке дня. Постоянно проводятся исследования для создания новых эффективных препаратов для купирования болезни.

Факторы

Для того чтобы полноценно проводить терапию больному с бронхиальной астмой, а также профилактические меры, необходимо знать факторы, которые приводят к болезни. Важнейшие из них:

  • Фактор этиологический (возникает у людей с определенной предрасположенностью).
  • Воздействие аллергенов, которые находятся в быту (пыль домашнего происхождения, грибы, плесень, насекомые, а также животные).
  • Аллергены внешнего воздействия (пыльца растений, а также воздействие споров грибов).
  • Поллютанты.
  • Иные воздействия окружающей среды.
  • Агенты сенсибилизирующего воздействия.

Среди вышеперечисленных факторов, самыми важными причинами появления бронхиальной астмы являются агенты сенсибилизирующего воздействия, а также аллергены различного рода. Сначала идет воздействие на дыхательный тракт, тем самым провоцируя БА. Далее идет поддержка данного патологического состояния, с вытекающими симптомами и приступами.

В пособии GINA также описывают еще другие факторы воздействия, которые вызывают болезнь. К ним относится: инфекции различного рода, курение сигарет (в том числе электронных), кальяна, употребление некоторых продуктов питания, а также загрязненность окружающей среды. На данный момент еще изучаются иные факторы, которые приводят к патологическому состоянию.

Углубленно изучая этиологию заболевания нужно также выявлять пусковые факторы (триггеры). Они могут как провоцировать спазм дыхательных путей, вызывать воспаление, так и обострять уже возникшее патологическое состояние.

Абсолютно у каждого человека первоначальным пусковым может быть разный фактор.

Самыми частыми триггерами могут быть нагрузки физического характера, воздействие холодного воздуха, выхлопные и другие газы, резкая смена погодных условий, воздействие стресса и эмоциональных нагрузок. Также этот список дополняют различные инфекции респираторного генеза и заболевания дыхательного тракта (воспаление лобных, гайморовых пазух). Реже наблюдается воздействие глистных инвазий, менструаций, а также лекарственных средств.

Механизмы возникновения

Многие известные специалисты пришли к одному мнению, что возникает астматический синдром вследствие процесса воспаления стенок бронхов. Это приводит к значительному сужению и отеканию оболочки. Также происходит обильное выделение слизи с последующей обструкцией.

Возникает процесс воспаления в результате определенных клеток, которые расположены в дыхательном тракте. Эти клетки выделяют огромное количество веществ биологического характера. Из-за этого идет постепенное развитие бронхиальной астмы. Воспаления аллергического, острого, а также хронического характера возникают вследствие различных нарушений путей дыхания, из-за чего и появляются все симптомы недуга.

Хроническая бронхиальная астма диагностируется у больного вследствие различных необратимых процессов (патологическое сокращение мышц бронхов, увеличение в диаметре стенок бронхов, а также нарушение функции чувствительных нервов).

Лечебные мероприятия

Для того чтобы лечить бронхиальную астму, нужно приложить немало усилий врачу и пациенту. Терапия болезни протекает очень долго и требует большого терпения. Ведь лечение бронхиальной астмы – это целый комплекс мероприятий:

  • Лекарственная терапия.
  • Соблюдение диеты.
  • Полноценное укрепление организма больного.
  • Полное исключение различных факторов воздействия.

Что касается лечения препаратами, то необходимо комплексное воздействие. Поэтому назначаются препараты против воспаления, поддерживающая терапия, а также лекарства симптоматического действия. Последнее применяется для исключения симптомов, которые проявляются при бронхиальной астме.

Во время медикаментозного лечения необходимо принимать несколько препаратов, для купирования симптомов. Если постоянно использовать один и тот же препарат, то организм постепенно привыкает, и лекарственное средство слабо помогает больному. Для купирования симптомов используется Вентолин, Сальбутамол и другие препараты, которые относятся к бета-адреномиметикам.

Если строго соблюдать все назначения доктора, то можно добиться положительных результатов и купировать (прервать) болезнь.

Профилактика

Для того чтобы предупредить данное распространенное заболевание, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций. Профилактические меры подразумевают следующие шаги:

  1. Выбрать оптимальное место жительства, где наблюдается низкий порог загрязненности атмосферы и окружающей среды, а также отсутствие комбинатов, заводов.
  2. Исключить курение сигарет, кальяна. Заставить отказаться от вредной привычки всех членов семьи, ведь пассивное курение также негативно влияет на здоровье человека.
  3. Отказ от употребления спиртных напитков.
  4. Соблюдать чистоту там, где проживаете и работаете. Проводить уборку жилого помещения не реже, чем 1 раз в неделю.
  5. Очищать воздух в квартире путем проветривания.
  6. Необходимо исключение стрессовых воздействий. Нужно научиться правильно и без особых эмоций реагировать на определенные трудности.
  7. Установить в помещении там, где долго находитесь, специальный аппарат для очистки воздуха.
  8. Употреблять здоровую пищу. В блюдах должно меньше специй и пряностей, но больше витаминов.
  9. Нужно с осторожностью применять различные дезодоранты, туалетную воду, лаки. Рекомендуется использовать дезодоранты жидкие, а не те, которые распыляются.
  10. Элементарное соблюдение правил гигиены.
  11. Вовремя купировать заболевания респираторного генеза.
  12. Заниматься спортом и поддерживать активный образ жизни.
  13. Принимать медикаменты только после разрешения врача.
  14. Хотя бы 1 раз в год посещать санатории, курорты для общего оздоровления.
  15. Если рабочее место сильно загазованное, то необходимо использовать средства защиты дыхательных путей (маски, респираторы).
  16. Если причина появления каких-либо симптомов астмы из-за домашних животных, то придется исключить их присутствие. Либо тщательно ухаживать за животным, который может оставлять свою шерсть по всему дому.
  17. Установить дома специальную лампу соляную (положительно воздействует на организм человека).

При появлении каких-либо симптомов нужно срочно обратиться за медицинской помощью. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением.

Бронхиальная астма актуальность профилактики

Бронхиальная астма: актуальная проблема

Заболеваемость бронхиальной астмой имеет во всем мире тенденцию к росту. Основные причины - аллергизация населения в связи с загрязнением воздушной среды, химизацией сельского хозяйства, увеличившимся использованием различных химических веществ в промышленности. Несомненно, играет роль и широкое применение в лечебной практике антибиотиков, вакцин, сывороток. Лечение бронхиальной астмы затрудняет множественность этиологических факторов и патогенетических механизмов болезни,

Этиологические факторы астмы могут быть распределены на пять групп: неинфекционные аллергены (пыльцевые, пылевые, производственные, пищевые, лекарственные, аллергены клещей, насекомых, животных); инфекционные агенты (вирусы, бактерии, грибки, дрожжи); механические и химические воздействия (пары кислот, щелочей, неорганическая пыль); физические и метеорологические факторы (изменение температуры и влажности воздуха, колебания барометрического давления, магнитного поля Земли); наконец, нервно-психические стрессовые воздействия.

Исходя из современных знаний об этиологии и патогенезе бронхиальной астмы, можно предложить следующее ее определение. Это хроническое, рецидивирующее заболевание, затрагивающее преимущественно дыхательные пути. Характеризуется измененной реактивностью бронхов, обусловленной специфическими иммунологическими или неспецифическими (а возможно, теми и другими) механизмами. Обязательный признак - приступ удушья или астматический статус (иногда их сочетание), в патогенезе которых основную роль играют измененная и чрезмерная секреция слизи в бронхах, их отек и бронхоспазм.

Выявление патогенетических механизмов, определение условий, при которых они формируются, устранение причин их возникновения и коррекция патогенетических механизмов - основная задача лечащего врача.

В распознавании атонического механизма, связанного с аллергизирующим воздействием неинфекционного аллергена, помогают анамнез и кожные аллергологические пробы. Прежде всего, следует выяснить, нет ли связи обострений астмы (особенно в сочетании с вазомоторными ринитом и конъюнктивитом) с сезоном цветения деревьев, кустарников, трав, появлением приступов во время нахождения пациента в поле, лесу. Если есть, то больного направляют в аллергологический кабинет для постановки кожных проб с пыльцевыми аллергенами. Положительные кожные пробы позволяют диагностировать аллергию к пыльце растений.

Информация, полученная от больного, дает возможность предположить аллергические реакции на воздействие пыли, меховых и шерстяных вещей, средств бытовой химии, а также при контакте его с животными, Во всех этих случаях необходимо провести кожные пробы с соответствующим аллергеном.

Для диагностики пищевой аллергии сведений из анамнеза об ощущениях больного после съеденной им пищи недостаточно. Поэтому используют диету с последовательным исключением из рациона продуктов, которые могут вызывать, приступы бронхиальной астмы и другие аллергические синдромы.

Важны также полученные из анамнеза данные о переносимости лекарственных веществ (особенно ацетилсалициловой кислоты и других препаратов из группы салицилатов). Обострения бронхиальной астмы могут вызывать различные лекарства (часто антибактериальные препараты).

Механизм патогенеза бронхиальной астмы, зависящий от инфекционного начала встречается довольно, часто. Диагностика включает решение трех основных задач: выявление инфекционного воспалительного процесса, установление его этиологии и влияния инфекционного процесса на течение бронхиальной астмы.

Для выявления бактериальной, грибковой и плесневой этиологии производят повторные. посевы мокроты или смыва из бронхов на соответствующие среды и определение чувствительности бактериальных возбудителей к антибактериальным препаратам.

Комплекс диагностических приемов помогает выявить локализацию инфекционного воспалительного процесса, нозологическую форму, в которой он проявляется, этиологические факторы воспаления.

Аутоиммунный механизм может быть основным при тяжелом течении бронхиальной астмы. Косвенным подтверждением наличия аутоиммунных изменений служат положительная внутрикожная проба с аутолимфоцитами, высокий уровень кислой фосфатазы сыворотки крови. Аутоиммунный механизм формируется в процессе развития и прогрессирования атонической аллергии и инфекционно-воспалительного процесса в легких и бронхах.

Дисгормональный механизм может быть выражением глкжокортикостероидной недостаточности и дизовариальных нарушений. В первом случае выявляется стероидная зависимость, при которой попытки отмены или уменьшения суточной дозы глюкокортикостероидов приводят к улучшению состояния: нарастанию признаков

обструкции бронхов. Дизовариальный вариант характеризуется приступами удушья и усилением других признаков обструкции бронхов перед и во время менструального цикла, в связи с беременностью и во время климактерического периода.

Нервно-психические механизмы в патогенезе бронхиальной астмы встречаются довольно часто. Они связаны с особенностями преморбидной личности больных и вызываются различными психическими травмами. Не последнюю роль играют травмы головного мозга, диэнцефальные и стволовые расстройства.

Первично измененная реактивность бронхов может быть диагностирована в тех случаях, когда отсутствуют какие-либо признаки аллергии, нарушения функции эндокринной и нервной систем, приводящие к вторичному изменению реактивности бронхов. Типичные проявления ее - приступы удушья после физических перегрузок, от резких запахов, ухудшение состояния в холодную и ветреную погоду, при ее резкой перемене.

Перечисленными методами осуществляют только первичную диагностику. Более углубленное исследование следует проводить в специализированных аллергологических и пульмонологических кабинетах и отделениях.

Можно выделить три этапа развития бронхиальной астмы. Первый характеризуется наличием биологических дефектов, врожденных или приобретенных, у практически здоровых людей. От клинической реализации таких дефектов зависит развитие заболевания. Второй - состояние предастмы. Этот этап необязателен. Болезнь может развиться и без предшествующего первому приступу состояния предастмы. Наконец, третий - клинически выраженная бронхиальная астма, начинающаяся после первого приступа или же астматического статуса.

Предастма не самостоятельная нозологическая форма, а состояние, свидетельствующее о реальной угрозе возникновения бронхиальной астмы. Предастма формируется под влиянием названных выше этиологических факторов. Диагностика ее основана на учете четырех групп признаков: наличие заболеваний бронхов и легких (острый и хронический бронхит, острая и хроническая пневмония с клиническими и функциональными признаками обструкции бронхов); внелегочные аллергические заболевания (вазомоторный ринит и риносинусопатия, крапивница, вазомоторный отек Квинке, мигрень, поллиноз); лабораторные признаки (эозинофилия крови, эозинофилы в мокроте); наследственное предрасположение к бронхиальной астме и другим аллергическим заболеваниям. Состояние предастмы может быть констатировано при наличии у пациента признаков из двух и более указанных групп.

Основная задача при диагностике бронхиальной астмы, от успешного решения которой зависит эффективность лечения и профилактики - установление этиологических факторов и патогенетических механизмов у каждого больного к моменту обследования.

Первичная и вторичная профилактика бронхиальной астмы

Причины и симптомы бронхиальной астмы

Астма развивается вследствие вредного воздействия на клетки дыхательной системы патологических факторов. В результате этого бронхи начинают вырабатывать большое количество секрета, а бронхиальные просветы сужаются - через них невозможно вывести слизь. Воздух не может свободно проходить через дыхательные пути, вследствие этого начинается кашель, удушье, чувство тяжести и заложенности в груди. Приступ может спровоцировать быструю смерть пациента из-за острой гипоксии мозга или инсульта. Поэтому так важно проводить первичную и вторичную профилактику бронхиальной астмы.

К внутренним относится наследственная предрасположенность к астме. Врачи считают, что наследственность становится причиной болезни в 35% случаев. Вторым фактором считают сбои в работе некоторых система организма – иммунной и эндокринной.

Внешних причин, вызывающих бронхиальную астму значительно больше. К ним относятся:

  1. Ухудшение экологической обстановки.
  2. Аллергия на пыль, пыльцу растений, лекарства, бытовую химию и пр.
  3. Профессиональный фактор (если человек работает на вредном производстве).
  4. Гиповитаминоз.
  5. Пристрастие к нездоровой еде, содержащей большое количество сахара, быстрых углеводов, пищевых красителей и консервантов.
  6. Курение.
  7. Стрессовые ситуации.
  8. Хронические заболевания органов дыхания, ведущих к обструкции бронхов.
  9. Патогенные микроорганизмы – вирусы, бактерии и грибы.

Под воздействием хотя бы одного их указанных факторов в организме человека запускается процесс закупорки просветов бронхов, результатом которого становится приступ удушья.

Страдающие бронхиальной астмой пациенты отмечают характерные симптомы данного заболевания:

  • свистящие хрипы;
  • одышка;
  • сильный кашель по ночам;
  • учащённое и поверхностное дыхание;
  • бледность кожи;
  • тахикардия;
  • головокружение и головная боль.

Во время приступа важно вовремя оказать помощь больному, иначе может начаться быстрое ухудшение состояния, способное привести к смерти. Однако лучше вовремя проводить профилактические мероприятия, чтобы в дальнейшем не столкнуться с этим грозным заболеванием.

Первичная профилактика бронхиальной астмы

Профилактические меры и лечение бронхиальной астмы направлены на предотвращение приступов удушья или его облегчения. В медицине сложилось два термина – «первичная» и «вторичная профилактика бронхиальной астмы». Необходимо выяснить, в чём заключаются различия между ними.

Первичная профилактика бронхиальной астмы включает в себя меры, касающиеся устранения причин, способных спровоцировать болезнь. Соблюдение этих мер направлено и на то, чтобы заболевание не развивалось. Выполнять эти указания необходимо, в первую очередь, тем пациентам, которые находятся в постоянной группе риска: люди с аллергическими реакциями, жители мегаполисов из-за неблагоприятной экологической ситуации, работники химического производства, в том числе и фармацевты, курильщики, дети, а также те больные, имеющие склонность к частым рецидивам бронхита.

  1. Проводить ежедневные влажные уборки дома: протирать шкафы, полки, технику, обязательно мыть полы.
  2. Ничего не ставить под кровать, т.к. это будет препятствовать качественной влажной уборке.
  3. Отказаться от ковров, больших мягких игрушек, открытых полок с книгами, искусственных цветов. Все эти предметы способны накапливать пыль – а это один из самых сильных аллергенов.
  4. Пользоваться исключительно гипоаллергенным постельным бельём и принадлежностями.
  5. Менять постельное бельё не реже 1 раза в 2 недели. Стирать его необходимо при температуре не менее 60 градусов.
  6. В жаркую погоду нужно выносить на проветривание постельные принадлежности.
  7. Необходимо до минимума сократить количество комнатных цветов.
  8. Стараться не заводить домашних животных. Их шерсть может вызывать аллергию.
  9. Отказ от курения, в том числе пассивного, и приёма крепких алкогольных напитков.
  10. Избегать бытовых аэрозолей с сильными отдушками. Это требование касается и парфюмерии.
  11. Для ежедневной гигиены лучше использовать детское мыло, а не гели для душа и жидкое мыло.
  12. Строгое соблюдение диеты, исключающей аллергены: орехи, шоколад, продукты, содержащие консерванты и красители и пр.
  13. Закаливание.
  14. Регулярные прогулки на свежем воздухе вдали от дорог и заводов.
  15. Если у человека, работающего на вредном производстве, обнаружилась склонность к заболеванию, сменить род деятельности.
  16. Ежегодный отдых в санаториях на берегу моря и в горах.
  17. Своевременная профилактика и лечение заболеваний дыхательных путей.
  18. Отказ от различных БАДов.

О профилактике астмы у детей необходимо говорить отдельно, т.к. эта группа потенциальных пациентов всегда находится в группе риска из-за несовершенства иммунной системы. Особенно это касается малышей, чьи ближайшие родственники страдали от этого заболевания или склонны к появлению аллергии.

Основной профилактической мерой у малышей до года является полноценное грудное вскармливание, т.к. в женском молоке содержится всё необходимое для становления иммунитета и развития нормальной флоры кишечника. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, больше подвержены развитию пищевой аллергии.

Первый прикорм не рекомендуется вводить до 6 месяцев. Он не должен быть разнообразным и содержать продукты с высоким аллергенным индексом: цитрусовые, клубника, мёд, яйца, какао. На время прикорма лучше отказаться от баночных пюре и соков, т.к. они все содержат консерванты.

При соблюдении этих несложных принципов первичной профилактики бронхиальной астмы можно значительно снизить риск заболеть этой опасной болезнью у взрослых и детей.

Вторичная профилактика бронхиальной астмы

Если пациент не смог предотвратить всех негативных факторов и у него разилась болезнь, необходима вторичная профилактика бронхиальной астмы. Она включает в себя меры, направленные на предотвращение осложнений у лиц, страдающих астмой. Для сокращения числа приступов и их интенсивности врачи-пульмонологи рекомендуют выполнять рекомендации, дополняющие меры первичной профилактики:

  1. Стараться меньше бывать на улице в весенний период, когда цветут многие растения, чья пыльца является мощным аллергеном.
  2. Остерегаться укусов насекомых.
  3. Применять массаж и самомассаж грудной клетки и массаж спины.
  4. Всегда иметь при себе ингалятор.
  5. Возможно по рекомендации врача использовать методы нетрадиционной медицины – иглоукалывание, рефлексотерапию.
  6. Выполнение дыхательной гимнастики.
  7. Хорошим терапевтическим эффектом обладает регулярное посещение соляных комнат или пещер.
  8. Следить за течением острых респираторных заболеваний и бронхитов. Для их профилактики нужно постоянно увлажнять воздух в помещении, спать с открытыми форточками, применять витаминно-минеральные комплексы.
  9. В период цветения растений, вызывающих аллергию, хорошо уезжать в другую климатическую зону, лучше к морю. Однако такие путешествия возможно совершать только после обострения болезни, а не в период. Иначе такое путешествие может усугубить течение астмы.

Статья учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Горемыкиной Ирины Николаевны

«Актуальность профилактики речевых нарушений»

Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, воспитательных и коррекционных мероприятий призван обеспечить развитие физических и духовных сил подрастающего поколения.

Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

В настоящее время ухудшение здоровья детей – это констатация факта, т.е. подкрепленная серьезными научными изысканиями аксиома.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.

Профилактика – (от греч.prophylaktikos – предохранительный) – речевых нарушений это система мер по их предупреждению. Она является одной из важнейших задач медицинских и образовательных учреждений и одним из важных направлений логопедической работы.

Первичная профилактика любой речевой патологии сводится к устранению, по возможности, тех причин, которые могут привести к её возникновению. А поскольку эти причины начинают действовать ещё задолго до рождения ребёнка, то данный вид профилактики начинается «издалека» и рассчитан на предупреждение не только дефектов звукопроизношения или иных речевых расстройств, но и любой другой патологии, связанной с внутриутробным повреждением плода. Кстати сказать, дефекты звукопроизношения в их изолированном виде теперь почти не встречаются. Чаще всего они представляют собой лишь один из симптомов имеющихся у ребёнка более сложных речевых расстройств. А это значит, что и профилактику нарушений звукопроизношения нужно рассматривать более широко, то есть ориентируясь на предупреждение любой речевой патологии.

Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций. Такая профилактика может начаться ещё до рождения ребёнка путём создания для бедующей матери в период беременности максимально благоприятных условий. Также в системе профилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений нервно–психическом и, в частности, речевом развитии ребёнка. В тех случаях если обнаруживается отягощённость какой либо патологии, с родителями проводят беседы, чтобы они были информированы о признаках заболевания и какие профилактические меры позволят предупредить или ослабить вероятность возникновения или симптоматику того или иного наследственного заболевания.

Так же ещё из мер профилактики считается диспансеризация беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.

С появлением малыша особая ответственность за его здоровье лежит на семье. Здесь большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в младенческом, ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность гармоничного и полноценного развития и успешного обучения в школе.

На первом году жизни, даже если анамнез ребёнка в полном порядке, помимо профилактических осмотров педиатром, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопедом, оториноларингологом, в возрасте 2-х лет стоматологом, в 3-5 лет - теми же специалистами и логопедом. Такие углубленные осмотры позволяют выявить, не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе.

Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Специализированное педагогическое обследование помогает выявить возможные нарушения речи и начать работу по их профилактике.

Так как в первые годы жизни образцом речи является речь родителей или близких родственников, нужно ограничить речевое общение ребёнка с лицами страдающими речевой патологией. Также одной из мер профилактик И. Лангмейр, З.Матейчик говорят о достаточном эмоциональном общении, его недостаток в раннем возрасте опосредованно может привести к речевым расстройствам.

Большая ответственность в организации мер профилактики нервно-психических нарушений, приводящих к речевым расстройствам у детей, возлагается на дошкольное учреждение.

В первые дни после поступления в ясли у некоторых детей резко снижается речевая активность, что несомненно, задерживает формирование речи. Этот период может продолжаться у младших дошкольников до 4 месяцев, у более старших до 2-х месяцев. Наиболее трудно протекает адаптация к детским учреждениям, если ребенок поступает в него в 1,5 - 2 года. Наименее болезненно в возрасте 3 лет и более.

Поэтому, направление ребенка в детское учреждение необходимо осуществить в том возрастном периоде, в котором он может легче адаптироваться к новым условиям, что является профилактикой нервно-психического нарушения речи. В процессе подготовки дошкольника к школе проводятся профилактические осмотры детей педиатром и логопедом с целью выявления отклонений в речевом

В настоящее время особое значение приобретает проблема обучение грамоте и родному языку: формирование практических речевых навыков (сформировать лексико-грамматическую сторону речи) развитие осознания языковой действительности, элементов языка, смысловой стороны слова. Одной из мер предупреждения речевого нарушения это разговор с ребенком на одном языке до того времени пока он не усвоит его нормы и правила.

Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формирования его личности и поведения (вторичные расстройства). Глубокие расстройства речи (алалии, афазии) в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит в силу функционального единства речи и мышления.

При наличии у ребенка речевого нарушения возрастает необходимость своевременной диагностики степени функциональной готовности к школьному обучению. Только со специалистами разного профиля можно с определенной уверенностью решить вопрос о целесообразности поступления ребенка в школу или предоставление ему отсрочки.

Иногда с детьми, у которых имеются тяжёлые нарушение речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи

В целом вторичная профилактика направлена на предотвращение вторичных расстройств.

Любая логопедическая профилактика может быть действенна лишь при условии полного знания о развитии ребенка (физического, психического, речевого и так далее) с опорой на нормативы развития. Это позволит логопеду адресно руководить воспитанием и обучением, используя периоды сензитивности, наблюдаемых на определенных стадиях онтогенеза. Преждевременное или запаздывающее, по отношению к периоду сензитивности, коррекционное обучение является менее эффективным, тогда как сознательная опора на закономерности развития психофизиологических характеристик, психологии речи, позволяет логопеду добиваться значительных успехов.. В профилактике должны участвовать все стороны этого процесса т.е медики, педагоги, логопед, родители и т. д. И только совокупность их работы даст видимый результат.

Трудно переоценить важность и необходимость ранней профилактики нарушения речи у детей. В нашей стране создано много механизмов, которые помогают это сделать на любом уровне психического здоровья ребенка и в любом возрасте. Главное не дать закрепиться дефекту речи, не сделать его в понимании ребенка и родителей нормой.

Основная опасность кроется в том, что родители в подавляющем большинстве случаев не замечают имеющегося отставания в развитии ребенка и вплоть до поступления его в школу полагают, что у него “все нормально”. Если же иногда и появляется смутная догадка, что “что-то не так”, очень многие успокаивают себя: “С возрастом все пройдет!” К сожалению, не пройдет это с возрастом, а только ешё больше укоренится и к тому же “обрастет” массой других нарушений, о чем уже говорилось выше.

Проследить цепочку процесса речевого нарушения у ребенка может логопед. И как правило, если родители не утаивают информацию о ходе беременности, проблемных родов, ранних заболеваниях ребенка, состояния речи у родственников и т.д., то точность определения точки возникновения речевых проблем высока.

Литература:

1. Галкина С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта // Логопед. - 2010. -№ 5.

2. Домашний логопед. Полный справочник. / Под ред. Елисеева Ю.Ю. - М., 2007.

3. Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М., 1996.

4. Логопедия./ Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М., 2002.

5. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.

6. Методы обследования речи детей. /Под ред. Чиркиной Г.В. - М., 2003.


Данный раздел сайта подготовлен для медицинского персонала, оказывающего первичную медицинскую помощь : врачей, медсестер, студентов, проходящих практику, ассистентов врачей, всех иных лиц, имеющих отношение к медицинскому обслуживанию граждан. В книге приводятся рекомендации, основанные на клинической практике по 169 вариантам превентивных мер: скрининговые тесты, подключение консультантов, вакцинация, профилактика с помощью медикаментозных средств - для осуществления превентивных мер по 60 наиболее типичным состояниям. В группу пациентов, для которых рекомендованы эти меры, вошли асимптоматичные больные всех возрастов и категорий риска. Таким образом, можно утверждать, что в книге рассмотрены все основные виды медицинской помощи: частная практика, терапевтическая помощь, педиатрия, акушерство и гинекология. Рекомендации по каждой главе основаны на стандартизованном обзоре современного состояния научных исследований по данному вопросу и включают резюме опубликованных клинических исследований, позволяющих судить об эффективности данного профилактического подхода, причем для каждого из них приводится перечень основных профессиональных организаций и служб здравоохранения. Надо сказать, что клиницисты всегда интуитивно понимали значимость профилактических мер. Когда повседневно встречаешься со сложной, а подчас и безнадежной задачей лечения болезни, которая зашла слишком далеко, невольно думаешь, насколько была бы облегчена эта задача, если бы можно было начать лечение на ранних стадиях, а то и вовсе пресечь болезнь в самом зародыше.

Преимущества использования профилактических подходов стали особенно очевидными за последние 2-3 десятилетия, когда за счет эффективных клинических превентивных мер стали реже встречаться случаи массовых заболеваний. Благодаря вакцинации детей, в Соединенных Штатах практически стали единичными случаями такие инфекционные заболевания, как полиомиелит, который накатывался раньше регулярными эпидемическими волнами (более 18 300 случаев в 1954 году). В 1987 году в Соединенных Штатах насчитывалось всего 5 случаев паралитического полиомиелита. До того, как начали делать прививки, эпидемия краснухи повторялась в США каждые 6-9 лет; пандемия 1964 года дала более 12 миллионов инфицированных детей, более 11 тысяч погибло на стадии развития плода и около 20 тысяч детей умерло от врожденного синдрома краснухи. С 1969 года, когда начали делать прививки, количество заболеваний снизилось на 99%. То же самое можно сказать о дифтерии, коклюше и других некогда столь распространенных детских заболеваниях. Профилактические меры по раннему обнаружению заболеваний привели к резкому снижению показатепей заболеваемости и смертности. С 1972 года смертность от инсульта у пожилых людей снизилась более чем на 50%, что во многом связано в первую очередь с ранним распознаванием и лечением гипертонии. Смертность от рака шейки матки снизилась с 1950 года на 73%8, в частности, благодаря использованию теста Папаниколау, позволяющего выявить цервикальную дисплазию. Благодаря рутинному обследованию новорожденных и вовремя начатому лечению, если таковое необходимо, удается вылечить детей с такими поражениями, как фенилкетонурия и врожденный гипотиреоз, которые прежде неизбежно приводили к отставанию в их умственном развитии. Хотя вакцинация и скрининг остаются в числе важнейших профилактических мер, наибольшие надежды связываются с изменением отношения самих больных к своему здоровью. Они должны принимать меры задолго до активного развития заболевания.

Важность такого подхода была показана на основе статистики , обнаруживающей все более очевидную связь между отношением больных к своему здоровью и некоторыми заболеваниями, которые состоят в числе ведущих в списке причин смертности населения: сердечно-сосудистые заболевания, рак, поражения сосудов мозга, травмы, хроническая обструкция дыхательных путей.

Одно только курение является причиной смерти каждого шестого жителя Соединенных Штатов, в том числе 130 тысяч смертей от рака, 115 тысяч - от поражения коронарных артерий, 27 500 - от поражения сосудов мозга, 60 тысяч - от хронического поражения легких. Важнейшими причинами аварий на дорогах являются нежелание пристегиваться ремнями безопасности и вождение автомобилей в нетрезвом виде - более 47 тысяч смертей в 1987 году. Малоподвижность и несоблюдение правил здорового питания приводят к атеросклерозу, раку, диабету, остеопорозу и ряду других распространенных заболеваний. Некоторые сексуальные извращения увеличивают риск непредвиденной беременности, передачи заболеваний половым путем, СПИДа. Несмотря на наличие совершенно очевидных клинических критериев, убеждающих в необходимости профилактики, врачи часто не следуют рекомендациями. Причина заключается в целом ряде обстоятельств, в том числе и в том, что врачи не получают компенсацию за осуществление профилактических мероприятий, а также потому, что они слишком заняты, чтобы уделять внимание еще и профилактическим процедурам. Однако даже и с учетом этого, врачей следует упрекнуть в недостаточном внимании к профилактике вообще. Одна из важнейших причин, объясняющих эту ситуацию, заключается в том, что клиницисты не вполне хорошо представляют, какие же профилактические меры действительно необходимы.

Одна из причин заключается в том, что рекомендации поступают из различных источников, которые к тому же разнятся друг от друга. Достаточно упомянуть такие источники информации, как государственные службы здравоохранения, специальные медицинские организации, профессиональные и научные организации, добровольные ассоциации, индивидуальные эксперты. И все же главная причина заключается в том, что врачи весьма сомневаются в клинической эффективности профилактических мер. Часто врач не уверен, что выполнение тех или иных профилактических мер сможет заметно сказаться на снижении смертности либо заболеваемости по тем болезням, которые он старается вылечить. К тому же неясно, как сравнивать относительную эффективность различных профилактических мер. Не располагающий свободным временем врач затрудняется, что из профилактических мер следует посоветовать больному в ходе его непродолжительного посещения. К тому же не исключено, что некоторые манипуляции могут принести больше вреда, чем пользы. Хотя соображение такого рода можно отнести к любой врачебной процедуре, оно особенно актуально относительно профилактических мер, имея в виду, что все-таки пациент, относительно которого применяют профилактическую меру, более или менее здоров. Некоторые осложнения или редкие побочные эффекты, с которыми можно примириться при лечении тяжелого заболевания, приобретают большое значение, если возникают в асимптоматических условиях, и здесь приходится особенно тщательно взвешивать преимущества лечебных мер по сравнению с возможным риском.

К тому же такие «широкозахватные» меры, как рутинное массовое обследование населения , неизбежно влекут за собой еще и значительные расходы. Подобные соображения все чаще ставят под сомнение целесообразность рутинных обследований асимптоматичных больных, когда в стандартную проверку входит традиционный набор тестов и обследований. Ежегодная проверка здоровой части населения была впервые предложена Американской медицинской ассоциацией в 1922 году. В течение многих последующих лет работники здравоохранения рекомендовали проводить рутинные врачебные обследования и подробные лабораторные тесты как эффективное профилактическое средство. В настоящее время, не отрицая важности регулярных обследований домашним врачом, следует признать, что применение стандартного скринингового набора обследований всех здоровых людей, осуществляемого один раз в год, не может считаться эффективной мерой для предотвращения заболеваний. Более того, и частота обследований и содержание периодических осмотров должны быть соотнесены с каждым конкретным человеком, и нужно иметь уверенность, что данная процедура будет клинически эффективной. Такой подход к регулярным обследованиям был выдвинут Американской медицинской ассоциацией в 1983 году, заявившей, что она больше не выступает за регулярные ежегодные медицинские осмотры здоровой части населения.

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию такого явления в школьной среде, как травля среди подростков. В ней рассмотрен феномен школьного насилия, выделены основные его типы. В статье были выявлены актуальность и особенности проблемы профилактики школьного насилия среди обучающихся подросткового возраста.

Ключевые слова: школьное насилие, буллинг, моббинг, харассмент, травля, механизмы противодействия.

Введение. Школьное насилие рассматривается в современном мире как серьезная социальная проблема. Научное описание проблемы насилия в школах над детьми имеет различные трактовки и в связи с неоднозначностью терминологии, затрудняется. Сама категория «школьное насилие» многолика и в более современных подходах включает в это понятие целый спектр поведенческих феноменов. Так, под школьным насилием понимают «нанесение любого ущерба (физического, морального, психологического, идеологического и др.) или любые формы принуждения в отношении ученика, учителя или группы школьников, а также руководства учебного заведения» . Потребность в практических наработках и конкретных ненасильственных технологиях образовательной сферы возрастает, что свидетельствует о высоком уровне интереса к рассматриваемой проблеме.

Различные аспекты формирования ненасильственной образовательной среды в современных условиях исследовали как зарубежные (А.Гуггенталь, Д.Ольвеус и др.), так и отечественные (Е.Н. Волкова, Н.О. Зиновьева, Т.Н. Мерцалова, В.П. Устинов, М.В. Смагина и др.) ученые. В их трудах рассматриваются такие аспекты проблемы школьного насилия, как разработка её понятийного аппарата, выделение разновидностей и форм школьного насилия, механизмы противодействия ему.

В ходе данной работы были применены такие методы научно-педагогического исследования, как: анализ психолого-педагогических работ по проблеме исследования; метод сопоставительно-сравнительного анализа, моделирование, мысленный эксперимент и диагностические (анкетирование, интерьюирование) методы. Цель исследования – оценка современной ситуации и выявление основных тенденций в состоянии проблемы насилия в отношении детей в школе.

Основная часть . И.С. Кон определил школьную травлю как запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе . Агрессивное поведение имеет свои возрастные, половые (гендерные) и иные психологические закономерности.

В 1969 году П.-П. Хейманн впервые ввел в психолого-педагогическую литературу термин «моббинг». Данный термин был заимствован из этологии, где он обозначал групповую агрессию животных. Работы П.-П. Хейманна помогли понять механизм издевательства и выделить «моббинг» лишь как один из подвидов агрессии . В 1973 году норвежский психолог Дэн Ольвеус ввел понятие «буллинг», которое становится значимым в последующих исследовательских работах на тему школьного насилия во всем мире. Д.Ольвеус позже определил «буллинг», как длительные повторные негативные действия одного агрессора, направленные на одного человека, в то время, как моббинг является длительным негативным воздействием группы людей на жертву .

Унижения, вымогательства, оскорбления, угрозы, неприятие одноклассниками происходят за стенами школ по всему миру. Согласно первым крупномасштабным исследованиям, проведенным Д.Ольвеусом, в которых приняли участие около 568000 норвежских учащихся, одна седьмая опрошенных (осень 1983) учеников были подвергнуты травле своих одноклассников или сами становились жертвами детских преследований (Olweus, 1987, 1991, 1993a ). Из них примерно одна девятая были жертвами и одна десятая являлись агрессорами и травили своих одноклассников регулярно .

На территории субъектов РФ также существует локальная и региональная статистика различных психолого-педагогических исследований феномена школьного насилия, проведенных отечественными специалистами. Так, Н.А. Хвыля-Олинтер на основе репрезентативного исследования в школах г. Москва установила, что только три четверти учеников из 1500 детей никогда не унижали и не оскорбляли, но каждого третьего ребенка грубо одергивали или высмеивали перед всем классом .

Для криминологической диагностики масштабов школьного насилия в Воронежской области проводился анонимный интернет-опрос 200 школьников . Анализ ответов позволил сделать следующие выводы: половина опрошенных школьников были свидетелями насильственных актов физического характера в учебное время; пять респондентов признались, что иногда отнимали деньги или вещи у других учеников; с угрозами сталкивались треть респондентов; более четверти школьников отмечают факты насмешек и оскорблений по национальному или религиозному признаку; каждый десятый ученик испытывает чувство незащищенности, находясь в школе; наконец, 10 респондентов сталкивались с фактами принуждения к сексуальным отношениям.

В проведенном анонимном опросе А.И. Аверьянов выявил тот факт, что 91% респондентов были осведомлены и сталкивались с явлением насилия в школе постоянно. Половина обучающихся сами участвовали в травле своих одноклассников. Отвечая на вопрос о причинах травли, порядка половины участников опроса называют внешность, одна седьмая - поведение, одна девятая - национальность, 8% - материальное положение. Он пришел к выводу, что дети чаще проявляют интолерантность к различного рода отличиям. Говоря о формах школьного буллинга, обучающиеся на первое место поставили драку (44%), далее – сплетни (39%), бойкот (31%), оскорбления (13%) и высмеивание (11%) .

Зарубежные исследователи выделяют два типа школьной травли: непосредственный, где физические побои прямо наносятся жертве, и косвенный, куда входит распространение негативных сплетен, кибербуллинг, эмоциональная манипуляция человеком, а также социальная изоляция жертвы, которую иначе называют социальной агрессией .

Для выявления состояния проблемы насилия в отношении детей в школе в марте 2016 года мы провели анкетирование, базой которого послужили школы МБОУ «Лицей-интернат №79», МБОУ «СОШ №58» г. Набережные Челны, МБОУ «СОШ № 4» г. Елабуги РТ. Для достижения цели исследования использовался анкетный опрос школьников 13 лет и старше. Количество опрошенных учеников – 120.

В результате опроса было выявлено, что для современных подростков в большей степени характерно применение психических видов насилия. На первом месте находятся высмеивание и насмешки детей перед классом (78,8%). Так, 63,3% опрошенных детей признались в регулярной частоте насмешек. На оскорбления на почве одежды, вещей и места проживания пожаловалась одна четвертая часть респондентов, а 56% учеников высмеивали своих сверстников из-за ограниченных умственных или физических возможностей. Был выявлен большой процент драк из-за реакции на обидные обзывания (53,3%). Унижения и оскорбления детей составляют (13,3%). Пятеро из всех опрошенных видели, как кто-то из учеников вымогал вещи у другого.

По мнению опрошенных учащихся, для учителей характерно предвзятое отношение к детям и безосновательное занижение отметок (редко − 18,4%, часто и очень часто – 20,7%). Безопасно чувствуют себя в школе 80% обучающихся.

Таким образом, наиболее распространенными формами проявления насилия между школьниками являются как отрицательное психологическое влияние, так и причинение физической боли. Следует учитывать, что официальная статистика не способна полностью охватить все видовое разнообразие школьного насилия, ее регулярность и уровень причиняемого ущерба, так как факты жестокого обращения с детьми обычно скрываются и замалчиваются, а насильственные действия психологического характера практически никогда не фигурируют в российской статистике.

Проблема школьной травли является актуальной в любом образовательном учреждении. Инциденты школьного насилия влияют на общую атмосферу в классе, самочувствие обучающихся и на успеваемость учеников. Вследствие этого процесс профилактики школьного насилия относят к ключевым в организации учебно-воспитательной деятельности.

В разработках зарубежных и отечественных ученых были выявлены последствия перенесенного насилия. Т.Г. Волкова установила, что вне зависимости от видов перенесенного насилия у детей и подростков отмечают различные психосоматические реакции, например, снижение потребности в общении со сверстниками и семьей, снижение уровня самооценки, субъектного самоконтроля. Ею было выявлено закономерное повышение уровня подозрительности и подчиняемости в межличностных отношениях после пережитого насильственного действия и факт посттравматического синдрома отсутствия идентификации со школой .

По мнению Т.В. Кропалевой, наиболее опасным последствием школьного насилия является нарастающая диленквентность и криминализация поведения, в результате которого у подростков развивается тревожность и подозрительность, снижается уровень интеллекта и коммуникативных компетенций . В последствии риск проявления наклонности антисоциального поведения у школьников может многократно возрасти.

Д.Ольвеус считает, что детская травля влечет за собой негативные последствия не только для жертвы, но и для преследователя. Последствия издевательств сказываются на самочувствии незамедлительно и впоследствии, что обусловлено психологическими защитами. Он установил, что взрослые, испытавшие жестокие школьные отношения, были более подвержены депрессиям и имели проблемы с самоутверждением и формированием самооценки . Более того, если жертвы школьного насилия преследовались и во взрослой жизни, они сами начинали проявлять агрессивные черты характера и в дальнейшем. Так, в психиатрии существуют примеры патологической и деструктивной интроекции «идентификация с агрессором» (A.Freud,1936). В результате непосредственных наблюдений в естественных условиях (Bettelheim, 1960), и эмпирических исследований (Milgram, 1963), стало известно, что в ситуациях переживания страха или плохого обращения люди пытаются овладеть своим страхом и страданием, перенимая качества мучителей. Понимание данного механизма критически важно для процесса предотвращения и профилактики насилия над детьми в школе, так как этот механизм особенно ярко проявляет себя при характерологических предрасположенностях ребенка к садизму .

Зарубежные исследования регулярно описывают школьные инциденты разной степени жестокости. Схожие случаи школьных преследований были выявлены, засвидетельствованы и изучены в странах по всему миру. Так, в Австралии, 1 ребенок из 6 подвергается запугиваниям или травле со стороны сверстников еженедельно (Rigby, 2002). Согласно анализу результатов эксперимента, проведенного в Соединенных Штатах, каждый опрошенный был травмирован хотя бы раз, за все время его обучения, а уровень агрессии среди подростков доходит до отметки «экстремальный» .

Различные виды агрессии, школьная травля и запугивание одноклассников говорит о не здоровом развитии детей и подростков. Эти процессы являются предшественниками более тяжелого поведения в будущем. Кроме того, была выявлена существенная корреляция между запугиванием и последующими проявлениями детской жестокости у агрессоров, которая пропорционально увеличивается вдали от школ, в местах, неподконтрольных взрослым. Специалисты утверждают, что строгое соблюдение всех мер профилактики школьного насилия среди учащихся постепенно снижает уровень детской агрессии в классах, воспитывает в ребенке чувство эмпатии, укрепляет школьную атмосферу, повышает степень доверия учеников друг к другу .

Заключение. Для проведения успешной профилактики школьного насилия необходимо учитывать различные уровни подвергаемости насилию, не только межличностные (горизонтальные), но и вертикальные, а также семейные и общественные уровни. За прошедшие 30 лет, несмотря на возрастающий интерес международных исследований к теме школьной травли, вопрос об эффективном процессе профилактики учебного насилия остается открытым. Многое остается неизвестным, касающееся оценки, измерения, разработки и осуществления эффективных программ профилактики преследований и гонений среди школьников. Разработка мер профилактики школьного насилия среди учащихся остается одной из наиболее острых проблем, которая касается дальнейшего развития системы образования в России. Школы нуждаются в разработке программ внешкольной воспитательной работы, направленной на полноценное развитие подрастающего поколения.

Список литературы :

  1. Аавик Х. Профилактика девиантного поведения подростка // Мир науки и образования. – 2011. - № 11. – С. 110-113.
  2. Аакер Д. Школьные исследования. - М.: Питер, 2004. - 840 с.
  3. Абаев В. И. Противодействие школьной травле // Первое сентября. – 2006. - № 14.- С. 16-21.
  4. Аверьянов А.И. Школьный буллинг как проблема в деятельности социального педагога // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации: Материалы Российской научно-практической конференции (6 ноября 2008 г., Москва). – М., 2008. – С.180-182.
  5. Волкова Т.Г. Особенности образа «Я» личности, считающей себя испытавшей насилие: дис. … канд. психол. наук. – Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2004. – 271 с.
  6. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. – 2006. – № 11. – С. 15-18.
  7. Кропалева Т.Н. Роль насилия в генезисе противоправного поведения подростков: дис. … канд. психол. наук. – М.: Университет российской академии образования, 2004. – 130 с.
  8. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. - М.: Класс, 2015. – 592 с.
  9. Соловьев В.С. Криминологическая диагностика масштабов школьного насилия (по материалам анонимного интернет-опроса школьников) // Вестник ВГУ. – 2014. – № 4. – С. 220-231.
  10. Хвыля-Олинтер Н.А. Проблема насилия над детьми в оценках московских школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 1. – С. 143-147.