Игры на асфальте в детском саду красками. «Подвижные игры на асфальте», как форма организации двигательной активности детей на прогулке

Очень часто ежедневные прогулки с ребенком становятся унылыми и скучными.
Предлагаю вам несколько идей подвижных игр, которые помогут разнообразить очередную прогулку по парку или скверу, где много асфальта и нет игровых городков. Все что вам нужно - это захватить с собой коробочку с разноцветными мелками, упаковку влажных салфеток и хорошее настроение.

5 подвижных игр на асфальте

1. Подвижная игра-прыгалка "Классики"

Идею детской игры в самые обычные классики можно изменить до неузнаваемости.
Совсем не обязательно рисовать классическую таблицу с цифрами от 1 до 10.

Нарисуйте на асфальте мелками разноцветные круги. Постарайтесь располагать их все вместе. Количество кругов каждого цвета должно быть равным. Обозначьте первый и последний круг - откуда нужно начать и куда попасть. Теперь каждый игрок выбирает свой цвет и перемещается только по кругам своего цвета, ошибаться нельзя.

Правила детской подвижной игры можно разнообразить, как вам хочется:

  • - попасть камушком в свои круги;
  • - прыгать по кругам на одной ножке, на двух, попеременно;
  • - можно задействовать кость: сколько точек выпадет, столько кругов игроку нужно пропрыгать;
  • - можно пронумеровать круги, как настоящие классики;
  • - нарисовать внутри буквы и, прыгая, составлять заданные слова.

Играя, детки не только подвигаются, но и запомнят пару новых букв или цифр.

"Классики" можно нарисовать в форме длинной ленты-змеи, прямой или скрученной и бегать по её контуру.

2. Подвижная игра - бродилка "Кто быстрее"

Кроме классиков можно нарисовать всевозможные лабиринты.

Не обязательно такой правильный, как на фото. Лабиринт можно нарисовать в форме круга, треугольника, любой фигуры. Такая игра хорошо подойдет для компании ребятишек.

Устройте соревнования, а чтобы определить победителя воспользуйтесь секундомером. Дети любят соревноваться.

Если ваш ребенок катается на велосипеде, используйте тот же метод.
Напишите сами (или предоставьте это детям) мелом цифры, буквы, фигуры на асфальте. В любом порядке, с любыми промежутками, только покрупнее.

Предложите ребенку, катающемуся на велосипеде, проезжать по тем или иным цифрам, знакам, буквам, рисункам - побродить по заданному маршруту.

Это хорошее занятие на развитие крупной моторики и улучшения навыков езды на велосипеде.

Такие подвижные игры выручают, когда по близости нет детских городков, песочниц и качелей.

3. Подвижная игра - "Дорисуй картинку"

Нарисуйте на асфальте какую-нибудь геометрическую фигуру, а ребенок пусть пририсовывает к ней еще одну, и так по очереди с таким расчетом, чтобы в последствии могла получиться целостная картина.

Еще вариант - Наметьте точками контуры рисунка на асфальте, и пусть ребенок обведет его сплошной линией, стараясь не отрывать мелок от асфальта. Это может быть контур домика, звезды или кораблика.

Можно нарисовать разные геометрические фигуры и предложить ребенку дорисовать их так, чтобы они превратились во что-то узнаваемое. Например: на что похож круг? Он похож на яблоко - дорисовываем веточку и листик; на воздушный шар - дорисовываем ниточку; на солнышко - дорисовываем лучики и т.д.

Мелками можно обводить разные предметы, которые окажутся под рукой: формочки для песочницы, дно ведерка, листочки или, например, собственные руки и ноги. Из получившихся силуэтов можно составлять рисунки и потом их раскрашивать или заштриховывать.

Самый экстремальный вариант, возможный при условии, что асфальт достаточно чистый - лечь ребенку на асфальт, а вы его обведете, либо наоборот. Потом получившееся изображение можно раскрасить, прорисовать одежду, добавить в руки различные предметы. Несмотря на то, что у взрослых сразу возникают криминальные ассоциации, детям очень нравится такие автопортреты.

Более приемлемый вариант - обвести и раскрасить тень.

Интересную игру, развивающую воображение и творческое мышление, описывает в своей книге "Грамматика фантазии" Джанни Родари:

"Есть знаменитая сюрреалистическая игра: рисунок в несколько рук. Первый участник группы изображает нечто подсказывающее образ, делает набросок, который может иметь какой-то смысл, а может и не иметь смысла. Второй участник игры, непременно отталкиваясь от первоначальной наметки, использует ее в качестве элемента другого изображения, с иным значением. Точно так же поступает третий: он не восполняет рисунок первых двух, а меняет его направленность, трансформирует замысел. Конечный результат чаще всего представляет собой нечто непонятное, поскольку ни одна из форм не завершена, одна переходит в другую - настоящий перпетуум мобиле. Я видел, как дети увлекаются этой игрой, на лету схватывая ее правила. Первый рисует, предположим, овал глаза. Второй, интерпретируя овал по-своему, пририсовывает к нему куриные ноги. Третий вместо головы изображает цветок. И так далее. Конечный продукт интересует играющих меньше, чем сама игра, чем борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами и навязать свои, чем неожиданности и открытия, случающиеся на каждом шагу, в виде движения, которое Умберто Эко назвал бы, наверное, "миграцией содержания". Однако в итоге изображение может заключать в себе и целый рассказ. Ненароком появляется необычный персонаж, эдакое чудо-юдо, или фантастический пейзаж."

4. Подвижная игра - "Строим город"

Построить конечно не получится, а вот нарисовать вполне будет по силам.

Для этой игры понадобится белый мелок и игрушечные машинки. Рисуем дороги и перекрестки, парковки и гаражи, не забываем про пешеходные переходы для кукол! Помимо дорог можно нарисовать дома, магазины, скверы и парки развлечений – возможно, именно так и выглядит идеальный город. По "городским" дорогам нужно катать машинки и придумывать истории, куда едет, зачем, кого встречает и т.п. По ходу игры дорисовываются необходимые детали. Если машинок под рукой нет, подойдут камушки, палочки и другой подручный материал.

5. Подвижная игра-прыгалка "Резиночки"

Еще одна замечательная, но забытая очень подвижная игра. Почему сейчас девочки не играют в неё. Это наша вина. Мы не рассказываем, не показываем, а только удивляемся, почему девчонки не знают, как в неё играть.

Игры с мелками April 24th, 2013


pic

Весна к нам пришла настолько стремительно, что полностью насладиться пуском корабликов удалось далеко не всем. Но зато теперь во дворах везде снег стаял и повсюду стали появляться нарисованные мелом картины и дорожки-«классики».

Давайте вместе попробуем вспомнить все те игры с мелом, в которые мы когда-то играли.

Класски


pic

А знаете, что оригинальные правила в «классике» сложнее, чем мы себе представляем эту игру? Бывают решетчатые классики и прямоугольные . Подробное описание по ссылкам

Классики для малышей


pic

Мы сыном еще играли так: рисовали «дорожки» из разноцветных кружков. Каждый выбирал себе цвет. Нужно пройти всю дистанцию только по своим кружкам. Сейчас задачу мы усложняем – и «трасса» более запутана и проходить надо на одной ножке.

От буквы к букве

А можно сделать «буквенные» классики. Мы играли без «решеток», просто рядом писали буквы и переходили от одной к другой или перескакивали.

А со старшими дошкольниками можно называть вслух слова, на какую букву слово начинается, туда и нужно перескочить.

Также можно играть, рисуя цифры, только не подряд, как в классиках, а вразнобой. И нужно говорить кому на какую цифру нужно «пойти» или даже тренироваться в арифметике - Ире нужно пойти на клетку «2+3»


pic

Ехали-поехали

Еще одна игра из детства. На асфальте рисуется большой круг и делится на сектора (их должно быть больше, чем участников). Ведущий становится в центре, закрывает глаза, и говорит «ехали-поехали» - все бегут по кругу, потом говорит "стоп" - и все останавливаются, а ведущий называет число. Если на секторе с этой цифрой кто-то стоит, он начинает убегать, ведущий кричит "стоп" и, не открывая глаз должен оценить расстояние - в лилипутах, в великанах, зонтиках, лягушках или верблюдах. Если ведущему удается «осалить» игрока, он становится новым ведущим.

Поиск сокровищ

С помощью мела на асфальте можно нарисовать карту с подсказками, где спрятан клад

Крестики-нолики


pic

Канатоходец

Мой сын обожает ходить по бордюрам. На прогулке во дворе я часто рисую просто прямую линию. Сначала сын по ней аккуратно проходит, затем пытается пробежать или проскакать на одной ножке. А можно «пройти трассу» лягушкой.

Общий рисунок

В метро мы с сыном часто играем в эту игру. А летом иногда и во дворе. Суть игра очень простая – один игрок рисует какую-то одну деталь (например, носик от чайника), а другой продолжает рисунок, но вместо чайника он дорисовывает к "носику" туловище слона и т.д. Поверьте, совсем необязательно уметь рисовать, чтобы играть в «дорисовки» с детьми

Кто самый меткий


pic

Рисуем на асфальте круг и кидаем камушки. А с детьми постарше можно рисовать «мишень» с числами, например от 5 до 20, как в игре дартс

А можно кидать не камушки, а шарики с водой, в жару это намного веселее

Лабиринт


pic

В нашей подборке зимних развлечений мы предлагали рисовать лабиринт красками на снегу или вытаптывать. На асфальте нарисовать лабиринт еще проще

Рисуем тени

В солнечный день можно обрисовывать силуэты друг друга. А можно обрисовывать тени деревьев или домов


pic

Твистер на асфальте


pic

Если вы гуляете вдвоем с малышом, можно нарисовать дорогу для «настоящей» машинки или домик для человечка.

Или даже свой собственный трек для велосипеда или самоката


pic

А можно объединиться с другими гуляющими детьми и всей компанией нарисовать свой собственный общий город или сказочный остров!

Дорожку на даче можно сделать ярче


pic

И напоследок два Мастер класса

Мелки мутанты (подсмотрели )

Что вам понадобиться для изготовления мела в количестве 3 штук (хотите 6 мелков – увеличьте пропорции в 2 раза)

1. Пустые картонные цилиндрики от туалетной бумаги (3 шт.)
2. Ножницы
3. Клейка лента (скотч)
4. Вощеная бумага
5. Емкость для смешивания (сколько цветов будете делать – столько емкостей)
6. 3/4 стакана теплой воды
7. 1+1/2 стакана гипса
8. 2-3 ст. ложек акриловых красок
9. Ненужная клеенка (подстилка)
.
Последовательность действий:
1. Прокладываем цилиндрики изнутри вощеной бумагой.
2. Снизу залепляем скотчем, чтобы получились такие вот стаканчики.
3. Смешиваем воду с гипсом. Делаем это как можно быстрее, через 20 минут гипс начнет застывать.
4. Разливаем замес по емкостям, добавляем краску. Перемешиваем.
5. Получившиеся массу выливаем в наши цилиндрики. Слегка стучим по стенкам, чтобы выпустить пузырьки воздуха, иначе мел окажется дырявым.
6. Ставим сушиться. По утверждению автора данного проекта на сушку понадобиться 3 дня.
7. Мел готов! Рисуем.

Краски для асфальта (подглядели )

Холодную воду и кукурузный крахмал смешать в пропорции 1:1 и добавить пищевых красителей.

Присылайте нам свои рисунки на асфальте, а также идеи во что можно играть с мелками!

А о том, какие шедевры на асфальте создают профессиональные художники, мы расскажем, точнее, покажем в отдельной подборке!

Ирина Евгеньевна Париева

Разноцветными мелками

Можно все нарисовать.

С разноцветными мелками

Можно с пользой поиграть.

Актуальность проекта :

Непременный атрибут летних игр на улице - обычные мелки для рисования на асфальте . То, что мелками можно рисовать, знают все, но далеко не все знакомы с развивающими играми, в которые можно играть на улице, используя обычные асфальтные мелки . Не все знают, что мелки - это не только замечательные рисунки, но и веселые, увлекательные, полезные игры . Игры на асфальте - это отличный способ поиграть с пользой. Данный проект поможет детям познакомиться с наиболее известными играми, даст возможность затем самостоятельно организовать такие игры у себя во дворе , на прогулке.

Цель проекта :

Решение задач развития игровой деятельности детей, решение программных задач по образовательным областям в свете ФГОС ДО.

Организация игр на асфальте в летний период позволит решить программные задачи по следующим образовательным областям :

Социально -коммуникативное развитие :

Формирование готовности у детей к совместной деятельности, развитие взаимодействия ребенка со сверстниками, развитие доброжелательного отношения к окружающим;

Развитие у детей способности преодолевать физическое и психолого-эмоциональное напряжение;

Становление самостоятельности у детей;

Формирование у детей первичных представлений о безопасных играх на асфальте с целью воспитания осознанного отношения к выполнению правил безопасного поведения.

Познавательное развитие :

Развитие внимания, памяти, мышления, способности устанавливать простейшие связи;

Развитие способностей анализировать; обобщать;

Формирование элементарных математических представлений.

Речевое развитие :

Пополнение словарного запаса детей;

Развитие свободного общения детей друг с другом и со взрослыми.

Художественно-эстетическое развитие :

Развитие образного представления;

Развитие художественного восприятия и эстетического вкуса у детей;

Развитие у ребенка умения создавать простые изображения, передавая в рисунке признаки предмета : форму, цвет, размер;

Создание условий для освоения детьми рисунков на большой поверхности асфальта цветными мелками .

Физическое развитие :

Развитие физических качеств у детей (выносливость,быстроту, ловкость) ;

Организация двигательной активности детей в летний период;

Развитие у детей умения согласовывать свои действия с действиями других детей.

Ожидаемые результаты :

Активное участие детей в проектной деятельности ;

Освоение доступных знаний о разнообразии игр на асфальте ;

Формирование у детей умения самостоятельной организации подобных игр.

Этапы проекта :

1 этап. Подготовительный.

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.

Формулирование задач и цели проекта .

Подбор методической, справочной литературы по тематике проекта .

2 этап. Выполнение проекта .

Подготовка и организация игр. Проведение игр.

3 этап. Результаты.

Обработка и оформление материала по теме. Составление картотеки игр.

Работа по проекту :

В рамках работы над проектом нам хочется подчеркнуть ряд преимуществ игр на асфальте :

1. Эти игры являются содержательно-насыщенными и развивающими, так как позволяют решать программные задачи по всем образовательным областям.

2. Эти игры являются доступными , так как не требуют специального оборудования и дополнительного места, их легко организовать там, где есть асфальт .

3. Количество участников в этих играх не ограничено, правила могут предусматривать участие всех детей.

4. Игры и упражнения многофункциональны и вариативны. Одну и ту же игру можно организовывать каждый день, но по-разному, через разные виды двигательной активности, одна и та же игра может иметь разные правила.

5. Эти игры легко использовать как для совместной деятельности взрослого и детей, так и для деятельности группы детей, а так же для самостоятельной деятельности детей.

В сети Интернет представлены различные картотеки игр, мы решили составить ее следующим образом :

1.«Цветные кружочки» Цель : дети прыгают по кружочкам, соблюдая порядок. Важно находить нужную цифру, не нарушая порядок счета. Можно усложнять задания (прыгать через один, прыгать только лицом вперед, прыгать только на двух ногах-одной ноге и т. д.) Развивается внимание, координация движений, закрепляется знание порядкового счета.

2.«Классики» Здесь дети прыгают по клеточкам с цифрами от 1 до 10 и обратно. Прыгать на одной ножке, на двух, попеременно, в зависимости от количества клеток. Можно кидать на старте камушек на одну из клеток, и забирать его на обратном пути.

3. «Светофор» Цель : совершить прыжок на нужный цвет по сигналу воспитателя. Дети встают у линии, воспитатель называет цвет «красный, желтый, зеленый» , ребенок должен прыгнуть на нужный цвет и прыгнуть обратно, не разворачивая корпус, то есть «задом на перед» . В этой игре дети закрепляют цвета светофора, развивают навык прыжка в длину, слуховое внимание. Можно заменить прямое название цвета, т. е. говорить смысловое значение- «стоп!» , «внимание!» , «иди!» .


4.«Крестики-нолики» Цель : необходимо собрать 3 символа в трех направлениях : горизонтально, вертикально, по диагонали, игра рассчитана на двух человек. Сначала обговаривается, кто каким символом будет играть : крестиком или ноликом. Затем дети поочередно рисуют мелом свои знаки так, чтобы в итоге получилась линия их трех крестиков или трех ноликов. Эта игра развивает внимание, мышление, быстроту реакции.


5.«Лабиринт» . Цель : найти выход из лабиринта- замкнутого пространства со множеством преград-стен. Имеет два входа-выхода с противоположных сторон лабиринта, заходить можно в любой из них и двигаться к выходу на другой стороне лабиринта. В этой игре развиваются пространственные представления, пространственные понятия, логическое мышление, внимание.


6.«Лабиринт по кругу» Цель : найти выход из лабиринта. Форма лабиринта – круг. Имеет 3 входа-выхода, и дойти можно разными путями до центра и обратно. Можно обыграть лабиринт, положив в центр куклу, и отправить принца ее «спасать из замка дракона» . Можно положить в центр морковку, и накормить зайчика и т. д. В этой игре дети развивают пространственные представления, логическое мышление, внимательность.


7.«Буквы на облаках» Здесь можно играть разными способами :

ребенок прыгает по облакам и придумывает слова на заданную (облаком) букву;

педагог называет слово, а дети встают на то облако с буквой, на которую это слово начинается : мама – облако с буквой «М» ;

можно выделять не первый, а последний звук в слове- кран - облако с буквой «Н» ;

а можно наоборот- придумать слово на букву, нарисованную в понравившемся облаке.

Цель :развивать и закреплять навыки звукового анализа, зрительный образ букв. Развивать память, мышление.


8.«Змейка» .Цель : развивать координацию движений, точность, внимание. Игра на первый взгляд проста, но ее могут усложнить различные варианты : «Полоса препятствий» , «Донеси – не урони» , «По ровненькой дорожке» , «Караси и щука» , разные виды ведения мяча (футбольный, баскетбольный, воздушный шарик и т. д.)


9.«Гусеница» . Дети становятся точно на нарисованные подошвочки, двигаются прыжками от хвоста гусеницы (или от головы) . Приходится прыгать и вперед, и назад, и боком. Цель : развивать координацию движений, точность, умение ориентироваться в пространстве. Игру можно так же разнообразить вариантами : «По следам» , «Попади в каждый след» , «Баскетболисты» , «Целься точнее» , «Пройди и перешагни» .


10.«Солнышко с косичками» . Игроков столько же, сколько косичек. Движение может иметь несколько направлений : в круг, из круга. Прыгать можно на одной ноге, на двух, прямо, задом, левым боком, правым боком. Можно просто переступать. Цель : развивать умение ориентироваться в пространстве, координацию, память, логическое мышление, внимание, ловкость. Варианты игр : «Поменяйся местами» , «С кочки на кочку» , «Кто быстрее?» , «Найди свой бантик» , «Попади в цель» , «Удочка» , «Кто сделает меньше прыжков?» , «Птички в гнездышках» .


В наше время к уровню психофизического развития дошкольников, к их готовности к обучению в школе предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физкультуры, которые способны совершенствовать их физические качества. Однако предметно-развивающая среда, используемая ныне в ДОУ для организации двигательной активности детей на воздухе, не в полной мере обеспечивает их физическое развитие, что, в свою очередь, вызывает существенные трудности при разработке и реализации приемов и методов физического воспитания.

Предметно-развивающая среда должна соответствовать правилам охраны жизни и здоровья дошкольников, требованиям гигиены и эстетики, отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей, являться многофункциональной, практичной, экономичной, доступной и привлекательной для них.

Поэтому, предлагаю на территории ДОУ оформить комплекс «Игры на асфальте», который является одной из форм организации активности детей на воздухе, способной расширять их двигательный опыт и обогащать новыми координационно-сложными движениями.

Игры с использованием рисунков на асфальте не требуют специального оборудования и дополнительного места для проведения. Их легко организовать везде, где есть асфальт, например на дорожке вокруг детского сада. Игры на асфальте многофункциональны и вариативны. В процессе их проведения совершенствуются разные виды движений, варьируются способы организации детей. Используя один рисунок, можно организовать несколько игр для детей разного возраста и различной физической подготовленности - игр, направленных на развитие двигательных навыков. В играх на асфальте количество участников не ограничено: правила предусматривают одновременное участие в игре всех детей, что способствует повышению двигательной плотности физкультурно-оздоровительного мероприятия.

Отличительная особенность игр заключается в том, что одну и ту же игру можно проводить каждый день, используя разные виды двигательной активности и разные рисунки, что позволяет избежать однообразия. Более того, меняющаяся игровая обстановка позволяет закрепить знание правил игры, обогащает двигательный опыт детей и обеспечивает его творческое использование в играх, что способствует проявлению ловкости в разнообразных жизненных ситуациях.

Игры помогут воспитателю интересно и эффективно провести прогулку, организовать самостоятельную деятельность детей и индивидуальную работу по развитию и совершенствованию двигательных навыков и умений.

С точки зрения решаемых в играх на асфальте педагогических задач их можно классифицировать по следующим основаниям:

 по интенсивности движений (игры малой, средней и высокой подвижности);

 по типу преимущественного двигательного действия (бег, прыжки, ведение мяча, метание и др.);

 по сложности построения игры (индивидуальные, командные);

 с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;

 по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без них, сюжетные, бессюжетные);

 по развиваемым физическим качествам (игры, способствующие развитию ловкости, быстроты, координации движений, скоростно-силовых качеств, выносливости);

Игры на асфальте создают атмосферу радости и потому позволяют наиболее эффективно в комплексе решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Основными видами двигательной активности в играх на асфальте являются разные виды бега, ходьбы, прыжков, метания, упражнений с мячом. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей наиболее целесообразно (рационально) и находчиво использовать двигательные навыки и умения, способствуют осознанию игровых правил и возможности переноса собственного двигательного опыта в игровую деятельность, что обеспечивает развитие и совершенствование физических качеств: быстроты реакции, ловкости, равновесия, координации движений, навыков пространственной ориентировки, глазомера.

Классики или классы — старинная детская игра, популярная во всём мире, включая Россию и СССР. Играется, как правило, на асфальте, расчерченном мелом на квадратики или другие фигуры («классы»). Играющие, прыгая на одной ноге, толкают «биту» (например, баночку из-под гуталина или шайбу) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть ей на черту и не наступить на черту ногой.

Совсем маленьким детям разрешается прыгать на двух ногах

Игра в классики была популярна в Европе уже в Средние века,хотя иногда отмечают, что корни игры восходят к временам Римской империи.

Правила игры

Итак, на асфальте рисуем прямоугольник, а потом делим его на 10 квадратов и пронумеровываем их. Играющие должны прыгать на одной ножке и толкать биту из первого квадрата во второй, и так далее. Как только бита перелетит в следующий квадрат, нужно самому прыгнуть туда же, при этом, не наступив на черту. Также нельзя опираться на вторую ногу.

Пропрыгав таким образом по всем классикам, нужно вытолкнуть биту за пределы игрового поля - первый этап пройден. Потом бросаешь биту на вторую клеточку и также прыгаешь. Если и этот этап удалось преодолеть, в следующий заход кидаешь биту на третью клеточку и так далее.

Игру можно сделать интереснее, если добавить в игровое поле некоторые элементы. Например, на 5 клеточке написать слово «дом» - это значит, что на этом поле можно встать на две ноги, потоптаться и передвинуть биту. Или последнюю клеточку разделить на 3 части и написать на них: "банк", "ход" и "огонь".

Когда игрок закончит очередной этап, он встает спиной к игровому полю и кидает биту, а затем смотрит, попала ли она на какую-то часть.

"Банк" означает, что игроку присваивается 10 баллов (за 50 баллов можно купить любой квадратик от 1 до 8 и у игрока появится еще один «дом» в котором можно отдохнуть).

"Ход" означает, что игрок, даже если наступил на черту, продолжает играть или получает дополнительное право хода.

"Огонь" означает, что все деньги, заработанные в банке, сгорели. А если их нет, то он пропускает свой ход.

Для маленьких детей можно придумать упрощенные варианты: с меньшим количество классов, с возможностью просто шагать из клеточки в клеточку. Постепенно игру нужно усложнять - дать ребенку биту, пусть пробует ее пинать из классика в классик. Затем можно учить его бросать биту в нужную клеточку и т.д. Когда увидите, что ребенок освоил эти приемы, учите его прыгать на одной ножке по классикам. Покажите малышу, как нужно прыгать из одного квадрата в другой, стараясь не наступить на линию. По мере совершенствования, предложите крохе прыгать на одной ножке. Не забывайте тренировать как правую, так и левую ногу.

Для большего веселья посадите в последнюю клеточку игрушку, которая заблудилась и её нужно выручить из беды.

Что развивает игра в классики?

Игра в классики развивает глазомер, координацию движений, чувство равновесия. А еще, как и любая другая игра с правилами, естественно и непринужденно учит ребенка управлять своими поведением в соответствии с правилами. И здесь у ребенка нет протеста, т.к. правила диктуются не взрослым, а самой игрой. Именно умение управлять своим поведением в соответствии с правилами, умение не только побеждать, но и проигрывать является очень важным для подготовки ребенка к школьному обучению.

Разные виды классиков.

Улитка.

Рисуется на асфальте огромная закрученная улитка, делится на квадраты. Выбираются участники игры (обычно, не больше трех-пяти) иустанавливаем очередность по считалке или по жребию.

Тот, кто будет играть первым, начинает.

  • Он бросает камушек (шайбу) в первую клеточку и прыгает на одной ножке в эту клеточку так, чтобы не задеть ни одной линии.
  • Затем носком ноги он старается передвинуть шайбу так, чтобы она передвинулась в следующую клеточку. Если камушек при передвижении попал на одну из линий, то придется начать все сначала. И уступить ход другому игроку.
  • Когда дойдешь до «огня» — заштрихованной клеточки, надо огонь перепрыгнуть. Для этого носком ноги нужно подтолкнуть шайбу и передвинуть ее вперед, пропуская заштрихованную клетку огня. Вслед за шайбой нужно самому перепрыгнуть в эту клеточку. Если шайба или нога задела заштрихованную клеточку или любую линию улитки, то придется уступить ход и начать все сначала.

Задача игрока - провести камушек без ошибок и заступов до середины улитки и вернуться обратно. В середине улитки можно поменять ногу.

Правила игры в классики «Улитка»

  • В заштрихованные клеточки нельзя наступать.
  • В заштрихованные клеточки нельзя попадать камешком.
  • Если попадешь на заштрихованную клетку ногой или камешком (шайбой), то придется начинать всё сначала.
  • Если попадешь ногой на любую нарисованную черту улитки, то придется начать сначала.

Если ребенок играет один, то при ошибке он возвращается и начинает всё сначала. Можно ставить задачу на время - за сколько минут удастся пройти улитку без ошибок?

Если играет группа игроков, то при любой ошибке право игры переходит следующему по очереди игроку.

Улитка может быть как очень короткой - счет до 10 (для дошкольников), так и очень длинной с большим количеством клеточек - до 30 клеточек (для школьников).

Решетчатые классики.

В решетчатых "классиках" прыгают одной и двумя ногами попеременно - одна, одна, две, одна, две, одна, две, поворот и обратно.

Проходим 1-й "класс" :

Нужно встать одной ногой на "Землю" и кинуть биток так, чтобы он попал в клеточку 1. Вторая нога при броске может стоять на земле. Если же биток упал правильно, игрок на одной ноге должен впрыгнуть в первую клеточку. Потом стоя на одной ноге, надо наклониться и поднять биток. Дальше, прыгая надо вернуться на "Землю". Если вы это сделали, то вы переходите во 2-й "класс". Ура!

Проходим остальные "классы" :

Первый раз биток нужно бросить так, чтобы он попал в клетку 2 и т.д. в клетку по номеру "класса". Дальше необходимо перескочить к битку по клеткам, поднять биток и вернуться назад. С каждым разом задача как бы усложняется, так как бросать приходиться все дальше. Выигрывает тот, кто первым пройдет все "классы", то есть будет выпускником.После прохождения всех этапов нужно сдать экзамен. Об условиях его проведения игроки договариваются сами. Например, просто проскакать все классы на одной ноге 3 раза.

Ошибкой считается попадание битка не в ту клетку, которая на очереди, нельзя чтобы биток попадал на линию. Ошибкой будет также то, что прыгун оступился или наступил ногой на линию, разделяющую клетки. Ошибешься — уступаешь место следующему, а когда очередь прыгать дойдет до тебя снова, начинаешь с того, на чем остановился. Если биток залетал в "Котел "(или в "Костер ", или в "Воду ", или "Огонь "), то все попытки сгорают, и нужно начинать с 1-го "класса".

Прямоугольные классики

В прямоугольных "классиках" прыгают только на одной ноге.

Проходим 1-й "класс" :

Нужно аккуратно встать правой ногой в зону броска ("Земля") и кинуть биток так, чтобы он попал в клеточку 1. Вторая нога при броске может стоять на земле. Если же биток упал правильно, игрок на одной ноге должен впрыгнуть в первую клеточку. Потом, слегка подпрыгивая, биток надо перетолкнуть ногой в следующий квадрат, и перепрыгнуть вслед за ним. Затем снова нужно подтолкнуть биток в следующую клетку и прыгнуть вслед за ним, и так до конца клеток. И последним прыжком нужно вытолкнуть биток за пределы поля. Если вы это сделали, то вы переходите во 2-й "класс". Ура!

Проходим остальные "классы" :

Первый раз биток нужно бросить так, чтобы он попал в клетку 2 и т.д. в клетку по номеру "класса". Дальше необходимо перескочить к битку по клеткам и подталкивать биток из клетки в клетку. Так что с каждым разом задача как бы упрощается.

Выигрывает тот, кто первым пройдет все "классы", то есть будет выпускником.

Ошибкой считается попадание битка не в ту клетку, которая на очереди, нельзя чтобы биток попадал на линию. Ошибкой будет также то, что прыгун оступился или наступил ногой на линию, разделяющую клетки. Ошибешься — уступаешь место следующему, а когда очередь прыгать дойдет до тебя снова, начинаешь с того "класса", на котором ошибся. Если биток залетал в "Котел "(или в "Костер ", или в "Воду ", или "Огонь "), все попытки сгорают, и нужно начинать проходить "класс" с самого начала.

Круглые классики.

Рисовать можно на разное количество цифр. Прыгать так: . На цифру 1 - одной ногой. . На цифры 2 и 3 - левой и правой соответственно. . На цифру4 - одной ногой. . На цифры 5 и 6 - левой и правой соответственно. . На цифру 7 - одной ногой. . На цифры 8 и 9 - левой и правой соответственно. Потом прыжок и разворот. . На цифры 9 и 8 - левой и правой соответственно. . На цифру 7 - одной ногой. . И т. д. до конца.

«Воздушный шарик» (рис. 1):

На асфальте нарисован большой воздушный шар, внутри которого геометрические фигуры 4-х видов (круги, ромбы, треугольники, квадраты) с порядковыми номерами и разного цвета;

Используется для проведения игр, игровых упражнений и эстафет в организованной и самостоятельной деятельности детей при фронтальном и поточном способе их организации.

«С кочки на кочку»

(2 - 3 года)

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры : Прыжки на двух ногах по фигурам (желательно создавать различные игровые ситуации: прыгаем как зайки, прыгаем как лягушки; прыгаем через болото, прыгаем, чтобы попасть в гости к кому-нибудь или добраться до предмета, лежащего на другой стороне шарика).

Вариант:

- для детей 3-х лет можно предлагать передвигаться по фигурам определенного цвета (только по синим, зеленым и т.п.).

«Пройди и перешагни»

(2 - 3 года)

Цель: упражнять детей в ходьбе с перешагиванием, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Ходьба с перешагиванием через фигуры (для поддержания интереса создавать различные игровые ситуации).

Вариант:

Прыжки через фигуры.

«Не задень!»

(3 - 4 года)

Цель: упражнять детей в ходьбе и беге змейкой, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Ходьба или бег змейкой между фигурами (для поддержания интереса создавать различные игровые ситуации).

Вариант:

Прыжки змейкой между фигурами.

«Найди свое место!»

Цель: развитие ловкости, умения быстро реагировать на сигнал, формирование навыков ориентировки в пространстве.

Ход игры: Дети передвигаются вокруг шарика, выполняя задания: по команде «Треугольники!» стараются встать на треугольники; по команде «Круги!» занимают круги и т.д.

Вариант 1.

Вариант 2.

Вместо фигур педагог называет цвета или цифры.

Вариант 3.

Количество участников игры может быть больше, чем количество определенных фигур, и тогда дети, не успевшие занять место, выбывают из игры.

«По местам!»

Цель: развитие внимания, умения действовать по сигналу, формирование навыков ориентировки в пространстве.

Ход игры: Дети встают на любую фигуру. По сигналу ведущего «Синие!» бег вокруг шарика начинают дети, стоящие на фигурах синего цвета. По сигналу «Зеленые!» к ним присоединяются дети, стоящие на фигурах зеленого цвета. По сигналу «Оранжевые!» начинают бег дети, стоящие на оранжевых фигурах и т.д. По команде «По местам!» все стараются найти фигуру своего цвета.

Вариант 1.

При каждом повторении игры способ передвижения детей меняется (бег, подскоки, галоп, прыжки на 2-х или одной ноге и др.).

Вариант 2 (5 - 7 лет).

Дети двигаются вокруг шарика, отбивая мяч (одной рукой, двумя руками, попеременно правой и левой рукой).

«Снайперы»

Цель:

Ход игры: На фигурах расставляются кольцебросы. Дети размещаются за контуром воздушного шарика, у каждого по 3 - 5 колец, которые они по сигналу взрослого одновременно начинают набрасывать на кольцеброс. Игра заканчивается, когда у детей не останется колец.

Подсчитываются попадания, выбирается самый меткий игрок.

Вариант (3 - 7 лет):

Метание мешочков в горизонтальную цель разными способами.

«Кто быстрей?» - эстафета

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, умения действовать в команде; упражнять в выполнении прыжков разными способами.

Варианты:

Прыжки на одной ноге;

Прыжки на 2-х ногах с мячом (мешочком) между колен.

«Донеси - не урони!» - эстафета

Цель:

Ход игры: В эстафете участвуют 2 - 4 команды. Все выстраиваются с одной стороны шарика, каждая команда - напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команды прыжками начинают передвигаться по своим фигурам по порядку - от цифры 1 до цифры 5; выполнив задание, выпрыгивают из шарика с противоположной стороны. В это время в соревнование включается следующий участник команды и т.д. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне шарика. Эстафета повторяется - дети выполняют прыжки в обратном порядке.

Вариант:

Дети передвигаются по фигурам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

Передвигаясь по фигурам, нести теннисный шарик на ракетке.

«Змейка» (рис. 2):

На асфальте чертят 2 дорожки, одинаковые по длине и количеству поворотов; «змейки можно расчертить клетками 2-х контрастных цветов, чередуя их;

Используется для проведения эстафет, аттракционов, общеразвивающих и игровых упражнений;

Способ организации детей - поточный.

«По извилистой дорожке» -

игровое упражнение, парное соревнование

Цель : развитие ловкости, координации движений, чувства равновесия, обогащение двигательного опыта.

Ход игры: Разные виды ходьбы, бега, прыжков по извилистой дорожке с сохранением равновесия (для детей младшего возраста создавать игровые ситуации).

Вариант:

Для детей 4,5 - 5 лет можно ввести элементы соревнования парами (по типу игры «Наперегонки вдвоем»).

"Попади в цель!»

Цель: развивать ловкость, координацию движений, глазомер, упражнять в метании.

Ход игры: На разных участках дорожки размещают кольцебросы, дети забрасывают на них кольца, все время увеличивая расстояние между собой и кольцебросом.

Варианты:

На дорожке размещают корзины, в которые дети разными способами забрасывают мячи;

На дорожке размещают обручи, в которые дети разными способами забрасывают набивные мешочки.

«Быстрая команда» - эстафета

Цель: развитие ловкости и быстроты, умения двигаться разными способами по ограниченной извилистой дорожке, сохраняя равновесие и скорость движения, формирование навыков игры в команде, обогащение двигательного опыта.

Ход игры: Две равные по количеству участников команды строятся на старте. Забег начинает участник под № 1. Как только он достигает финиша, стартует следующий игрок и т.д. Эстафета заканчивается, когда вся команда окажется на другом конце дорожки.

Варианты:

Эстафета с ведением мяча (обруча); ведение мяча клюшкой по дорожке;

Бег в чередовании с прыжками через короткую скакалку;

Прыжки через длинную скакалку с продвижением вперед;

Прыжки на двух ногах (одной ноге) из клетки в клетку; через клетку (только по зеленым или только по желтым); через змейку; боковые прыжки;

Две команды одновременно начинают бег по дорожкам; побеждает та команда, которая сделала меньше ошибок на дистанции и быстрее добралась до финиша.

«Донеси - не урони» -

соревнование, эстафета, парный аттракцион

Цель: развитие координации движений, чувства равновесия, умения действовать в команде.

Ход игры: Идя по дорожке, нести теннисный шарик на ракетке (мешочек на голове, картошку в ложке и т.п.).

Вариант:

С мешочками на голове передвигаться двойками или тройками, держась за плечи (пояс) друг друга.

«Полоса препятствий» - эстафета

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, обогащение двигательного опыта, формирование умения следовать заданным условиям.

Ход игры: На каждом повороте дорожки установлен вертикальный или горизонтальный обруч. Дети, пробегая дистанцию, пролезают в них. Победителем считается команда, участники которой первыми выполнили задание и допустили меньше ошибок.

Вариант:

Вместо обручей использовать другие препятствия, которые надо преодолеть (дуги - подлезание; большие кубы - перешагивание с наступанием на куб, огибание, прыжки вокруг каждого куба; малые кубы - перепрыгивание).

«Лови, бросай - упасть не давай!»

Цель: развивать ловкость, координацию движений, упражнять в бросании и ловле мяча.

Ход игры: Дети выстраиваются в шеренгу на самую ближнюю к ведущему часть дорожки. Он бросает мяч каждому игроку. Ребенок ловит мяч и возвращает его ведущему таким же способом. Выполнив упражнение без ошибки, дети отходят на следующую часть дорожки. Ребенок, допустивший ошибку в ловле или броске мяча, остается на месте до следующей попытки. По окончании игры победителем выбирают участника, который оказался на самой дальней от ведущего части дорожки.

Вариант:

Бросать мяч каждому игроку разными способами: снизу, от груди, с ударом о землю, из-за головы и т.п.

«Геометрические фигуры» (рис. 3):

На двух противоположных сторонах площадки рисуют несколько видов геометрических фигур разного цвета в чередующемся порядке;

Используется для игр и эстафет с одновременным участием всех детей.

«Добеги и принеси!»

- эстафета

Цель:

Ход игры: Игроки располагаются на фигурах с одной стороны площадки. На противоположной стороне напротив каждого ребенка на такой же фигуре лежит какой-нибудь предмет (кубик, флажок, кегля и пр.). По команде ведущего дети должны добежать до своего предмета и принести его: при повторении эстафеты отнести предмет.

Вариант:

Условия те же, но на противоположной стороне напротив каждого ребенка вертикально установлен обруч; по сигналу ведущего дети добегают до обручей, пролезают через них, берут предмет и возвращаются на свое место. Игру можно повторить несколько раз, называя разные фигуры.

«Кто быстрей?» - эстафета

Цель: развивать ловкость, быстроту, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.

Ход игры: Дети располагаются на фигурах. Их количество должно соответствовать числу детей. По сигналу «Треугольники!» бегут наперегонки дети, стоящие на треугольниках. Добегают до таких же фигур на противоположной стороне площадки и возвращаются на свои места. Повторяя игру, воспитатель называет другую фигуру (или цвет).

Варианты (5 - 7 лет):

Дети передвигаются по площадке с мешочком на голове;

Дети передвигаются по площадке, отбивая мяч (целесообразно использовать разные способы ведения мяча), прокатывая обруч; прыгая через скакалку;

Дети передвигаются по площадке разными способами (прыжками, спиной вперед, гигантскими шагами, приставным шагом, подскоками, галопом, на носках, на пятках и пр.);

Дети передвигаются по площадке, преодолевая различные препятствия (подлезая под дуги, перепрыгивая через бруски, огибая кубы, собирая и расставляя кегли и др.).

«Найди фигуру»

Цель:

Ход игры : Все дети двигаются врассыпную, выполняя задания ведущего (бегом, шагом, на носках, в полуприседе, высоко поднимая колени, прыжками, галопом, как мышки, как медведи, как зайчики и др.). Неожиданно ведущий говорит название фигуры (цвета) - дети стараются найти соответствующий рисунок и встать на него. Дети, не успевшие занять фигуру или допустившие ошибку, считаются проигравшими.

Вариант (5 - 7 лет):

При назывании фигуры можно сочетать сразу 2 признака: цвет и название (красный квадрат, синий треугольник и т.п.)

«Поменяйтесь местами!»

Цель: развивать ловкость, быстроту, внимание, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.

Ход игры: Дети выбирают себе пару и располагаются на разных концах площадки на одинаковых фигурах напротив друг друга. По сигналу «Круги!» меняются местами те, кто стоит напротив друг друга на этих фигурах. При повторении игры ведущий называет другие фигуры.

Вариант (5 - 7 лет):

Условия те же, но между игроками, находящимися напротив друг друга, ставится гимнастическая скамейка; играющие должны поменяться местами, пройдя одновременно навстречу друг другу по скамейке и разминувшись, сохранив равновесие.

«Снайперы»

Цель: развивать ловкость, глазомер, координацию движений, меткость.

Ход игры: Каждый ребенок выбирает фигуру-мишень, располагается напротив на некотором расстоянии от него с мешочком, бросает его в горизонтальную цель разными способами.

Варианты:

На фигурах размещают кольцебросы - дети забрасывают на них кольца;

На фигурах стоят корзины - дети забрасывают в них мячи;

Дети с мячами занимают фигуры-домики; напротив каждого стоит кегля; прокатывая мяч, ребенок старается сбить ее (можно ставить воротики и кеглю, дети прокатывают мяч в воротики и стараются сбить кеглю).

«Божья коровка» («Бабочка») (рис. 4, 5):

На крыльях божьей коровки нарисованы цифры в кругах;

Аналогичный вариант - бабочка с геометрическими фигурами или цифрами на крыльях;

Количество участников не ограничено; задания можно выполнять индивидуально и подгруппой, фронтально и поточно, в форме подвижных игр, упражнений и эстафет.

«Ловкие ножки идут по дорожке»

(2 - 4 года)

Цель:

Варианты заданий для младших дошкольников

(для поддержания интереса создавать различные игровые ситуации).

1) Ходьба, бег, прыжки по контуру божьей коровки (бабочки) («По извилистой дорожке»).

2) Ходьба, бег, прыжки между фигурами («Не задень!»).

3) Перешагивание и перепрыгивание через фигуры («Не наступи!»).

4) Ходьба, прыжки по фигурам («С кочки на кочку»; «По названной дорожке» - только по треугольникам, квадратам и т.п.).

«Займи фигуру»

Цель: развивать ловкость, быстроту, внимание, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.

Ход игры: Дети двигаются вокруг бабочки, выполняя задания педагога. По сигналу «Треугольники!» («Круги!», «Квадраты!»), дети стараются встать на них. При каждом повторении игры педагог называет разные фигуры.

Варианты (разные способы передвижения):

Дети передвигаются по контуру бабочки с мешочком на голове или между колен;

Дети передвигаются, отбивая или подбрасывая мяч;

Дети передвигаются разными способами (прыжками, спиной вперед, гигантскими шагами, приставным шагом, подскоками, галопом, на носках, на пятках, с ускорением и замедлением темпа, с различными движениями рук, с высоким подниманием колена, с хлопками под коленом, в полуприседе и пр.).

«Снайперы»

Цель: развивать ловкость, глазомер, координацию движений, меткость.

Ход игры: Дети располагаются за контуром рисунка и бросают набивные мешочки, стараясь попасть в разные фигуры.

Варианты:

Дети набрасывают кольца на кольцебросы;

Прокатывая мячи, дети сбивают установленные на фигурах кегли.

«Кто быстрей?» - эстафета

Цель:

Ход игры: Дети делятся на 2 команды, каждая располагается с одной стороны божьей коровки (бабочки) около ее крыла. По сигналу первые участники начинают передвижение по порядку номеров (или между фигурами). Выполнив задание, обегают рисунок с одного боку и, передав эстафету следующему участнику своей команды, встают в ее конец. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят задание.

Варианты (разные способы передвижения):

Прыжки на двух или одной ноге;

Прыжки с мячом между колен;

Ходьба с мешочком на голове («Донеси - не урони!»);

Бег между фигурами («Не задень!»);

Перешагивание и перепрыгивание через фигуры («Не наступи!»);

Ведение мяча змейкой между фигурами.

«По местам!»

Цель: развивать ловкость, быстроту, внимание, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.

Ход игры: Дети встают на любую цифру божьей коровки. Ведущий громко считает от 1 до 13. Ребенок, услышав свою цифру, начинает бег вокруг рисунка. По сигналу «По местам!» каждый старается найти свое место. При повторении игры дети двигаются вокруг божьей коровки подскоками, галопом, прыжками и др.

Вариант:

- каждый ребенок, чью цифру назвал ведущий, начинает вести мяч вокруг божьей коровки.

«Ловишки - перебежки»

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений.

Ход игры: Дети встают на одно крыло бабочки (божьей коровки), занимая свой домик-фигуру. В центре бабочки (на туловище) лицом к игрокам стоит водящий. После сигнала «1, 2, 3 - беги!» игроки стараются перебежать с одного крыла бабочки на другое, заняв свой домик. Водящий во время перебежки должен осалить как можно больше детей, пока они не успели занять свой домик. Осаленный ребенок выбывает из игры. Игра повторяется, только дети перебегают в другом направлении. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2 - 3 не пойманных ребенка, которые считаются победителями.

Варианты:

Увеличение числа ловишек;

Передвижение с одного крыла на другое прыжками

«Колпачки с сюрпризом»

- эстафета

Цель: развитие ловкости, быстроты, внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: На каждой фигуре бабочки (божьей коровке) стоят конусообразные колпачки, под некоторыми из них спрятаны мелкие предметы (по 1 - шишки, маленькие мячи, кубики). Дети делятся на 2 команды, каждая располагается с одной стороны божьей коровки (бабочки) около ее крыла. По сигналу ведущего первый участник каждой команды, передвигаясь по игровому полю, поднимает один (любой) колпачок и смотрит, есть ли там сюрприз. Если там есть предмет, то игрок забирает его, ставит колпачок на место и бежит в хвост колонны, предварительно положив сюрприз в корзинку своей команды. Если предмета нет, то игрок все равно ставит колпачок на место и возвращается в конец колонны. Затем бежит следующий участник команды. Каждый игрок имеет право поднять только 1 колпачок. Побеждает та команда, которая соберет больше сюрпризов и первой закончит эстафету.

«Прокати и сбей» - эстафета

Цель: развивать ловкость, глазомер, координацию движений, меткость.

Ход игры: Дети делятся на 2 команды, каждая располагается с одной стороны божьей коровки (бабочки) около ее крыла. На каждой фигуре рисунка размещают кегли. По сигналу первый участник каждой команды, прокатывая мяч, пытается сбить кеглю. Затем ловит мяч и встает в конец строя, а задание начинает выполнять следующий игрок. Эстафета заканчивается, когда последний участник команды выполнил свои действия. Побеждает самая меткая команда.

Вариант:

Условия те же, но игрок прокатывает мяч до тех пор, пока не собьет 1 кеглю, и только после этого возвращается в хвост колонны. Эстафета заканчивается тогда, когда сбиты все кегли. Побеждает та команда, которая быстрей собьет свои кегли.

«Паровозик» (рис. 6):

На асфальте чертятся 2 одинаковых паровозика;

Используются для организации соревнований, игр-эстафет;

Рациональнее использовать поточный способ организации детей.

«Веселый паровозик»

(2 - 4 года)

Цель: развитие ловкости, координации движений, умения действовать по сигналу, обогащение двигательного опыта, формирование навыков ориентировки в пространстве.

Варианты игр и упражнений для младших дошкольников

1) «Не задень!»: передвижение змейкой между вагончиками разными способами (прыжками как зайчики; на носочках как мышки; с высоким подниманием колена; ходьба и бег «паровозиком», «ручейком»).

2) «Пройди и перешагни!»: ходьба с перешагиванием через вагоны - для детей 4-х лет с мешочком на голове.

3) «Ловкие ножки!»: прыжки из вагончика в вагончик с продвижением вперед на двух ногах (с 4-х лет - можно на одной ноге).

4) «Попади в вагон!»: метание мешочков в горизонтальную цель.

5) «Наперегонки вдвоем»: парные соревнования для детей 4-х лет.

«Кто быстрей?» - эстафета

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, умения действовать в команде; обогащение двигательного опыта.

Ход игры: Дети деля

Проект на тему « Игры детей на асфальте в летнее время».

На асфальте наши дети,
Мелом рисовали.
Что на свете будет первым?..
Думали, гадали…

Ну, конечно же – кружочек,
Носик, ротик, глазки…
Что же это получилось?
…(Только без подсказки).

Палочки вокруг кружочка,
Ротик, чтоб с улыбкой…
«Сонце», дети написали,
Только жаль – с ошибкой.

А внизу под солнцем – домик,
Двери и окошко.
И ещё нарисовали…
Сразу видно – кошка.

Папа с мамой не похожи,
Но они не плачут.
Главное их не забыли…
Да и, как иначе?

Ну, чуть-чуть не получилось…
Кто это заметит?
Сразу видно – на асфальте,
Рисовали дети!

Актуальность проекта.

С наступлением лета дети много времени проводят на свежем воздухе. Как внести разнообразие в эти летние прогулки? Предлагаю важные для досуга и развития малыша игры с цветными мелками. Мелки для рисования на асфальте это такой же непременный атрибут летних игр на улице, как, например, ведерко, лопатка, формочки для куличиков и мыльные пузыри. То, что мелками можно рисовать, знают все, но далеко не все знакомы с развивающими играми , в которые можно играть на улице, используя обычные цветные мелки.

Цель проекта : познакомить с различными видами игр на асфальте, при помощи мела.

Задачи:

2.Особый интерес вызывает у ребятишек закрашивание или штрихование цветными мелками по заранее приготовленным трафаретам с несколькими отверстиями. Например, большое круглое яблоко, изъеденное гусеницей в нескольких местах, обведите мелом на асфальте и дайте цветными мелками малышам закрашивать дырки.

А можно предложить им заштриховать и получить вот такие узоры:

см.слайд № 1.

3. Для развития речи своих малышей, можно рисовать мелом разные фигурки и просить ребенка составлять рассказ по увиденным рисункам. Такие игры на асфальте для детей, не только развивают их фантазию и творческий потенциал, но и мотивируют на усваивание новых слов и выражений, то есть расширяют словарный запас ребят, стимулируют работу головного мозга.

5. Малышам полезно предлагать ногами походить по нарисованной букве или геометрической фигуре, по ее периметру. Так они, через движение, быстрее и легче запоминают их название и форму. См. слайд № 2 .

1.Со старшими дошкольниками полезно рисовать по точкам, которые предварительно можно поставить на асфальте. Ведь такие упражнения можно выполнять не только в тетради за столом, но и на свежем воздухе.

2. С детьми старшего возраста можно нарисовать карту, а потом играть и искать по ней спрятанное сокровище. Взрослый прячет предмет, а потом рисует мелом стрелки по всему участку на асфальте, стене дома или на дереве. Эти указатели и приведут детей к кладу. Одновременно могут играть несколько команд.

4. В солнечный день детям можно обводить мелками тень друг у друга. Обозначить место, и в течение дня утро, днем и вечером обрисовывать тень в одном месте и наблюдать, как меняется ее длина в зависимости от положения солнца на небе. Обычно у дошкольников появляется сразу много вопросов, а почему так происходит? Так, что нужно будет готовиться на них отвечать детям.

5.Летом хорошо на улице рисовать следы птиц и животных, а потом показывать их друг другу и просить изобразить того, чьи это следы. Предварительно, конечно, надо показать детям в атласе или книге о животных образцы самых запоминающихся следов.

Мы видим на прилавках множество дорогих игрушек «сортеров », однако, мы предлагаем вам сделать своими руками настоящий природный «сортер» по методу монтессори.

Для начала нам нужны мелки для асфальта основных цветов

Мы должны насобирать с ребенком разноцветные цветы, травы, ветки, сучки тех же цветов, что и наши мелки. Из сбора этих даров природы можно придумать целое занятие по ознакомлению с окружающим миром. Давайте проведем природную охоту на красный цвет или зеленый цвет!

см. слайд № 3.

Когда охота на природные дары окончена, у нас будет творчество на улице.

Выбираем поверхность на асфальте (квадраты, прямоугольники, круги). Заштриховываем каждую плитку своим цветом – вот поле для сортировки и готово.см. слайд № 4.

Теперь начинаем сортировать наши природные дары по цвету, раскладывая красные природные дары на области, которые заштрихованные красным, синие на те, которые мы заштриховали синим мелом и так далее. См.5

  1. Мы можем принести собранные дары природы и разложить их по цветам уже дома, например, по цветным коробочкам
  2. Мы можем продолжить изучение цветов, прося ребенка нарисовать что-либо тем или иным цветом

Главное помнить, что когда мы развиваем ребенка, мы можем делать это с радостью и удовольствием! Немного выделенного времени окупится обязательно. См. слайд № 6.

Так же можно использовать следующие варианты:

- Бабочки.
На асфальте рисуем цветочки, в середине каждого написана цифра. Предлагаем малышу представить, что он бабочка, и летает с цветка на цветок. Называете цифру и малыш «взмахивая крылышками» летит на нужный цветок.

- Магические фигуры.
Нарисуйте разные геометрические фигуры и предложите ребенку дорисовать их так, чтобы они превратились во что-то узнаваемое. Например: на что похож круг? Он похож на яблоко, воздушный шар, солнышко и т.д.

- Чего не хватает?
Рисуем на асфальте, например, ежика без иголок и просит малыша дорисовать недостающие детали. Можно нарисовать тучку, а малыш дорисует падающий дождь. Такие простые задания можно предлагать самым маленьким художникам.

- Волшебная тропинка.
Нарисуйте длинную тропинку, на которой на разном расстоянии друг от друга изображены препятствия (огонь, речка, зубастый волк и другие). Ребенок должен идти по тропинке, перешагивая или перепрыгивая препятствия.

- Дорога.
Нарисуйте извилистую дорогу и предложите малышу покатать по ней свои машинки.

- Мишень.
Нарисуйте на асфальте мишень (например, в виде круга) и кидайте в нее разные предметы (камушки, веточки, желуди).

- Ножки – ладошки.
Прикладывайте к асфальту ладошку (ступню) малыша или свою и обводите их разноцветными мелками.

- Белочка.
Рисуем разноцветные овалы (красный, желтый, синий, зеленый) и предлагаем крохе прыгать как белочка из дупла в дупло, называя цвета.

- Конкурс рисунков.
Если на площадке много ребятишек – можно провести конкурс рисунков, объединив их одной темой (например: цветы, герои мультфильмов…). По

Так же Можно нарисовать разные геометрические фигуры и предложить ребенку дорисовать их так, чтобы они превратились во что-то узнаваемое. Например: на что похож круг? Он похож на яблоко, воздушный шар, солнышко и т.д.

Интересно рисовать рисунки с продолжением. То есть на следующий день вы дорисовываете начатый рисунок.

Мальчикам будет интересно рисовать автомобильные дороги, парковки, гаражи для своих игрушечных машинок, девочкам - домики для кукол (с мебелью и другими необходимыми для игры атрибутами) или, например, зоопарк для маленьких игрушечных животных. См.слайд № 7.

Так же хотелось отметить такие игры как:

«Воздушный шар». На асфальте нарисован большой воздушный шар, внутри которого геометрические фигуры четырех видов (круги, ромбы, треугольники, квадраты) с порядковыми номерами и разными цветами.

Рисунок «Воздушный шарик» используется для проведения игр, игровых упражнений и эстафет в организованной и самостоятельной деятельности детей при фронтальном и поточном способе организации. С целью повышения двигательной плотности физкультурно оздоровительных мероприятий на асфальте можно нарисовать два или три воздушных шарика.

«Найди свое место!» Дети передвигаются вокруг шарика, выполняя задание: по команде «Треугольники!» - встают на треугольники; по команде «Круги!» - занимают круги и т.д. При каждом повторении игры способ передвижения детей меняется, педагог называет новые фигуры (цифры, цвета).

«Кто быстрей?» . В эстафете участвуют две-четыре команды. Все выстраиваются с одной стороны шарика, каждая команда - напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команд прыжками начинают передвигаться по своим фигурам по порядку – от цифры 1 до цифры 5; выполнив задание, выпрыгивают из шарика с противоположной стороны. В это время в соревнование включаются следующие участники команды и т.д. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне шарика. Эстафета повторяется – дети выполняют прыжки в обратном порядке.

Прыжки на одной и двух ногах с мячом (мешочком) зажатым между колен.

«Донеси – не урони!» (эстафета). Дети передвигаются по фигурам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

«По местам!» Дети встают на любую фигуру. По сигналу ведущего «Синие!» - бег вокруг шарика начинают дети, стоящие на фигурах синего цвета; по сигналу «Зеленые!»- к ним присоединяются дети, стоящие на фигурах зеленого цвета и т.д. По сигналу – «По местам!» - все стараются найти фигуру своего цвета; при повторении двигаются вокруг шарика подскоками, галопом.

Дети двигаются вокруг шарика, отбивая мяч то одной, то двумя руками – попеременно правой и левой рукой.

«С кочки на кочку прыгаем ловко!» (2-3 года). Прыжки на двух ногах по фигурам.

«Пройди и перешагни!» (2-3 года). Ходьба с перешагиванием через фигуры.

«Не задень!» (3-4 года). Ходьба и бег змейкой между фигурами, по кругу.

«Снайперы!» На фигурах расставляются кольцебросы. Дети размещаются за контуром воздушного шарика, у каждого по три-пять колец, которые они по сигналу взрослого одновременно начинают набрасывать на кольцеброс. Игра заканчивается, когда у детей не останется колец. Подсчитываются попадания, выбирается самый меткий игрок, затем игра повторяется.

Метание мешочков в горизонтальную цель разными способами.

Подвижная игра-прыгалка "Классики"

Идею детской игры в самые обычные классики можно изменить до неузнаваемости.
Совсем не обязательно рисовать классическую таблицу с цифрами от 1 до 10.

Нарисуйте на асфальте мелками разноцветные круги. Постарайтесь располагать их все вместе. Количество кругов каждого цвета должно быть равным. Обозначьте первый и последний круг - откуда нужно начать и куда попасть. Теперь каждый игрок выбирает свой цвет и перемещается только по кругам своего цвета, ошибаться нельзя. См. слайд № 8.

Правила детской подвижной игры можно разнообразить, как вам хочется:

  • - попасть камушком в свои круги;
  • - прыгать по кругам на одной ножке, на двух, попеременно;
  • - можно задействовать кость: сколько точек выпадет, столько кругов игроку нужно пропрыгать;
  • - можно пронумеровать круги, как настоящие классики;
  • - нарисовать внутри буквы и, прыгая, составлять заданные слова. Играя, детки не только подвигаются, но и запомнят пару новых букв или цифр. Это поможет выучить буквы и цифры быстрее.

"Классики" можно нарисовать в форме длинной ленты-змеи, прямой или скрученной и бегать по её контуру.

Подвижная игра - бродилка "Кто быстрее"

Кроме классиков можно нарисовать всевозможные лабиринты.

Лабиринт можно нарисовать в форме круга, треугольника, любой фигуры. Такая игра хорошо подойдет для компании ребятишек.

Устройте соревнования, а чтобы определить победителя воспользуйтесь секундомером. Дети любят соревноваться.

Если ребенок катается на велосипеде, используйте тот же метод.
Напишите сами (или предоставьте это детям) мелом цифры, буквы, фигуры на асфальте. В любом порядке, с любыми промежутками, только покрупнее.

Предложите ребенку, катающемуся на велосипеде, проезжать по тем или иным цифрам, знакам, буквам, рисункам - побродить по заданному маршруту. См. слайд № 9.

Подвижная игра - "Строим город".

Построить, конечно, не получится, а вот нарисовать вполне будет по силам.

Для этой игры понадобится белый мелок и игрушечные машинки. Рисуем дороги и перекрестки, парковки и гаражи, не забываем про пешеходные переходы для кукол! Помимо дорог можно нарисовать дома, магазины, скверы и парки развлечений – возможно, именно так и выглядит идеальный город. По "городским" дорогам нужно катать машинки и придумывать истории, куда едет, зачем, кого встречает и т.п. По ходу игры дорисовываются необходимые детали. Если машинок под рукой нет, подойдут камушки, палочки и другой подручный материал.

И еще несколько рисунков на асфальте, при помощи которых мы сможем сделать прогулки вместе с детьми в летнее время интереснее и увлекательнее.

Спасибо за внимание!