Роль труда в моей жизни. Значение труда в жизни человека и общества

Значение труда в жизни человека и общества

На первый взгляд ответ на вопрос о том, что считать трудом очевиден, ведь каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако, в специальной литературе нет четкого однозначного определения понятия труда. В русском языке под словом труд понимается несколько значений: 1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; 2) работа, занятие; 3) усилие, направленное к достижению чего-нибудь; 4) результат деятельности работы, произведение.

В экономической литературе доперестроечного периода широко распространенным являлось определение труда, которое дал К. Маркс. Труд - "это процесс совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости”. Это определение не утратило своего значения по настоящее время, и его использует большинство экономистов (в том числе и автор).

Труд как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет неотъемлемое условие человеческой жизни. Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. История человечества свидетельствует, что благодаря труду человек выделился из мира животных. Воздействуя на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, развивают способности к труду, обогащают свои знания, увеличивают сферу своей трудовой деятельности. Объективные условия существования побуждают человека трудиться. Труд в этом смысле не зависит от какой бы то ни было определенной общественной формы жизни, т.е. он как отношение человека к природе одинаков для всех общественных форм, для всех способов производства, для любого общественного строя.

“Труд” и “работа” не являются понятиями равнозначными или тождественными. Труд по своей природе является общественным трудом, благодаря его созидательной роли в жизни общества, причастностью человека к общественным результатам. Ведь конкретная трудовая деятельность одновременно является деятельностью, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения друг с другом. Поэтому труд присущ только человеку. “Работа” - понятие физическое. Она может выполняться и человеком, и машиной, и животным. Труд имеет временную характеристику и измеряется рабочим временем. Работа измеряется в натуральных единицах (кг, метрах, штуках и т.д.).

Обязательными элементами труда являются:

Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Это главная производительная сила общества.

Средства производства, которые состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда - это продукты природы, которые подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительные стоимости. К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, энергетические и информационные потоки и т.д. Средства труда - это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда (машины, приборы, оборудование, инструменты и т.д.).

“Процесс труда” - есть процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей. Процесс труда осуществляется в определенной окружающей среде, которая характеризуется различными условиями труда. Причем процесс труда - это не просто механическое соединение трех его основных элементов, а органическое их единство, решающий фактор которого человек. В процессе труда человек при помощи средств труда осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда. Результатом процесса труда является продукт труда.

Труд - это деятельность человека обладающая следующими свойствами:

1. Осознанностью действий. Это означает, что человек, прежде чем начать трудиться создает в своем сознании проект, т.е. мысленно идеально представляет результат труда. Например, как товаропроизводитель он определяет какие продукты, в каком количестве и когда надо производить. Не осознанные, инстинктивные действия не являются трудом. Для иллюстрации этого К. Маркс образно сравнивал труд архитектора и пчелы. Он писал, что самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. Пчела же совершает свои действия интуитивно.

2. Целесообразностью действий. После того как создан проект человек продумывает модель действий, а затем уже приступает к осуществлению заранее выработанных намерений. В нашем примере это означает: как эти продукты надо производить, из каких ресурсов, какой технологией.

3. Результативностью действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойственен не просто результат, а общественно полезный результат, поэтому труд должен обладать следующим свойством.

4. Общественной полезностью действий. Люди производят блага не в одиночку, изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой, производя продукт для себя и для общества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Элементы труда

3. Социальная роль труда

5. Упоминание в трудах известных деятелей

Источники

Введение

Наверное, протекли сотни тысяч лет, - в истории Земли, имеющие не большее значение, чем секунда в жизни человека, - прежде чем из стада лазящих по деревьям обезьян возникло человеческое общество. Но все же оно, наконец, появилось. И в чем же опять мы находим признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян? В труде.

Труд - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы должны сказать: труд создал самого человека.

1. История возникновения труда

Появление труда и образование человеческого общества было результатом постепенного изменения образа жизни той особенно высоко - развитой, ныне вымершей породы обезьян, от которой произошел человек. Как и современные человекообразные обезьяны, обезьяны -- предки человека обладали хорошо развитыми передними конечностями, которыми они пользовались при лазании, захватывании предметов, ощупывании и т. п. Дальнейшее развитие вело к тому, что передние конечности предков человека все более специализировались на выполнении этих действий и все меньше участвовали в ходьбе, которая, таким образом, постепенно стала функцией исключительно задних конечностей. Иначе говоря, возникла походка в вертикальном положении.

«Этим, -- говорит Энгельс, -- был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку».

Рука, полностью освободившись для выполнения действий с предметами, приобретала все большую ловкость движений. В связи с этим совершенствовалось и ее анатомическое строение: изменялось соотношение длины плеча и предплечья, увеличивалась подвижность в плечевом суставе, развитие кисти позволило противопоставлять большой палец каждому пальцу той же руки и т. д.

Развитие руки влияло на развитие всего организма. Особенно большое влияние развитие руки оказало на развитие мозга. Выполнение сложных действий, естественно, вызвало быстрое развитие коры больших полушарий, осуществляющей анализ сигналов, идущих от органов движения, в том числе и прежде всего -- от руки. Таким образом, рука - этот орган действия с предметами - совершенствовалась вместе с тем и как орган познания их свойств в процессе практики, что имело важное значение для развития всей отражательной деятельности мозга. Важную роль в развитии трудовых действий обстоятельство, что труд представляет собой процесс, совершающийся посредством изготавливаемых орудий. Чтобы участвовать в труде, люди каждого нового поколения должны учиться пользоваться орудиями, которые создаются в трудовой практике предшествующих поколений. Чтобы применять скребок, например, нужно научиться уже выработанным приемам скобления; чтобы пользоваться пилой, надо научиться приемам пиления и т. д. Еще более сложных умений требует производство самих орудий. Поэтому передача от поколения к поколению орудий, которые становились все более сложными, вызывала к жизни и новую форму передачи опыта -- передачи его путем обучения трудовым действиям и навыкам.

История человечества свидетельствует о решающем значении труда в общественном развитии и развитии человека. Труд - первое и основное условие человеческой цивилизации.

В экономической литературе широко распространенным являлось определение труда, которое дал К. Маркс. Труд - "это процесс совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости”. Я считаю, что это определение не утратило своего значения по настоящее время.

2. Обязательные элементы труда

Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Это главная производительная сила общества.

Средства производства, которые состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда - это продукты природы, которые подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительные стоимости. К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, энергетические и информационные потоки и т.д. Средства труда - это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда (машины, приборы, оборудование, инструменты и т.д.).

“Процесс труда” - есть процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей. Процесс труда осуществляется в определенной окружающей среде, которая характеризуется различными условиями труда. Причем процесс труда - это не просто механическое соединение трех его основных элементов, а органическое их единство, решающий фактор которого человек. В процессе труда человек при помощи средств труда осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда. Результатом процесса труда является продукт труда.

Взаимодействие человека с предметами труда и средствами труда предопределяется уровнем автоматизации и технологией машинных и трудовых процессов. Как известно, труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой человеческой природе заложена потребность трудиться как естественное условие его существования. Столь же необходимым является труд с точки зрения его роли в обществе.

Человеческий труд является объектом и социологии труда. К основным функциям труда можно отнести:

труд определяет условия жизни человека;

труд выступает источником общественного богатства;

труд - элемент развития производительных сил;

труд формирует человека и определяет развитие его как личности.

3. Социальная роль труда

Трудовые отношения являются источником идентичности: через них люди определяют себя в терминах класса, статуса, влияния, устанавливают свое место в социальной иерархии и групповых объединениях. Из этого вырастает чувство безопасности, принадлежности, социальное узнавание и понимание.

Работа создает социальные связи вне рамок семьи, обогащает межличностное общение. И она также организует регулярную целенаправленную деятельность людей. Делать это самостоятельно могут не многие. Труд создает условия для развития профессиональных навыков и творческих способностей, повышает самооценку, создает чувство уверенности и безопасности, структурирует психологическое время, заполняет и организует день. При потере работы люди зачастую не могут ответить, чем они занимались сегодня или вчера.

Труд является источником цели, он связывает человека с миром, с другими людьми. Потеря труда приводит к ощущению бессмысленности существования. Он источник дохода и средство контролирующее течение вашей жизни. труд общество социальный

Труд структурирует не только индивидуальную, но и коллективную жизнь людей: их социальные роли, социальное пространство и время. Жизнь человека делится на этапы социализации в соответствии с трудовой деятельностью: активную жизнь и жизнь на пенсии, отдых. День, неделя, год также подчинены ритму, задаваемому работой. Пространство, в котором живет индивид, также оказывается функционально расчлененным: место работы, дом, место отдыха. Отсутствие дома большей части населения в течение рабочего дня определяет городскую среду обитания (спальные районы, рабочие города) и организацию досуга (зрелищные мероприятия проводятся после окончания рабочего дня).

Занимаясь физическим и умственным трудом, создавая материальные и иные блага, неуклонно совершенствуя орудия и собственно процесс труда, люди вместе с тем совершенствуют и самих себя.

Важно показать роль труда в жизни семьи. Она непосредственно связана с трудом, как в своих собственных интересах, так и на благо общества. «Без труда, дельного, серьезного труда, семейное счастье есть не что иное, как романтическая химера»,-- утверждал К. Д. Ушинский.

Труд для каждой семьи служит источником материального благосостояния. Для нормального функционирования семьи, естественно, необходимы соответствующие материальные условия: наличие жилой площади, обстановки, предметов быта и т. п., а также средств к существованию. В. А. Сухомлинский предупреждал: «Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше - рай. Брак не только духовный, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть и накормить свою подругу».

Производительный труд на общую пользу помимо материального обеспечения приносит большое нравственное удовлетворение. Производя духовные и материальные ценности, человек делает жизнь лучше. Все это дает ему законное основание чувствовать себя нужным другим людям, обществу, ощущать себя полноценным гражданином. А это великое чувство.

Добросовестный труд вызывает естественное уважение товарищей по работе, членов семьи, всех окружающих. Высокая оценка рабочего человека на производстве, его активная гражданская позиция положительно сказываются на трудовой атмосфере семьи: другие ее члены не могут себе позволить недобросовестности, лени в атмосфере организованности, бодрости, оптимизма, ответственности.

Не каждому человеку дано ощутить радость труда. Некоторые люди просто родились созерцателями, а не деятелями, и труд для них -- обуза, отнимающая силы, время, съедающая силы. Другим не повезло: род деятельности, избранный ими, не соответствует способностям, склонностям, характеру, психологическим данным. Для них труд -- мука, рабство, безнадежный плен без перспектив освобождения! Такие люди тянут лямку, кто покорно, кто озлобленно, только ради куска хлеба.
Есть люди, не приспособленные к систематической работе. Они порывисты, работают по вдохновению, периоды подъема перемежаются с периодами апатии.

Согласятся ли все они с тем, что величие человека в труде? Вряд ли. Даже народные представления о счастливой жизни прежде всего предполагают праздность. Вспомним сказки-русские, украинские, немецкие, французские, японские. В них часто фигурирует скатерть-самобранка или горшочек-вари, молочные реки с кисельными берегами, чудесное дерево, приносящее плоды круглый год - символы изобилия без труда. Библия говорит о труде как о божьем проклятии за прегрешения Адама и Евы: "В поте лица будешь добывать хлеб свой". Во всех легендах упоминается Золотой век, когда люди были беззаботны и счастливы, земля давала по десятку урожаев в год, рыба сама плыла в сети. Все это говорит о том, что труд не является изначально желаемой долей для не осознающего себя человечества.

Наоборот, люди всегда искали возможность пользоваться плодами чужого труда. С развитием цивилизации и углублением специализации появлялась возможность обмена: я делаю посуду, а ты - одежду. Появилась возможность выбирать профессию, достигать мастерства, накапливать опыт. В европейских странах мастер-человек уважаемый, труд -- почти религия.

4. Самосовершенствование в процессе труда

Труд умственный и физический представляет собой не только естественное условие приобретения средств к жизни, способ и средство творческого воздействия и господства человека над внешней природой, но вместе с тем и средство самообладания - осуществление господства человеческого духа над низшими силами своей природы. При всяком труде требуются усилия и настойчивость в преодолении инертности и сопротивления обрабатываемых материалов, необходимы бывают терпение и постоянство в выполнении часто прозаической и черновой работы. Все это вырабатывает волевые качества, самообладание, без чего никакая работа успешно не совершается и которые так необходимы человеку. Труд служит нравственным целям и с другой стороны. Человек, сосредоточивая свое внимание на цели, предмете и технике выполнения известного труда и направляя жизненные силы и энергию на его осуществление, тем самым воспитывает в себе самособранность; мысли его не рассеиваются и не блуждают попусту туда и сюда, будучи сосредоточены на успешном выполнении труда. Вместе с этим в труде подрываются и физиологические страсти (здоровый физический труд и «здоровая усталость», тогда и крепкий здоровый сон). Наконец, в труде человек находит повод и средство к преодолению и искоренению эгоизма.

В трудовой деятельности проявляются качества личности, особенности психических процессов и свойства человека. Вместе с тем труд является главным средством совершенствования этих процессов и формирования качеств личности. Благодаря трудовой деятельности у человека развиваются мышление, способности, интересы, приобретаются знания, умения и навыки, укрепляется воля, формируется характер.

Труд вызывает различные чувства, в зависимости от объективных условий, в которых человек работает. О радостных переживаниях, которые дает труд, в особенности успешный, говорят представители всех профессий.

Совершенствование личности в ходе общественного развития приводит к тому, что одной из первейших потребностей человека становится труд, а процесс труда превращается в источник положительных чувств. Кому случалось сделать своими руками какую-нибудь вещь, тому знакомо это чувство радости и душевного подъема, не доступное бездельникам.

Любой вид труда, в котором проявляется инициатива, создается нечто новое, вносится усовершенствование в процесс работы, приобретает творческий характер.

Творчеством называется оригинальное решение какой-либо трудовой задачи или создание нового материального или духовного продукта деятельности, имеющего общественную ценность. Предметом творчества может быть изобретение машины, внесение рационализаторского предложения на производстве, создание художественного произведения -- литературного, музыкального, применение новых оригинальных приемов, обеспечивающих успех труда, (инженера, врача, учителя, рабочего). Чтобы работа стала творческой, надо проявлять настойчивость и трудолюбие. Многие думают, что дело только в способностях, что талантливые люди занимаются творчеством легко, что у них само все получается. На самом деле даже талантливый человек ничего не создаст, если не будет упорно работать.

В любой работе не следует избегать трудностей. Преодолевая их, человек развивается, укрепляет духовные и физические силы. Примером стремления к трудной, а не легкой работе могут служить летчики-космонавты. Юрию Гагарину, с отличием закончившему летное училище, предложили самому выбрать место службы. Он уже заранее решил ехать туда, где труднее, он чувствовал себя «сыном могучего комсомольского племени и не считал себя вправе искать тихих гаваней». Гагарин и его товарищи попросились на Север.

Но одного трудолюбия для творчества недостаточно. Нужны и соответствующие способности, которые развиваются в процессе самой деятельности, если человек проявляет необходимую волю и интерес к труду.

В одном из выпусков журнала «Вокруг света» был описан такой случай. Колонисты Северной Америки сгоняли коренных жителей-индейцев в специальные поселения - резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой. Но странное дело: индейцы, лишенные необходимости своим трудом добывать себе пищу, стали вымирать. Вероятно, труд, опасности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух, свет и вода. Отсутствие труда вырождает сословия, лишает их человеческих достоинств, нравственности и в конце концов действительного счастья.

Вне серьезного умственного и физического труда нет развития личности, человек теряет «дорогу в жизни». «Есть и такие господа, - писал К. Д. Ушинский, - которые, не имея уже решительно никакого дела в жизни, придумывают себе занятие ради душевного и телесного моциона: точат, играют в бильярд или просто бегают по улицам, чтобы доконать пышный завтрак и возвратить аппетит к обеду, но такой труд имеет то же значение, какое имело рвотное за столом римского обжоры: возбуждая обманчивую охоту к новым наслаждениям, оно помогает расстраивать душевный и телесный организм человека. Труд - не игра, не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда».

А можно ли вообще прожить без труда? Ведь не всегда хочется выполнять нудную, неинтересную работу. Гораздо интереснее развлекаться, как Попрыгунья-Стрекоза, которая «лето красное пропела», а с приходом зимы стала искать спасения у Трудяги-Муравья.

Во всех видах труда формируется важное качество личности - практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется в производстве и быту. Участвуя в коллективном труде, индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективе. Но в результате ранней трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, изменяется отношение ребенка к себе, а затем и отношение коллектива.

Развитие страны зависит от того, кто приходит на смену старшему поколению. При этом формирование и развитие предприятий, отраслей и экономики в целом зависит не только от образовательного и профессионального уровня молодых специалистов, но и от их мотивации в сфере труда, от доминирующих в трудовой деятельности ценностных ориентаций и установок.

Молодое поколение, отвечая требованиям времени, сочетает обучение с работой в различных сферах производства; именно во время получения профессии и с выходом на рынок труда у молодых людей складываются представления о целях профессиональной деятельности и способах их достижения, что отражается на их мотивации, трудовых ориентациях и стратегиях.

Человек цениться своим трудом, а не ленью. Если человек добился всего сам, то мы уважаем его и идем по его стопам. Про труд создано немало пословиц и поговорок. “Без труда не вытащить рыбку из пруда” - эта пословица говорит нам о том, что если лениться и лежать на диване, то ты ничего не получишь.

Трудящийся человек всегда ценится в обществе и нередко он является душой компании. С ним всегда есть о чем поговорить. Труд всегда украшал, и будет украшать человека, каким бы он не был по характеру. В нашей жизни встречается лень, с которой необходимо всегда бороться. Труд помогает нам получать знания, ведь слушать и писать на уроках - это не валяться на диване. Слушать всегда огромный труд.

Трудящийся человек всегда найдет, о чем поговорить и заворожит своей привлекательностью. Возьмем, к примеру, А.С. Пушкина. Все знают, что своими повестями и стихами он влюбил в себя многих людей, которые и по сей день изучают его биографию и учат все его произведения. Александр Пушкин собирал в зале при чтении нового произведения сотни людей, которые с удовольствием слушали его.

Я полностью согласна с пословицей, которая гласит, что в труде красота человека, и если трудиться, то будет все.

5. Упоминания в трудах известных деятелей

Труд облагораживает человека. В русском фольклоре, как и в фольклоре многих народов мира, есть множество пословиц о труде: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен», «Труд человека кормит, а лень портит», «Трудовое беспорочно, хоть мало, да прочно». Человек в труде становится человеком. Английский философ Т. Карлейль точно подметил: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не нашлось работы». Вспомним пример Ильи Ильича Обломова -- героя одноименного романа И. Гончарова. По-своему добрый, милый, умный и привлекательный человек, он собственноручно разрушает свою жизнь. А ведь в молодости он «был полон всяких стремлений, надежд, ждал много от судьбы и самого себя, все готовился к какому-то поприщу, к какой-то роли». Писатель пытается проанализировать жизненный путь своего героя и ответить на вопрос: что заставило его заняться саморазрушением? Обломов получил хорошее образование, после чего поступил на службу. И вот тут-то жизнь сразу разделилась для него на две половины. Одна из них состояла из труда и скуки, которые стали для него синонимами, другая - из покоя и мирного веселья. Когда Обломов понял, что «надобно быть по крайней мере землетрясению, чтобы не прийти здоровому человеку на службу», он подал в от­ставку, перестал выезжать в свет и стал вести жизнь затворника. Душой и телом он прирос к уютному дивану, просторному халату и широким туфлям. Пренебрежение каким-либо трудом со временем порождает в душе Обломова апатию и равнодушие. Даже любовь к Ольге Ильинской не может возродить в нем человека. Обломов знает наверняка, что его отношения с Ольгой постепенно превратятся в цепь различных условностей и обязанностей. Одна мысль о том, что потребуется встать с любимого дивана, «соответствовать» положению, заниматься делами, быть главой семьи, кажется герою убийственной. Ведь все это труд, а труд требует определенно­го напряжения сил и энергии. Но эти качества Обломов давно изжил в себе. «Я думала, что оживлю тебя, что ты сможешь еще жить для меня, -- а ты уже давно умер», - с горечью говорит ему Ольга. «Трудолюбие - одно из непременных мерил достоинства человека», - этими словами Ч. Айтматов предваряет свой роман «…И дольше века длится день». Главный герой Едигей Жангельдин (Буранный Едигей) «не просто труженик от природы и по роду занятий. Он человек трудолюбивой души». На разъезде Боранлы-Буранный Едигей поселился после войны. Он живет с осознанием, что кому-то нужно в сорокаградусный мороз выходить и расхищать снег, а в палящий зной ремонтировать железную дорогу. И все время встречать и провожать поезда, которые «шли с востока на запад и с запада на восток». За годы существования на разъезде переменилось много работников, но никто из них не задерживался здесь долго: слишком тяжелы были условия и невыносимо одиночество. И только Едигей жил, работал и чувствовал себя счастливым, потому что верил: труд его не напрасен, он на пользу людям и поездам. В русском народе всегда уважали людей трудолюбивых, старательных, чтили тех, у кого в руках любое дело спорилось, кто вкладывал в труд частицу своей души. Гимном такому человеку-творцу звучат роман П. Загребельного «Диво» и поэма Д. Кедрина «Зодчие». Роман «Диво» рассказывает о безымянных строителях храма Святой Софии в Древнем Киеве, поэма «Зодчие» - о возведении храма Покрова. И в том и в другом случае мы видим таинство создания святыни - церкви «невестиной красоты». Мы следим за тем, как разворачиваются события, и словно становимся их непосредственными участниками. Мы видим загорелые, усталые лица изможденных мастеров, выполняющих тяжелую работу. Вместе с тем они счастливы, потому что стараются передать камню то тепло человеческих рук и душевную нежность, которые сопровождают каждое их действие. Они выплетают «узоры из каменных кружев, как возводят столбы, и, работой своею горды, купол золотом жгут…» («Зодчие»), И постепенно перед нашим мысленным взором поднимается белая церковь, подобная невесте в подвенечном наряде. На долгие века она становится олицетворением трудолюбия и таланта русского человека. О труде, об отношении к труду можно говорить бесконечно. О воспитательной роли труда, о важности общественно-полезного труда лучше всего скажут строки Твардовского: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». А закончить свои размышления мне хотелось бы словами Э. Хемингуэя: «Работа - это главное в жизни. От всех неприятностей, от всех бед можно найти только одно избавление - в работе».

Источники

1. http://www.rummuseum.ru/lib_e/engels_trud.php

2. http://www.v-ratio.ru/deti/110-trud-radost.html

3. https://pro-psixology.ru/trud-obshhenie-i-igra/292-radost-truda.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социальная сущность труда, его характер и содержание. Системность совершенствования личности труженика. Предметы и средства труда, средства производства и технологии. Значение труда в развитии человека. Проблемы формирования рабочей силы на рынке труда.

    реферат , добавлен 03.02.2012

    Определение понятия "труд". Структура и механизм социально-трудовых отношений, социальных процессов и явлений в сфере труда как предмет социологии труда. Основные виды труда, характеристика его функций. Анализ роли труда в жизни человека и общества.

    реферат , добавлен 01.12.2014

    Обзор социологических теорий по социологическим проблемам труда, трудового коллектива. Труд как основная категория социологии труда, ее задачи: оптимизация социальной структуры общества, анализ рынка труда, реализация трудового потенциала работника.

    доклад , добавлен 10.05.2009

    Возникновение и становление социологии труда. Предмет и структура этой дисциплины. Генезис идей о труде и его роли в жизни общества. Направления решения проблемы рациональной организации труда. Классические и современные теории социологии труда.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2015

    Обеспечение производства и сферы услуг ресурсами труда, их распределение между предприятиями, отраслями, регионами. Анализ уровня, характера занятости и безработицы в обществе. Государственное регулирование рынка труда. Социальные аспекты жизни населения.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2015

    Развитие рынка труда. Участие человека в экономической деятельности. Понятие и концепции качества трудовой жизни. Диапазон проблем, входящих в понятие "условия труда". Условия, обеспечивающие качество трудовой жизни. Условия воспроизводства рабочей силы.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2013

    Изучение нормативно-правовой базы статуса "ветеран труда" в России. Направления, формы, методы социальной работы с ветеранами труда. Исследование технологий социальной работы с ветеранами труда на примере Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2013

    Значение труда в жизни человека и его влияние на культурно-мировоззренческие ценности личности. Раскрытие сущности трансформации характера, форм и способов труда в постиндустриальном обществе. Производительность и социальный статус волонтёрского труда.

    статья , добавлен 05.08.2013

    Понятие и сущность прогнозирования. Анализ факторов, влияющих на формирование и динамику развития рынка труда и его структуру на примере Нижневартовска. Мероприятия, направленные на комплексное регулирование спроса на труд и предложения рабочей силы.

    контрольная работа , добавлен 11.01.2011

    Основные категории социологии труда. Индивидуальный труд и индивидуальная трудовая деятельность. Потенциальная опасность производственных факторов на рабочем месте. Прогрессивные методы организации труда. Этапы процесса автоматизации производства.

Труд (физический, умственный, сочетание того и другого) является основным средством удовлетворения потребностей человека, обеспечения его жизнедеятельности. Еще Адам Смит считал, что основным, первичным источником богатства любой страны, любого государства является труд, а вторым - природные ресурсы.

Наиболее широким и точным, на наш взгляд, является следующее научное определение: "Труд - фундаментальная форма деятельности человека, созидающая всю совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения его потребностей. Труд является решающей силой формирования самого человека, возникновения у него таких свойств, как сознание, речь, делающих его способным к общению" [А, 414].

В этом определении ключевыми являются следующие слова, составляющие понятие "труд" и еще глубже раскрывающие его социальную сущность: "деятельность", "человек", "общение".

В процессе труда люди создают материальные и духовные блага для удовлетворения как своих личных, так и коллективных, общественных потребностей. Поэтому часто употребляют понятия "совместный" или "коллективный" труд.

Любое общественное производство невозможно без средств и предметов труда, рабочей силы, которая приводит их в движение, и предметов потребления, без которых не может обойтись носитель рабочей силы - человек.

В рыночной экономике как совокупности определенных отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом характера заключенного в них труда, принято различать рынок рабочей силы и рынок потребительских товаров и услуг.

Еще недавно исследователи в СССР утверждали, что в посткапиталистических условиях рынок труда вообще отсутствует; более того, исчезает товарность рабочей силы, да и она сама. Чаще всего при этом пользовались понятиями "рабочая сила" и "трудовые ресурсы". В частности, под "рабочей силой" понимали некую совокупность физических и духовных способностей отдельно взятого человека, которые он использует в процессе создания любых потребительских стоимостей.

В тех же 60-80-х годах под "трудовыми ресурсами" понимали физически развитую часть населения конкретной страны, обладающую умственными способностями и определенными знаниями, необходимыми для работы в народном хозяйстве. Последнее, кстати, в основном и развивалось за счет постоянного прироста трудовых ресурсов, т. е. интенсивного включения в него все новых и новых отрядов работников. Основным источником их подготовки была широко развитая сеть профессионально-технических училищ, техникумов, заводов-втузов (высших технических учебных заведений). Флагманами в этом были профессионально-технические училища, создаваемые и функционирующие на базе крупнейших промышленных предприятий, - так называемые базовые ПТУ.

Большие по численности работающих трудовые ресурсы в быв шем СССР, союзных республиках {в частности, в Украине) объектив но существовали в связи с наличием значительного количества ра бочих мест, не требующих высокопрофессиональной подготовки. Речь идет о малопроизводительном ручном труде, усовершенствовать ко торый в годы социализма старались, например, путем внедрения и использования малой механизации. 6

Современная ситуация на рынке труда в постсоциалистических странах имеет принципиально иной характер. Интенсивное техническое перевооружение производства, компьютеризация, внедрение новейших технологий, информационных систем, электронные и биологические революции принципиально изменили статус и роль человека в процессе создания материальных и духовных благ. Чем интенсивнее, высокоорганизованнее, технически оснащеннее производство, тем больше человек должен учиться, повышать свою квалификацию и даже переучиваться, меняя род деятельности. Подсчитано, что за свою трудовую жизнь человек вынужден 5-6, а то и больше раз менять профессию, специальность. К тому же в мире ежегодно появляются тысячи новых профессий и специальностей, меняется их рейтинг, престижность, потребность во многих профессиях и специальностях отпадает.

От сложности труда зависят срок и особенности образовательной и профессиональной подготовки работника.

Подготовка к труду предполагает учебу, овладение профессией и определенными трудовыми навыками, воспитание необходимых качеств. Последние претерпели за несколько прошедших лет существенные изменения по сути и особенностям проявления.

Возьмем, например, такое качество, как трудолюбие. Многие ученые и практики трактуют его как своеобразное положительное отношение к труду, которое проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Кроме того, в психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как к важнейшему, а то и основному смыслу жизни. В 60-80-х годах с трудолюбием связывали и производительность труда, утверждая, что она, дескать, год от года растет. Однако реальная картина выглядела совершенно иначе. Так, уже с начала 50-х годов ощутимо дает о себе знать тенденция замедления роста производительности общественного труда: от 8,8% ежегодного прироста в 50-х, 6,4 - в 60-х до 3,9 в 70-х и 3,1% в 80-х годах . Согласно официальным данным, в промышленности уровень производительности труда в бывшем СССР составлял по сравнению с американским 44% в 1960 г., 53 - в 1970 г. и 55% - в 1980 и 1988 г. Еще хуже обстоят дела в сельскохозяйственном производстве .

Приведенная трактовка понятия трудолюбия, и особенно труда как основного смысла жизни, в те годы, в первую очередь, "обслуживала" идеалы социалистического общества. В условиях же рыночной экономики термин "трудолюбие" практически не используется. Чаще употребляются такие понятия, как "уровень экономического образования", "экономическая грамотность", "экономическое сознание", а экономической деятельностью на благо общества является создание работающим личной частной собственности во всех сферах производства. Последний тезис вполне правомерен, ибо решающим условием экономического развития общества является наличие хозяина на всех участках производственной деятельности.

Если все же считать, что трудолюбие как характеристика отношения к труду существует, то его необходимо рассматривать в тесном единстве с мотивами и стимулами, побуждающими человека к труду. Они зависят от многих объективных факторов, условий, в которых трудится человек. Так, по данным, полученным в ходе опроса в 1994 г. населения Украины социологической службой СОЦИС - Геллап, среди причин, снижающих трудовую активность работающего населения, отсутствие справедливой оценки и оплаты труда назвали 82% респондентов; отсутствие системы стимулов к труду - 54; изменение положения человека труда в обществе и реальную угрозу стать безработным - 21%. Характерно, что неудовлетворенность системой оценки и оплаты труда наиболее присуща респондентам в возрасте до 40 лет, а также возрастной группе от 60 лет и старше (скорее всего, это работающие пенсионеры).

Весьма показательно и то, что высокий уровень личной ответственности за выполняемую работу также характеризует крайние возрастные группы респондентов: 18-19 лет - 44% и старше 60 лет - 47%. При этом, что неудивительно, побудительным стимулом к труду для возрастных групп от 20 до 39 лет и работающих пенсионеров старше 60 лет являлся высокий заработок. Логика жизни проста: для молодежи это получение высоких материальных благ, а для пенсионеров - обеспечение старости, помощь детям и внукам.

В стремлении побольше заработать не надо видеть, как это было десятки лет подряд в условиях так называемого социалистического производства и образа жизни, ничего зазорного. В 50-90-х годах работающий человек фактически мог заработать столько, сколько позволяли условия и организация труда. Даже в начале 90-х годов, по

оценкам специалистов, в СССР около 60% работников материального производства были заняты ручным, малоэффективным трудом, а в сельском хозяйстве - около 75% .

Оценивая по предложенной десятибалльной системе степень важности отдельных социально-экономических и духовных проблем (где 1 балл соответствует оценке "проблемы не существует", а 10 - оценке "очень важная проблема"), молодежь на первые места поставила несвоевременную выплату зарплаты, пенсий (9,6); снижение уровня жизни населения (обнищание) (9,5); безработицу (9,3); остановку работы промышленных предприятий (8,9), а кризис морали, культуры, например, - лишь на 11-е место .

Активно поддерживая курс на рыночные реформы, молодежь Украины не менее активно критикует реальное положение дел в экономике. Более того, она надеется на то, что государство поможет ей в решении социальных проблем путем предоставления льготных или беспроцентных кредитов (39%), предоставления гарантий бесплатного получения среднего образования (67%), создания возможностей для открытия собственного дела (46%), предоставления условий и гарантий для получения первого рабочего места (58%), повышения уровня консультационной, психологической помощи (35%) .

Каким бы сложным ни было социально-экономическое положение молодежи Украины вообще, в том числе и на рынке труда, в течение последних семи лет именно она более положительно, чем другие социальные группы в обществе, относится к рыночному реформированию экономики. Об этом свидетельствуют результаты социологических, экспертных и других опросов. Все меньшим авторитетом у молодежи пользуется труд в государственном секторе. По данным статистики, к концу 1997 г. в нем работали всего 39% молодых людей, на предприятиях частной формы собственности - 16, коллективной - 13, нигде не работали - 23%.

Теперь коснемся психологических проблем работающей молодежи.

Утвердившийся в 60-70-е годы в бывшем СССР облик молодежи был практически "розовым" и беспроблемным. Повсеместно в научной и популярной литературе в то время господствовало утверждение, что вся советская молодежь высокоразвитая и социально активная, обладает высоким уровнем сознания, беспредельно преданна делу партии и народа.

Среди всей молодежи как образец, пример для наследования выделялась работающая молодежь. Официальная идеология утверждала, что в Советском Союзе происходит формирование передового советского рабочего, имеющего черты человека будущего. Кроме того, акцент делался на том, что утверждается новый социальный тип рабочего, сочетающий в себе лучшие качества не только советского рабочего класса, но и советской интеллигенции. Как тут не вспомнить ленинский термин "гнилая интеллигенция", пусть даже употребленный невзначай. Тогда общественному сознанию, в том числе и молодежи, насаждались убеждения, что молодежь основных отраслей промышленности активно выдвигается на передовые рубежи технического прогресса; что молодые рабочие все больше и глубже осознают существо законов, по которым живет все общество, становятся настоящей его опорой и надеждой; что самой важной стороной жизни молодых рабочих является потребность в творческом труде; что молодые рабочие, обладая высокой общественно-политической активностью, принимают деятельное участие в жизни своих трудовых коллективов, в решении вопросов, связанных с улучшением управления и организации производства .

Реальное же положение дел, в том числе относительно не только занятости, но и психологического состояния, ориентации, социальной активности рабочей молодежи в СССР, было абсолютно другим, практически диаметрально противоположным.

В так называемое социалистическое время вопросы социально-экономического положения молодежи, ее благосостояния, уровня жизни или материальной обеспеченности глубоко и предметно практически не анализировались и не изучались (а если и изучались, то представлялись лишенными объективности и откровенности). Кроме того, не предавались гласности статистические данные по этому вопросу. Культивировались выгодные идеи бесконфликтности и беспроб-лемности как образования, профессиональной подготовки, так и труда, занятости молодежи, других сфер ее деятельности.

Как результат, положение молодежи в сфере труда в 60 -70-е годы и фактически вплоть до конца 90-х годов было далеко не безоблачным, а трудовая активность нередко заранее планировалась и стимулировалась партией и государством, а не являлась следствием личных побудительных мотивов самих молодых людей. В частности, еще в 1976 г. это заметили ленинградские исследователи. По собственным

оценкам опрошенных ими молодых людей, только 30% работали с наивысшей продуктивностью, остальные же при иных условиях организации труда работали бы намного лучше .

И сегодня, кроме материального стимула (заработка), практически отсутствуют какие-либо другие стимулы для повышения продуктивности труда молодежи, да и более взрослых работников. Пока рыночные отношения в Украине и других постсоветских странах не дали ничего нового взамен соцсоревнования, соревнования на звание лучшего по профессии и т. п. Ни государственные структуры, ни отдельные фирмы и предприниматели не придумали новых стимулов. Между тем во многих высокоразвитых странах мира такие стимулы существуют в виде не только премий и пособий, но и обучения детей сотрудников, их лечения, отдыха, оздоровления членов семьи и т. п.

Культура является результатом деятельности людей, в которой особое место занимает труд. Всё необходимое для себя люди добывают трудом, который есть естественное и необходимое условие человеческой жизни.

Труд является одним из наиболее существенных признаков, отличающих человека от животных. По мнению большинства учёных, именно труд вывел человека за пределы чисто природного существования.

С ХIX века, после создания английским естествоиспытателем Чарльзом Робертом Дарвином эволюционной теории, в науке получила распространение трудовая концепция происхождения человека, придерживающаяся тезиса об определяющем значении труда в процессе антропосоциогенеза.

Собственно трудовая деятельность человека возникла не сразу. Ей предшествовал длительный период, когда ближайшие сородичи людей австралопитеки (австралопитек – буквально значит «южная обезьяна»), жившие стадами более 1 млн. лет тому назад, постепенно начали приобретать навыки систематического использования готовых орудий и небольшого их улучшения. Эти животные, заложившие начало великого поворота в эволюции от биологических форм жизни к социальной, ходили уже на задних конечностях, при более или менее выпрямленном положении тела. Поднявшись на задние ноги, предок человека освободил свои руки от функции передвижения. Это было колоссальное достижение, ибо человек никогда не достиг бы господствующего положения в мире без употребления рук как орудий, послушных его воле.Деятельность австралопитеков можно характеризовать как зачатки труда.

В ходе эволюции то, что у австралопитеков существовало как зачатки, стало отличительным признаком у их преемников – питекантропов (питекантроп – значит «обезьяночеловек») и синантропов (синантроп – значит «китайский, или пекинский человек), живших 500-400 тыс. лет назад. Питекантропы положили начало изготовлению орудий из камня – ручного рубила, а синантропы начали покорение силы огня. Появившийся следом за ними 200 тыс. лет назад неандертальский человек (неандерталец от названия долины Неандерталь в Германии) значительно продвинулся вперёд в приёмах изготовления и использования орудий, научился изготовлять каменные ножи, и костяные иглы, что позволило ему шить одежду из шкур животных.

Систематическое изготовление и применение орудий принято считать началом человеческого труда, знаменовавшего собой гигантский качественный скачок в формировании человека. Трудиться с помощью орудий труда мог бы только человек. Раз возникнув, процесс труда уже никогда не прекращался, а всё время совершенствовался.

Преобразуя природу, труд одновременно преобразовывал своего носителя – человека. Коренное изменение образа жизни, преобразование природы в процессе труда привели к превращению животного в человека, а неосознанной психики – в сознание. Примерно 50 – 40 тыс. лет тому назад произошло окончательное преобразование обезьянолюдей в неоантропов или кроманьонцев (от названия грота Кро- Маньон во Франции) людей современного типа. С тех пор орудия труда стали играть решающую роль в жизни людей, и их взаимные отношения из биологических превратились в общественные. Вместе с возникновением собственно человеческого труда возникла и собственно человеческая жизнь.

Возникшая трудовая деятельность человека имела два решающих последствия. Во – первых, организм предков человека стал приспосабливаться не просто к условиям среды, а к трудовой деятельности; поэтому такие специфические особенности физической организации человеческого существа, как прямая походка, дифференциация функций передних и задних конечностей, развитие рук и головного мозга, выработались в процессе длительного приспособления организма к выполнению трудовых операций. Во – вторых, труд, будучи совместной деятельностью людей, стимулировал возникновение и развитие членораздельной речи, т.е. языка как средства общения, накопления и передачи трудового и социального опыта.

В отличие от инстинктивных форм действий животных, определяющихся биологическими мотивами, человеческий труд превратился в целенаправленную деятельность. Человек создавал то, что природа до него не производила и преобразованные им вещи продиктовывались его потребностями и целями и превращались в ценности, которыми он пользовался. Именно в этом состоял жизненный, т.е. основной смысл труда.

В первобытные времена основными видами трудовой деятельности человека были охота, скотоводство, земледелие, домашний труд. На более поздних стадиях общественного развития разделение труда усложняется. Выделяются в качестве его особых видов ремесло (бывшее ранее частью домашнего труда), добыча металлов, строительство, торговля. Появление мануфактурного производства и переход человечества к индустриальному обществу вызвали настоящую революцию в труде, породив огромное множество его видов и сфер трудовой деятельности человека. В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда, требующих от человека специальных способностей и определенных качеств.

Каждому этапу развития человечества соответствует свое содержание труда и особое отношение людей к нему. Эпоха первобытного общества характеризуется отношением к труду, как к всеобщей жизненной необходимости. В современном обществе труд в целом рассматривается как нравственный долг перед Богом, страной, семьей и самим собой.

Для современного человека труд имеет большую культурную ценность. Еще французский мыслитель ХУ111 века Мари Франсуа Вольтер говорил: «Труд устраняет от нас три большие напасти: скуку, порок и нужду». Труд как культурная ценность современного человека проявляется в том, что именно через труд он вступает в контакт с окружающим миром, устанавливает свое место в социальной иерархии. Труд структурирует психологическое время человека, заполняет и организует его день, год и всю жизнь.

Трудовая деятельность – это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь развертываются и совершенствуются его способности и талант, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.

Сочинение «Труд в жизни человека».

Особо важную роль играет труд в жизни человека. Он требуется как минимум для того, что обеспечить себя и своих близких, жить в хороших условиях и т.д.

С юного возраста каждый человек начинает приучаться к труду. Как правило, впервые это происходит в школе. Труд школьника заключается в его учёбе и получении новых знаний, что требуется для получения образования. Серьезная взрослая жизнь начинается лишь после окончания учебы, когда люди начинают работать. Существуют различные специальности, но каждая из них имеет важную роль. Следовательно, не имеет значения, какую профессию выберете вы, так как она всё равно значима. Любая специальность полезна и ориентирована на решение различных человеческих проблем.

Важность профессий

Строитель работает для того, чтобы возводились новые здания, такие как жилые дома, учебные заведения, больницы и т.д. Шахтер трудится, чтобы с помощью добытого угля мы получали тепло и горячую воду. Парикмахер нужен, чтобы получить с его помощью красивую стрижку и выглядеть опрятно. Всё это говорит лишь о том, что каждая профессия имеет значение и её нельзя заменить.

Магазины не могут существовать без продавцов, дети не будут получать знания без учителей, а лечить людей будет некому, если в больницах не будет врачей. Все работают на благо своей семьи и других людей. Этот труд обязательно оплачивается, что позволяет человеку приобрести необходимые для него блага. Деньги за труд позволяют оплатить коммунальные затраты, купить продукты питания, вещи и многое другое.

Подобно тому, как у военных имеются разные звания, в каждой профессии также есть возможность продвижения и развития. Как правило, руководителями становятся те, то начал трудиться в компании как обычный рабочий. Благодаря труду и приложенным усилиям, им удалось дорасти до руководящей должности.

Значимость труда

Труд благоприятно сказывается на развитии человека. Он позволяет познать новое и усовершенствовать свои умения. Некоторым удается за жизнь освоить несколько профессий, выбирая ту, которая больше нравится. То, чем вы будете заниматься в своей жизни, находится исключительно в ваших руках. Именно вы выбираете свою профессию.