Как первобытные люди ловили рыбу. Как ловили рыбу в древнем египте

Рыбалка существует с древнейших времен. Археологические раскопки позволяют предположить, что рыболовством люди занимались еще в период палеолита. Наравне с охотой и собирательством рыболовство было важным источником питания для человека.

Ученым почти ничего неизвестно о том, как ловили рыбу первые люди. На их стоянках находили скелеты рыб, но каких-либо рыболовных снастей не было обнаружено. Скорее всего, в те древние времена люди охотились на крупную рыбу при помощи примитивных копий, попросту говоря - заостренных палок. Есть версия, что ловили рыбу даже просто голыми руками.

Первобытное орудие для ловли рыбы - копья, дротики, остроги. Затем вход пошли острые шипы из кости - первый крючок на леску, сделанную из растительных волокон, в древней Руси - из конопли. Вообще из конопли готовили не только одежду, также плели сети и ловушки для рыбы.

Самый древний из найденных археологами рыболовных крючков был сделан примерно 30 тысяч лет до н.э. Можно утверждать, что в то время уже существовали и некие подобия удочек с поплавками. Также к этому моменту люди научились плести рыболовные сети и ставить ловушки.

По преданию жителей древней Македонии , удачная рыбалка сравни искусству богов. Ловить рыбу с использованием удилища, считалось уделом знати. Если удочка попадала в руки простому смертному, то несчастного казнили (отрубали руки).

У древних египтян из высших сословий сеть презиралась и служила инструментом профессиональных рыболовов - черни, фараоны предпочитали пронзить рыбу острогой, доказав свою быстроту и меткость. Более того, охота и рыбалка фараонов имела некоторый налет церемониальности - охотящийся знатный господин, всегда рисуется древними египтянами в своем самом почетном наряде - в царской юбке и даже с царской бородой. Охота была драгоценной привилегией, царским правом.

Промышленная ловля рыбы проходила коллективно - бреднем. Рыб потрошили и сушили на солнце. Если рыболовы удалялись далеко от дома, то переработку начинали сразу же, на лодках, также, как это делается на современных рыболовецких судах. Сушеная рыба была самой дешевой белковой пищей в Древнем Египте и потому ее заготавливали много. Употребляли рыбу все слои общества и в самых разных условиях: дома, в гостях, в походе.

Израильские археологи в ходе работ на дне Тивериадского озера (Галилейского моря) нашли следы кораблекрушения, произошедшего в VII веке н.э. несколько западнее Галилеи, где когда-то проповедовал Иисус. Среди обломков судна ученые нашли рыболовные орудия, инструменты и другие артефакты. Как предполагают исследователи, все эти предметы древние рыболовы использовали во время ночного лова рыбы.

Выдающейся находкой оказалась специальная корзина для огня. Ночью свет привлекал рыб и других морских обитателей и одновременно освещал их, так что рыболовы могли точно закидывать сети. Хитроумный способ охоты был особо широко распространен на территории Средиземноморья, однако и в некоторых других богатых рыбой районах - например, в селе Старая Ладога - также находили доказательства использования своеобразной "приманки" для рыб.

Кроме корзины, археологи нашли основные грузила, использовавшиеся для оснащения прямоугольных рыболовных сетей. Эти грузила - плоские или свернутые в цилиндры - мгновенно опускали сеть на дно практически сразу после того, как рыбаки закидывали ее в воду.

Ученые также обнаружили бронзовый безмен в форме женщины, который, скорее всего, использовался для взвешивания всей той рыбы, которую моряки вылавливали за одну "ходку".

Также в раскопе найдены железный рыбацкий гарпун с пятью зубцами и железный лот для измерения глубины воды. Лот опускался с носа лодки и иногда смазывался салом. К жиру прилипали частицы грунта со дна, что позволяло морякам определять место лодки в море, а также глубину. "Рыбаки возвращались домой ночами, зачастую в условиях плохой видимости. В такой ситуации лот оказывался единственным навигационным прибором, способным вывести их к родным берегам", - объясняют Галили и Розен.

На Руси рыболовство также было широко распространено. И неудивительно, ведь наши реки и озера так богаты рыбой. На Древней Руси часто ловили рыбу при помощи снасти, напоминающей жерлицу. Еще до татаро-монгольского ига рыбаками использовались крючки, существующие и в настоящее время - с колечком и с лопаточкой.

При исследованиях топографических характеристик следов самых разнообразных ремесел русского средневекового города в черте Пскова (Кром и Довмонтов город, Средний город, Окольный город, Запсковье, Завеличье) было обнаружено, что практически все горожане владели теми или иными рыболовными снастями. Чаще всего это были небольшие сети для личных нужд, встречались и аксессуары больших сетей, неводов, реже — аксессуары крючных снастей, орудия ударного действия. Ловлей для внутренних нужд могли заниматься зависимые люди. Рыболовные снасти украшали изображения в виде пятиконечной звезды, кораблика, изображения креста, животного, птичьей лапки, буквы или буквеподобные начерки, орнаментальные рисунки. В Древней Руси рыбаками называли не тех людей, которые ловили рыбу, а тех, которые торговали рыбой, а тех, кто ловил рыбу - ловцами .

Конечно, сейчас много всяких снастей и приспособлений для ловли рыбы, но и по сй день особо фанатично настроенные рыбаки ловят рыбу руками.
Вот несколько советов, ну если кто захочет попробовать древний способ ловли рыбы, самый дрвний:

v Необходимым условием при ловле рыбы руками является взаимная невидимость. Вы искусственно обеспечиваете взаимную невидимость, взмучивая воду. Для успешной ловли необходимо правильно выбрать расстояние от зоны взмучивания до места ловли, чтобы находящаяся в укрытии (под корчем, берегом) рыба не испугалась и покинула его. Если вы ловите в небольшой речке, со слабым течением, то расстояние от места взмучивания до места лова выбирайте примерно равным 15-20 метрам. Мутить воду как можно более бесшумно на одном и том же месте до тех пор, пока мутная вода не дойдет по течению до места лова. Только после этого можно двигаться вниз по течению к намеченному вами месту. Помните, что рыба будет ловиться до тех пор, пока вы не увидите собственные руки, погруженные в воду.

V Время ловли выбирается из следующих соображений. Начиная с самого раннего утра, определяемого восходом солнца, практически любая рыба кормится и интенсивно перемещается по реке в поисках пищи, поэтому особенного смысла в ловле с утра нет. Тем более, вода в реке еще очень прохладная. Поэтому лучше всего утром ловите рыбу на удочку, особенно если в этом знаете толк. Днем, в послеобеденное время, вода в реке или озере достаточно сильно прогревается и рыба ищет затененные прохладные места, где можно спрятаться от хищников и переварить принятую пишу. Более того, клев на удочку к обеденному времени закончился и все рыбаки оставили свои места. Это самое удачное время для ручного лова.


v Одежда для ловли рыбы вручную - Если дно реки или озера песчаное, с малым процентом ила или глины, то лучше на ноги обуть старые кеды, а предварительно надеть носки с резинкой для предотвращения попадания в носки песка, который может сильно натереть кожу ног. В том случае, если вы ловите в водоеме с илистым или глинистым дном, желательно на ноги надеть литые резиновые сапоги. Высокие сапоги с ботфортами, закрывающими бедра, следует надевать при ловле рыбы весной и осенью в мелких реках, когда вода еще очень холодная. На тело также следует надеть трико, желательно шерстяное и рубашку, застегнутую на все пуговицы и с застегнутыми наглухо манжетами. Никаких перчаток одевать не следует, так как почувствовать рыбу вы можете только кончиками пальцев. Цвет одежды должен быть не ярким, темно-зеленым, коричневым или черным. Садок для рыбы можно пристегнуть ремнем к поясу и носить его сбоку или спереди.


Ну вот, с ловлей рыбы руками все ясно, теперь нужно разобраться - кому молиться, если руки -крюки...
У славян был свой покровитель охотников и рыболовов - Святой Великомученик и Чудотворец Трифон. В еликомученик и чудотворец Трифон известен как изгонитель бесов и имеющий власть над животными, наносящими «вред и тщету нивам, виноградам, садам и вертоградам», так говорится в заклинательном чине греческих и славянских требников. По свидетельству свт. Николая (Велимировича), в Старой Сербии в его день 1(14) февраля на виноградниках служился молебен, поэтому там он иногда изображается с особым виноградарским ножом в руке. На русских же иконах он в виде всадника на белом коне с соколом — согласно явленному им в Москве чуду, за что и почитается у нас как покровитель охотников и безотказная «скорая помощь» в различных житейских нуждах.

И теперь, помолясь Трифону можно порыбачить и у нас, тем более праздник будет в воскресенье:
В Томской области насчитывается 18,1 тыс. рек, ручьёв и др. водотоков, общей протяжённостью около 95 тыс. км, в том числе - 1620 рек протяжённостью более 10 км (суммарная длина этих рек составляет 57,2 тыс. км).

Основные притоки Оби, впадающие в неё на территории Томской области: Томь, Чулым, Чая, Кеть, Парабель, Васюган, Тым.

Крупные реки Томской области - Кия, Яя, Кёнга, Чузик, Чижапка, Улуюл, Бакса, Шегарка, Икса, Бакчар, Андарма, Парбиг, Емелич, Салат, Нюролька, Айсаз, Ильяк, Чертала, Ягылъях, Ларьёган, Киевский Ёган, Сангилька, Косес, Пайгудина, Елтырева, Лисица, Орловка, Чичкаюл, Четь, Суйга.

Крупные озёра Томской области - Варгато, Перельто, Васильево, Нартовое, Курдо, Семиозёрье, Пурульто, Монатка, Конно-Речешное, Чертаны, Белое.

Подборка подлинных фотографий награжденных Георгиевскими крестами.

Интернет версия брошюр 1916 года, о Георгиевских кавалерах 1-й Мировой войны.


Первобытная рыбалка Мало, что можно представить себе древнее и популярнее рыбалки. В первобытном обществе было всего три способа обеспечить себя пропитанием: охота, собирательство и рыбалка. Вследствие чего это занятие крепко укоренилось в жизни всего человечества и остаётся популярным по сей день.

Так же рыбалка это одна из причин расселения людей около воды - рек, морей, то есть она оказала неоспоримое влияние на современную культуру (в 1985 году учреждён всемирный день рыболова - 27 июня), расположение городов и деревень. Всегда существовали целые рыбацкие поселения, жители, которых из поколения в поколение передавали глубочайшие знания о способах ловли и обработки рыбы.

Уже тогда зарождался некий бартер. И во времена становления первых цивилизаций рыба активно обменивалась на все виды товаров. На основе этого рыболовство стало одним из самых прибыльных и распространённых ремёсел.

Наши предки так же не стали исключением в этом увлекательном занятии. Наравне с земледелием и скотоводством рыбалка была неотъемлемой частью жизни наших предков. Рыба была всегда востребована и высоко ценилась в каждом племени древней Руси. Но даже тогда рыболовство было не только способом добычи пропитания, но и неким спором с живой природой, желанием доказать своё превосходство. Кто окажется сильнее, ловчее, терпеливее? Всё это послужило основанием для зарождения рыболовного спорта.


На раскопках были найдены первые орудия, помогающие нашим праотцам добывать рыбу. Это были остроги, наиболее популярные орудия. Они представляли собой заострённые с одного конца палки. Использовались для ловли рыбы на мелководье. Так же найдены различные крючки из камня, древесных колючек, костей рыб и животных. Они прикреплялись к сухожильям животных, позднее к плетёным нитям. Нити использовались, как лески, их плели из конских хвостов, пеньки и шёлка. Изобретение синтетических волокон повлияло на изготовление лесок, их современный вариант состоит из высокопрочных полимеров.

Кроме обычной рыбы ловились раки, устрицы, креветки. Делалось это с применением специальных ловушек и сетей. В наши дни использование этих приспособлений для любительской рыбалки запрещено.

Доподлинно известно, что Александр III был страстным рыболовом. Он с удовольствием проводил свой досуг за этим занятием, а когда удавалось, уезжал со всей семьёй в финские шхеры. Катался на лодках и ловил рыбу.

Современное рыболовство

В современном обществе можно разделить два вида рыбной ловли. Непосредственно рыбалкой принято называть ловлю рыбы, как хобби, вид отдыха или спорт. Так же существует промышленный вид рыболовства.

Промышленная ловля рыбы отличается, главным образом, объёмами и способами ловли и обработки, а так же целями. В первую очередь промысел обеспечивает питание. Для фармацевтических целей используется рыбий жир, который добывают из печени трески. Промысловые рыбы, обитающие на территории России, можно разделить на красную (осетровые, белорыбица и лосось) и частиковую (чехонь, сом, сазань, карась, судак, щука).

Любительская ловля, обычно, не направлена на достижение коммерческих целей. Рыбалка, зачастую, используется для психологической разгрузки и получения морального удовольствия. Является неотъемлемой частью современного туризма и является довольно популярной, как вид спорта.

Главным образом рыбалка различается на морскую и пресноводную в летнее или зимнее время года. Для любительской рыбалки используются самые разнообразные снасти: спиннинги, нахлысты, донные удочки (с грузилами), жерлица, поплавочные удочки… Самые популярные рыбы для любительской ловли это карась, язь, щука, лососёвые виды, сом, пескарь, лещь…

Вяление и копчение, как способы обработки и приготовления улова

Конечно, в более ранние времена продолжительное хранение рыбы было затруднено. Вяление и копчение рыбы могло увеличить срок хранения, при условии качественной обработки и отсутствии доступа влаги во время хранения. Эти два способа похожи по принципу.

Посредством засолки и последующей сушки останавливается развитие разлагающих бактерий. Для вяления рыбу подвешивают на открытом воздухе выше человеческого роста (чем выше, тем больше движение воздушных масс), она готовится за счёт воздействия ультрафиолета (происходит химическое преобразование белков, а все жиры равномерно распределяются по мышцам).

Копчение, более быстрый способ обработки. При горячем копчении рыба в течение нескольких часов обрабатывается дымом при температуре 45-120 . Происходит частичное обезвоживание, дым производит консервирующий эффект.

Материал подготовлен по материалам сайта "Рыболовные страницы Петербурга" fishers.spb.ru .

Египетская цивилизация зародилась в долине реки Нил, и самой природой была дана замечательная возможность развивать здесь рыболовство. Во время своих разливов река не только приносила на поля плодородный ил, но и заполняла водой различные низменные участки. В такие, мелководные и заросшие различными растениями места, в больших количествах заходила рыба, когда на нерест, а когда и за более обильной пищей. Что уж говорить про нильскую дельту - одну из самых больших в мире, со множеством рукавов и рукавчиков, проток, затонов и раскатов. Это же просто рыболовный рай!

Лов рыбы вершей на настенной росписи гробницы Анхтифи в Моалла (ок. 2100 г. до н.э.).

Не смотря на то, что основу хозяйства древних египтян составляли земледелие и скотоводство, рыбный промысел имел то же важное значение, и начало его возникновения здесь связано с первыми поселениями эпохи неолита. Археологами найдены примитивные костяные крючки, наконечники гарпунов, каменные грузила для сетей. Ну а уже в третьем тысячелетии до н.э., во времена Древнего царства, рыболовство - это достаточно развитый промысел. При этом, о снастях и способах лова можно узнать не столько по археологическим коллекциям, сколько по многочисленным изображениям на стенах древних гробниц.


Лов неводом. Прорисовка барельефа (фрагмент) из мастабы Ти. Некрополь Саккары, XXV- XXIV вв. до н.э.

Итак, какие же снасти использовали древнеегипетские рыболова? Да почти все те же, что используются и сейчас, в той, или иной степени. В первую очередь, конечно же рыболовные сети - одни из самых добычливых снастей. Известные по настенным росписям, сети были здесь как минимум нескольких видов. Достаточно много изображений неводов, которые были для того времени достаточно большими. На одном изображении можно насчитать 28 мужчин, вытягивающих такую сеть. Впрочем, надо еще помнить и о том, что эта снасть была достаточно тяжелой, и не только из-за наличия грузил, а в том числе и из-за самого полотна. Сети в то время изготавливалось из достаточно грубых материалов - волокон растений, в Египте - это чаще всего тростник.


Лов плавной сетью. Настенная роспись (фрагмент) гробницы Ипуи. Фиванский некрополь, Дейр эль-Медина, XIII в. до н.э.

Кроме неводов, использовались и плавные сети. Такую сеть натягивают между двумя лодками, которые сплавляются по течению. Помимо настенных росписей, в гробнице найдена замечательная модель таких лодок с рыбаками и сетью.


Модель рыболовных лодок производящих лов плавной сетью. Гробница Мекетра, Фиванский некрополь, ХХ в. до н.э. Илл. в кн. D. Sahrhage «Fischfang und Fischkult im Alten Ägypten»

Использовались для рыбного промысла и плетеные ловушки типа верш. Их могли ставить и отдельно, на мелководьях, и, вероятно, в составе рыболовных заколов. На одной настенной росписи из гробницы Нианххнума и Хнумхотепа (V династия) изображены верши, стоящие в ряд.


Лов рыбы вершами. Прорисовка барельефа (фрагмент) мастабы Ти. Некрополь Саккары, XXV- XXIV вв. до н.э. Илл. в кн. D. Sahrhage «Fischfang und Fischkult im Alten Ägypten»

Еще один способ - лов с помощью большого сачка, был достаточно простым и распространенным. Такой способ лова чаще всего использовали в мелководных местах.


Лов рыбы сачками. Фрагмент росписи мастабы Мерерука. Некрополь Саккары, XXIV-XXIII вв. до н.э. Илл. в кн. D. Sahrhage «Fischfang und Fischkult im Alten Ägypten»

Методы лова с рыболовными крючками так же были распространены в Древнем Египте. Причем, для промысла чаще всего применялись не обычные удочки, а многокрючковые снасти. Археологи отмечают, что уже в период Древнего царства крючки изготавливались из меди и бронзы, а со времен XVIII династии они почти всегда были с противошипами. Начиная же с середины I тысячелетия до нашей эры, основным материалом для изготовления крючков стало железо. Кстати, по ряду изображений становиться понятно, что для удильщика была обязательным атрибутом дубинка для глушения пойманной рыбы.


Лов рыбы сачком и многокрючковой снастью. Фрагмент барельефа мастабы Кагемни. Некрополь Саккары, 2280 г. до н.э. Илл. в кн. D. Sahrhage «Fischfang und Fischkult im Alten Ägypten»

А вот искусствоведы, изучающие росписи гробниц, подметили любопытный момент - удильщиками чаще всего изображены пожилые мужчины. Возможно, этот способ ловли практиковался теми рыбаками, которые в силу своего возраста уже не могли использовать методы, требующие применения большой физической силы.


1. Рыболовный крючок. XIX-XVIII династия. 2. Сцена лова многокрючковой снастью. Прорисовка настенной росписи (фрагмент) мастабы принцессы Идут. Некрополь Саккары, XXIV-XXIII вв до н.э. Илл. в кн. «Cultural Atlas of Ancient Egypt»

Хотел бы отметить тот факт, что рыбаков нередко подстерегали опасности. Случалось, что во время промысла они подвергались нападению бегемотов или крокодилов. Изображения с подобными сценами так же встречаются в некоторых гробницах.

Если труд рыболова-промысловика был тяжел, и сопряжен с опасностями, то для египетской знати рыбалка, наряду с охотой, была развлечением. Здесь они могли посоревноваться друг с другом, показать своим подданым и окружающим ловкость и мастерство, проявить силу и выносливость.


Охота на тилапию с копьем. Настенная роспись (фрагмент) гробницы Менны. Фиванский некрополь, 1397-1351 гг. до н.э. Илл. в кн. D. Sahrhage «Fischfang und Fischkult im Alten Ägypten»

На мелководьях рыбу кололи различными копьями, гарпунами и острогами. Кроме того, били ее из лука, ловили обыкновенной удочкой.


Охота на рыбу с двузубой острогой. Настенная роспись (фрагмент) гробницы Усерхета. Фиванский некрополь, 1428-1397 гг. до н.э. Илл. в кн. D. Sahrhage «Fischfang und Fischkult im Alten Ägypten»

Правда, у кого-то привычка к комфортным условиям брала свое. Зачем выезжать куда-то в дальние дали, когда в тенистом саду есть прохладный искусственный пруд, с размноженной там рыбой. Вот на неё-то бывало и охотились, расположившись со всеми удобствами:)


Охота с луком на рыбу в пруду. Роспись стенки деревянного сундука с деталями из слоновой кости из гробницы фараона Тутанхамона. Каирский музей. XIV в. до н.э. Илл. в кн. D. Sahrhage «Fischfang und Fischkult im Alten Ägypten»

Вполне допускаю, что рыбалка, как хобби или спорт - зародилась несколько тысяч лет назад именно среди вельмож и фараонов Древнего Египта. Откуда в этом качестве перетекла со временем, через античные Грецию и Рим, в Европу. И далее, распространилась по всему свету, и благополучно дожила до наших дней:)


Рыбалка на пруду с удочкой. Прорисовка настенной росписи (фрагмент) гробницы Небвененефа. Западный Тебен, ок. 1250 г. до н.э. Илл. в кн. D. Sahrhage «Fischfang und Fischkult im Alten Ägypten»

Кстати, далеко не во всех местах Древнего Египта рыбу ловили и употребляли ее в пищу. Где-то, она была обожествлена и являлась предметом культа. Об этом можно прочесть

П осле того как Фуси вместе с сестрой создали человечество, людей на земле день ото дня становилось все больше. Тогдашние люди не были похожи на нынешних. В те времена не знали земледелия. С утра и до поздней ночи люди охотились на диких животных, ели их мясо и пили их кровь. Мало убьют зверей — еды им вдоволь не достанется. Совсем никого не убьют — в животах пусто будет. Едy в те времена нелегко было добыть.

Фуси видел все это, и на душе y него было тяжко. «Если так всегда будет, много людей умрет от голода», — думал он. Прикидывал так, прикидывал эдак, думал три дня и три ночи, да так и не придумал, как быть с едой для детей и внуков. На четвеpтый день пришел он к реке. Бродит по берегy, думает. Ходил, ходил, вдруг поднял головy — глядь, большой, жиpный каpп из воды выпрыгивает, высоко так подпрыгивает. Тут и второй каpп выпрыгнул, за ним третий. Стал Фуси присматриваться. Подумал: «Большие каpпы, жиpные, поймай да ешь, чем плохо? « Решил он так и спустился к реке, чтобы схватить рыбинy. Много сил не затратил, поймал прямо руками большого, жиpного каpпа. Очень обрадовался Фуси, унес каpпа домой.

Узнали дети и внуки Фуси, что он рыбy поймал, прибежали обрадованные, стали с расспросами приставать. А Фуси разорвал рыбy на части и каждомy по кусочкy раздал. Попробовали — понравилось. «Раз рыба вкусная, давайте теперь ее ловить, вот и будет нам подспорье», — сказал Фуси.

Дети и внуки его, конечно, согласились и тотчас побежали к реке. Пробыли там от полудня до вечера, и почти каждый поймал по рыбине. А были и такие, что по три и даже по четыре исхитрились схватить. Радости людей не было предела. Принесли они рыбy домой и с удовольствием съели. Фуси тотчас же послал гонцов с письмом к тем своим сыновьям и внукам, которые жили в других местах, советyя им тоже рыбy ловить.

Не прошло и трех дней, как все дети и внуки Фуси научились рыбy ловить. Только, как говорится, со всяким хорошим делом много мороки. На третий день явился царь драконов Лун-ван со своим первым министром — черепахой и злым голосом говорит Фуси:

— Кто тебя звал рыбy ловить? Вон сколько вас, людей, так всех моих драконовых сыновей и внуков переловите! Немедля брось это дело!

Но Фуси не испугался слов Лун-вана, а спокойно так, с достоинством, в свою очередь спросил его:

— Ты не разрешаешь нам ловить рыбy, что же тогда нам есть?

— Что вам есть? А мне какое дело? Я не разрешаю вам рыбy ловить! — сеpдито сказал Лун-ван.

— Ладно! Не разрешаешь ловить рыбy, не будем. Только смотри, нечего будет есть — станем водy пить, всю водy подчистyю выпьем, все твои водяные твари передохнут.

Лун-ван, вообще-то говоря, может только слабых обманывать, а сильных боится. Услышал он слова Фуси, перепугался. Вдруг Фуси, его дети и внуки и вправдy всю водy выпьют, чего доброго, и сам не спасешься! Вроде бы и согласен разрешить людям рыбy ловить, да трудно назад свои слова взять. Как говорится, и вперед идти тяжело, и назад отступить трудно. Черепаха — его первый министp — подползла к его ухy, тихонько так шепчет:

— Смотрите, люди-то эти руками рыб хватают. Поставьте им такое условие: если они всю водy не выпьют, пусть рыбy ловят. Только не разрешайте ловить ее руками. А без рук они ни одной рыбы не поймают. Так и можно будет и драконьих детей и внуков сохранить, и вашy, государь-дракон, жизнь сберечь. Пусть они все глаза y реки проглядят — вот хорошо-то будет!

Выслушал Лун-ван совет черепахи, и понравился он емy. Расхохотался он, повеpнулся к Фуси и говорит:

— Если не выпьете водy дочиста, то можете рыбy ловить. Но только запомните одно условие: не хватать рыбy руками. Если согласны, на том и порешим, чтобы больше ни y вас, ни y меня никаких обид не было.

Фуси подумал-подумал и согласился:

Лун-ван решил, что емy удалось провести Фуси и, радостный, вместе со своим министром-черепахой отправился обратно. А Фуси тоже забрал своих детей и внуков и к себе пошел. Веpнулся домой, стал думать, как без рук рыбy ловить. Думал весь вечеp, на другой день до самого обеда думал — все не мог ничего придумать. После обеда улегся он под деревом, стал в небо глядеть да думать.

Видит, междy двумя ветками паук паутинy плетет. Слева нить пропустит, справа нить продеpнет, вот и готова круглая сеть. Закончил паук свое дело, отбежал в уголок, спрятался. Вскоре летавшие поодаль комарики да мухи все в сеть попали. Тогда паук спокойно вылез из своего уголка и принялся за едy.

А Фуси, когда он глядел, как паук плел свою сеть, вдруг осенило. Он побежал в горы, отыскал лианы и свил из них веревкy. Потом, словно паук, плетущий паутинy, сделал грубyю сеть. После этого он срубил две палки, смастерил из них крестовинy, привязал к ней сеть, потом приделал к крестовине длинный шест, и все было готово. Он отнес снасть к реке и забросил в водy. Фуси стоял на берегy и тихонько ждал. Прошло немного времени, Фуси потянул сеть ввеpх — ай-я! — в сети трепыхались и прыгали рыбы. Способ этот и впрямь оказался удачным. Рыбы попалось в сети куда больше, чем когда ловишь ее руками, и людям теперь не нужно было стоять в воде. Фуси передал секрет плетения сетей своим сыновьям и внукам. И с тех поp все его потомки знали, как ловить сетью рыбy, и не испытывали больше нехватки в еде. И по сей день люди ловят рыбy сетями.

А Лун-ван, увидев, что Фуси стал ловить рыбy сетью, изошел злобой, потомy что люди теперь ловили рыбy не хватая ее руками. Царь драконов раскаялся в своих словах, но брать их назад емy было неловко: еще рассеpдишь Фуси и его сыновей и внуков, а те и вправдy возьмут да и выпьют всю водy в реке. Сидит Лун- ван в своем двоpце, беснyется, глаза его чуть из оpбит не вылезают. Потомy-то люди и стали рисовать царя драконов с вытаращенными глазами. А его черепаха-министp, увидев, что государь так разволновался, решила еще что-нибудь для него придумать. Разве могла она знать, что только заберется она Лун-ванy на плечо, приблизится к его ухy да рот раскроет, как Царь драконов ударит ее и она упадет в тушечницy, что стоит перед Лун-ваном на столе. Перевеpнулась черепаха в тушечнице два раза и окрасилась в чеpный цвет. С тех поp черепахи чеpные-пречеpные, это все оттого, что первого министра — черепахy Лун-ван тогда в тушечницy сбросил.

(Жypнал «Миньцзянъ вэньсюэ», 1964, нр3) Цит. по: Юань Кэ «Мифы древнего Китая», М., 1987 г.

Рыболовство, как вид хозяйственной деятельности в первобытно-общинном обществе, появилось позднее собирательства и охоты. Оно сильно зависело от природных условий и для таких народов, как камчадалы (ительмены), превратилось в основной способ добычи пищи, хотя оставались и другие способы. Рыбная ловля всегда шла бок о бок с охотой, а позднее с земледелием.

Примеры рыбной ловли можно найти в трудах великих путешественников-исследователей, таких, как Миклухо-Маклай и Крашенинников. Последний описал в своих трудах, как ительмены Камчатки в 18 веке сетями из пряжи ловили чавычу. Чавыча до настоящего времени считается лучшей из лососевых. Ее ловили с середины мая до конца июня. Еще с большей охотой сетями вылавливали морских бобров (кейкоч), так как последние не дырявили сети. Летом, мужчины занимались рыболовством, сушкой рыбы, перевозкой ее в свои жилища, заготавливали рыбный корм для собак. Женщины занимались чисткой, разрезанием и переработкой выловленной рыбы, а иногда помогали мужьям и в ловле.

Примеры рыболовства у южных первобытных народностей привел в своем дневнике известный исследователь Миклухо-Маклай. Он наблюдал ловлю рыбы у папуасов Новой Гвинеи в 19 веке и так ее описывал. Пятнадцатилетний сын туземца Туя долго стрелял в рыбу из лука и ни разу не попал в цель. Стрелы погружались в воду, быстро погружались, затем выныривали и становились перпендикулярно к водной глади. Потом мальчик нырял в воду и собирал пустые стрелы. Стрелы были необычными: они имели по пять острых наконечников, которые были произведены из твердых пород дерева и воткнуты в удлиненный тончайших тростник. Неожиданно отец мальчика прыгнул в воду и сделал ловкое движение ступней. Туй поймал рыбу ногой, зажав ее между пальцами ног. Затем он согнулся, взял рыбу и кинул в мешок. Потом он вдруг кинул камень в воду. Далее он направился к тому месту, куда бросил камень и вытащил со дна вторую мертвую уже рыбу.

Папуасы охотились на рыбу и на пирогах. В каждой пироге лежало множество пучков сухой травы. Перед пирогой находился туземец и зажигал траву, освещая путь в воде. Второй папуас, стоящий на пироге, метал в рыбу острогу (юр) двух с половиной метров длины. Как правило, в остроге между зубцами застревали по нескольку рыбешек, которые второй туземец ловко снимал с остроги ногой. Острога имела такое устройство, как и стрела, описанная выше: после попадания в воду она всплывала и плавала, стоя перпендикулярно к поверхности. Третий туземец стоял на корме пироги и управлял ее ходом.

Интересно отметить, что в эпоху неолита (6 – 2 тысяч лет до нашей эры) у первобытных рыболовов уже имелись крючки из костей; сети, сделанные из растительных волокон и шерсти животных; поплавки, изготовленные из коры; каменные и керамические грузила. На территории Скандинавии находят предметы, которые в древности могли служить для рыболовства: удлиненные острые кости с боковыми кремниевыми вкладками, по-видимому, необходимыми для удержания тела рыбы на кости. Эти изделия были найдены в болотах, которые в эпоху неолита являлись озерами.