Этапы конфликта в правильной последовательности. Развития конфликта: основные стадии, примеры


Любой конфликт - данное в первую очередь процесс, развивающийся в определенной последовательности. Выделяют пять стадий развития конфликта.
Первую стадию называют скрытой. Конфликт всегда имеет причины, он не возникает на пустом месте, хотя наличие конфликтных интересов не всегда сразу осознается. На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Конфликт проявляется лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией. Несоответствие ценностей, интересов, целей, средств их достижения не всегда выливается в непосредственные действия, направленные на изменение ситуации: противоположная сторона иногда либо смиряется с несправедливостью, либо ожидает своего часа, затаив обиду.
Вторая стадия - это формирование конфликта. На этой стадии четко осознаются претензии, которые могут быть высказаны противоположной стороне в виде требований. Оформляются группы, принимающие участие в конфликте, в них выдвигаются лидеры. Аргументы высказываются противоположной стороне, аргументы противников критикуются. Используется также провокация, то есть действия, которые сориентированы на формирование выгодной одного стороне общественного мнения.
Третья стадия - инцидент. На данном этапе происходит некоторое событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий, то грызть стороны решают вступить в открытую борьбу. Это событие может быть как значительным, так и незначительным, особенно в ситуации, когда оппоненты долгое время не проявляют чувств по касательству к противнику.
Четвертая стадия - активные действиясторон. Конфликт требует большого количества энергии, поэтому он быстро достигает максимума конфликтных действий - критической точки, а затем быстро хорошо на убыль.
Последнюю стадию называют завершением конфликта. На этом этапе конфликт завершается, что, однако, не означает, что притязания сторон удовлетворены. В действительности может существовать несколько исходов конфликта. В целом можно сказать, что каждая из сторон либо выигрывает, либо проигрывает, причем выигрыш одной из них не всегда означает, что вторая проиграла. Любой конфликт имеет три исхода: «выигрыш - проигрыш», «выигрыш - выигрыш», «проигрыш - проигрыш». Впрочем, такое представление исхода конфликта достаточно неточно. Например, компромисс не всегда можно считать победой обеих сторон; сторона нередко добивается компромисса лишь для того, чтобы ее оппонент не смог считать себя победившим, и данное происходит даже в том случае, если компромисс для нее так же невыгоден, как и проигрыш.
Что касается схемы «проигрыш - проигрыш», то в. нее не укладываются в полной мере случаи, когда обе стороны становятся жертвами некоей третьей стороны, которая пользуется их раздором для получения выгоды. Кроме того, нетрудно представить себе ситуацию, в которой руководитель предприятия отказывает двум сотрудникам в оспариваемой ими должности и отдает ее третьему лицу только потому, что, по его мнению, данные обязанности сможет выполнять лишь человек, который не вступает в конфликты.

Особенностями конфликта как социального явления, механизмов его возникновения и решения является то, что конфликт выступает не как одномоментное явление, а как процесс, зарождается, проходит определенные этапы и завершается.

Конфликта в своей реальной форме предшествует латентная фаза. На этой стадии сформировались практически все элементы конфликта, отсутствуют только активные действия. Эта стадия сама по себе не является одномоментной, она содержит несколько этапов И по времени может продолжаться очень долго.

Первый этап включает в себя зарождения объективной проблемной ситуации будущего конфликта.

Второй этап включает процесс осознания субъектом объективной проблемной ситуации. На этом этапе существует наиболее реальная возможность избежать перерастания ситуации в конфликт еще на латентной стадии. События этого этапа несут в себе следующие аспекты: первый аспект - это осознание какой - либо из сторон проблемности создавшейся ситуации. Интересы могут быть какие вполне реальными, так же и неправильно восприняты.

Второй аспект содержит себе процесс осознания препятствий, которые могут встать на пути реализации своих интересов. Будущие препятствия могут быть трех типов:

Препятствия, которые вытекают из объективной ситуации и вовсе не

зависят от других, возможных субъектов будущего конфликта;

Препятствия, которые могут возникнуть в зависимости от личных

качеств возможного участника конфликта;

Препятствия внешнего характера, которые могут выступать в качестве

персонифицированы. Третий аспект включает в себя осознание соотношения своих интересов с возможными и явными препятствиями.

Третий этап можно рассматривать как попытку решения конфликтной ситуации неконфликтный способами. Возможность подобного решения ситуации может заключаться в том, что противоположная сторона, реализуя свой интерес, своими действиями может и не доводить до конфликта. Взаимопонимание на этом этапе создает реальную возможность не дать проблемной ситуации перерасти в реальный конфликт.

Четвертый этап характеризуется конкретными действиями, которые были направлены на реализацию своих интересов обеими сторонами и которые в результате имели негативные последствия. На этом этапе четко обозначаются позиции обеих сторон и проводится подготовительная работа. С формальной стороны этот этап можно рассматривать как передконфл-иктный, хотя на самом деле конфликт уже начался.

Представлены этапы можно рассматривать как идеальный вариант зарождения конфликта. В реальной жизни некоторые этапы могут выпадать или даже повторяться.

Окончание последнего этапа завершает латентную фазу динамики конфликта. Переход в открытую фазу определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, для всех участников становится очевидным состояние конфликта. Во-вторых, действия участников назревающего конфликта все больше приобретают форму внешней направленности. В-третьих, о выходе конфликта из латентной фазы узнает третья сторона. Конфликт начинает чувствовать внешнее воздействие, не обязательно может привести к его эскалации, это влияние может выполнить положительную роль, то есть погасить его.

Открытая фаза конфликта начинается с инцидента - действия, столкновения, носит явно непримиримый характер. Подобные действия могут носить как случайный характер, так и организованный одной из сторон. Значение инцидента в том, что с него начинаются открытые действия против соперника, а инцидент придает этим действиям будто законный (лигитимний) характер. Размеры инцидента значения не имеют. Напротив, ничтожество, по мнению стороннего наблюдателя, инцидента, приведшего к открытому проявлению конфликта, может говорить о глубине противоречий и неслучайности открытого противостояния.

Отдельно необходимо выделить группу инцидентов, которые можно отнести к случайным, так как они в большей степени, чем остальные случаи, могут зависеть от внешнего фактора влияния на развитие конфликтной ситуации. Часть случайных инцидентов можно связать с объективными факторами, природа которых мало зависит от влияния человека. Очень часто их характеристика связана с совпадением объективных обстоятельств. Вторую группу случайных инцидентов можно связать с субъективным фактором, а именно - с целенаправленной деятельностью третьих лиц, заинтересованных в эскалации конфликтного противостояния.

После инцидента конфликт может развиваться как в негативном, так и в положительном направлении. Однако, чаще всего борьба усиливается, а сам конфликт разрастается. Этот период фазы открытого противостояния называется эскалация.

Закономерностью эскалации конфликта является укрупнение субъектов противостояния за счет привлечения новых участников. Межличностный конфликт может перерасти в межгрупповой. В условиях эскалации каждые следующие действия одной из сторон становятся более разрушительными по интенсивности чем предыдущие. Это находит оправдание в мотивации, как противодействие другой стороне. Это, в свою очередь, вызывает агрессивные, соответственно сильнее действия. Ситуация становится все более запутанной. На данном этапе чаще всего конфликт переходит от спора аргументов к безапелляционным претензий, к личностным обвинений и даже физических действий. Критика воспринимается уже только в форме угрозы. Противостояние приобретает такой формы остроты, когда Его стороны могут начать понимать необходимость перехода к конструктивным действиям и поиска взаимно понятных позиций. На смену дифференциации может прийти интеграция интересов, возможность которой вытекает из необходимости выхода из конфликта. Причина и источник конфликта при этом не исчезают, однако последствия конфликта могут заставить обе стороны начать искать возможности прекращения открытого противостояния.

Ситуация на этом этапе достаточно непредсказуема, сложно прогнозируемая, поэтому вариант начала решения конфликта возможен как из-за действий самих участников конфликта, так и путем привлечения третьей силы. Большая степень вероятности развития конфликта и по другому варианту, когда одна из сторон принимает решение активизировать свои действия и завершения конфликта видит только в уничтожении другой стороны. Это может стать результатом осознания возможности выйти победителем из конфликта или просто решением идти до конца.

Все действия в конфликте имеют конкретную направленность и их можно разбить на несколько типов противоборства:

А) действия, направленные на захват или удержание объекта при различных жизненных ситуациях;

Б) создание препятствий и косвенный вред;

В) использование слов и действий, несущих прямой оскорбительный смысл

и направлены непосредственно против противоположной стороны; Г) подчинения или уничтожения субъекта, лишение его мотивации и желания к самостоятельным действиям с помощью психологического давления или непосредственного насилия. Д) осуществление прямых убытков, физических потерь с целью преобразования одной из сторон конфликта с субъекта борьбы в объект властвования. Прекращение конфликта - это окончание активных действий сторонами конфликта по разным причинам. Формы прекращения конфликта могут быть разными:

♦ прекращения конфликта из-за взаимного примирения сторон;

♦ прекращения конфликта путем его симметричного решения, когда обе стороны или выигрывают, или проигрывают;

♦ прекращения конфликта путем его асимметричного решения, когда выигрывает одна сторона, а другая проигрывает;

♦ перерастания конфликта в другое противоборство;

♦ постепенное угасание конфликта.

Завершение конфликтов может проходить и в других формах, таких, например, как мирное урегулирование, использование насилия третьей стороной, т.н. "тупик", уход от конфликта одной из сторон, предложение третьего варианта разрешения конфликта.

Прекращение конфликта не означает автоматического прекращения существования конфликтной ситуации, поэтому конфликт может переходить из открытой фазы снова в латентную - постконфликтную. ее особенность заключается в том, что на этом этапе конфликт может протекать вокруг поиска нормализации отношений и создание условий для полного решения проблемных вопросов.

После активной фазы конфликта снова может наступить латентная, постконфликтное фаза, которая может включать в себя два этапа.

Первый этап может включать частичную нормализацию отношений, когда глубина противоречий еще существует, но уже устранены механизмы для разрастания конфликта. Противостояние еще может сохраняться и даже может быть заморожено на длительное время, пока будет присутствовать объект конфликта. Второй этап - это полная нормализация конфликта. Мероприятия, проводимые на этом этапе, направленные на преодоление самых причин конфликтной ситуации. Подобные действия возможны при взаимном желании их устранить. При этом не стоит забывать, что возможность возобновления конфликта может оставаться и на этом этапе, поводом могут послужить недомолвки, недосказанности, а так же моменты морального плана.

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3):

Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менеджера по его разрешению отражены в табл. 2.3.

Соотношение фаз и этапов конфликта

Таблица 2.3

Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.

Игровая ситуация. Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников*.

Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам - руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.


Не возникает вдруг. Причины его накапливаются, зреют иногда довольно длительное время.

В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии:

1. Скрытую стадию — обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина — стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;

2. Стадию напряженности , степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена — при примиренческом подходе, очень сильна — при непримиримости сторон;

3. Стадию антагонизма , которая проявляется как следствие высокой напряженности;

4. Стадию несовместимости , являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.

Возникновение не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности.

Процесс развития конфликта

Конфликт можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком — это непосредственное столкновение сторон. В широком — развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.

Основные стадии и этапы протекания конфликта

Конфликт — это отсутствие согласия между двумя сторонами или более; ситуация, при которой сознательное поведение одной стороны (индивида, группы или организации в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. При этом каждая из сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Представления о конфликте со временем изменялись.

В 1930-1940-е гг. получил распространение традиционный подход к оценке конфликта. В соответствии с ним конфликт определяется как негативное, разрушительное для организации явление, поэтому конфликтов следует избегать любой ценой.

С конца 1940-х до середины 1970-х гг. был распространен подход, согласно которому конфликт — это естественный элемент существования и развития любой группы. Без него группа не может успешно функционировать, и в ряде случаев конфликт позитивно воздействует на эффективность ее работы.

Современный подход к конфликту основывается на той идее, что постоянная и полная гармония, соглашательство, отсутствие новых идей, которые требуют ломки старых приемов и методов работы, неизбежно приводят к застою, тормозят развитие инноваций и поступательное движение всей организации. Именно поэтому менеджеры должны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом для осуществления творческой инновационной деятельности в организации, и умело управлять конфликтом для достижения целей организации.

В своем развитии конфликт проходит пять основных стадий.

Первая стадия характеризуется появлением условий, создающих возможности для возникновения конфликта в будущем, а именно:

  • проблем, связанных с общением (неудовлетворительный обмен информацией, отсутствие взаимопонимания в коллективе);
  • проблем, связанных с особенностями работы организации (авторитарный стиль управления, отсутствие четкой системы оценки работы персонала и вознаграждений);
  • личностных качеств работников (несовместимые системы ценностей, догматизм, неуважение к интересам других членов коллектива).

Вторая стадия характеризуется таким развитием событий, при котором конфликт становится очевидным для его участников. Об этом могут свидетельствовать изменение взаимоотношений между участниками конфликта, создание напряженной обстановки, ощущение психологического дискомфорта.

Третья стадия характеризуется очевидностью намерений участников конфликта разрешить создавшуюся конфликтную ситуацию. Здесь можно выделить основные стратегии разрешения конфликта:

  • конфронтация, когда одна из сторон хочет удовлетворить свои интересы, не считаясь с тем, как это повлияет на интересы другой стороны;
  • сотрудничество, когда предпринимаются активные попытки наиболее полно удовлетворить интересы всех участвующих в конфликте сторон;
  • стремление избежать конфликта, когда конфликт игнорируется, стороны не желают признавать его существование, пытаются избегать людей, с которыми возможны разногласия по тем или иным вопросам;
  • приспособленчество, когда одна из сторон конфликта стремится поставить интересы другой стороны выше собственных;
  • компромисс, когда каждая из сторон конфликта готова частично пожертвовать своими интересами во имя обших.

Четвертая стадия конфликта наступает, когда намерения его участников воплощаются в конкретные формы поведения. При этом поведение участников конфликта может принимать как контролируемые формы, так и не контролируемые (столкновение групп и т.д.).

Пятая стадия конфликта характеризуется тем, какие последствия (позитивные или негативные) наступают после разрешения конфликта.

При управлении конфликтами наиболее часто используются следующие методы:

  • организация встреч конфликтующих сторон, оказание им помощи в выявлении причин конфликта и конструктивных путей его разрешения;
  • постановка совместных целей и задач, которые не могут быть достигнуты без примирения и сотрудничества конфликтующих сторон;
  • привлечение дополнительных ресурсов, в первую очередь в тех случаях, когда конфликт был обусловлен дефицитом ресурсов — производственных площадей, финансирования, возможностей для продвижения по службе и т.п.;
  • выработка обоюдного стремления пожертвовать чем-либо для достижения согласия и примирения;
  • административные методы управления конфликтом, например перевод работника из одного подразделения в другое;
  • изменение организационной структуры, совершенствование обмена информацией, перепроектирование работ;
  • обучение работника навыкам управления конфликтами, мастерству межличностного обшения, искусству ведения переговоров.