Спиридон дмитриевич дрожжин. Дрожжин спиридон дмитриевич С д дрожжин

(1848-12-18 ) Место рождения: Дата смерти: Гражданство: Годы творчества: Дебют:

в Викитеке.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин ( -) - русский поэт.

Биография

Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей » (). С этого времени Дрожжина стали печатать во многих журналах: «Дело» , «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство» и др., в том числе тверских - «Тверской вестник» (1878-1882).

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. В 1903 году «Кружок писателей из народа» организовал вечер, посвящённый 30-летию поэтической деятельности С. Д. Дрожжина; одним из организаторов вечера был И. А. Бунин , который назвал Дрожжина «самым даровитым поэтом-самоучкой».

Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни», «Стихотворения 1866-1888», «Новые русские песни», «Баян»; в 1915 году - почётный отзыв имени А. С. Пушкина за сборник «Песни старого пахаря».

Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.

Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодке, в том числе в альманахе «Зарницы ».

Книги Спиридона Дрожжина

Примечания

Литература

  • Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т. 2: Г - К. Москва: Большая российская энциклопедия, 1992. С. 186-187.
  • Погорелов Т. Дрожжин и его поэзия. Уфа. - 1906
  • Памяти С. Д. Дрожжина: К 20-летию со дня смерти поэта. Калинин. - 1951
  • Ильин Л. Кайсын Кулиев о Райнере Рильке и Спиридоне Дрожжине // Тверь: Альманах. М. - 1989
  • Творчество С. Д. Дрожжина в контексте русской литературы XX века. Тверь. - 1999
  • Бойников А. М. Поэзия Спиридона Дрожжина: Монография. Тверь: Твер.гос. ун-т, 2005.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 18 декабря
  • Родившиеся в 1848 году
  • Родившиеся в Тверской губернии
  • Умершие 24 декабря
  • Умершие в 1930 году
  • Умершие в Тверской области
  • Поэты по алфавиту
  • Русские поэты
  • Поэты России
  • Похороненные в Тверской области

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дрожжин, Спиридон Дмитриевич" в других словарях:

    Русский советский поэт. Родился в семье крепостного. Начал печататься в 1873, стал известен как талантливый «поэт самоучка», защитник обездоленного люда, певец… … Большая советская энциклопедия

    - (1848 1930) русский поэт, бытописатель русской деревни. Сборники Поэзия труда и горя (1901), Заветные песни (1907), Песни крестьянина (1929) … Большой Энциклопедический словарь


(6(18).12.1848 – 24.12.1930)

Выдающийся русский крестьянский поэт-самоучка конца ХIХ - первой трети ХХ в. Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в деревне Низовка Городненской волости Тверского уезда Тверской губернии (по другим сведениям, в деревне Пугино, соседней с Низовкой) 18 (6) декабря 1848 г. в семье беднейших крестьян, крепостных помещика М.Г. Безобразова. Дрожжины жили очень бедно и гнетущая, доходящая до нищеты нужда с детских лет окружала будущего поэта. Одновременно на становление его личности самое непосредственное влияние оказала патриархальная атмосфера крестьянского уклада, а также привитие ему с детства начатков православной веры, особенно дедом, который «был необыкновенно богомолен» и «страстный любитель книг Священного писания».

Осенью 1858 г. мать отвела юного Спиридона в школу к деревенскому дьячку, где он и проучился «две неполные зимы». Затем в конце 1860 г. С.Д. Дрожжин по причине тяжёлого материального положения семьи был отправлен родителями на заработки в Петербург. Его первая профессия - мальчик-половой в грязном трактире «Кавказ» при гостинице «Европа».
Впоследствии, пытаясь выбиться из нужды, Дрожжин сменил множество занятий: был приказчиком в табачной лавке и магазине газовых свечей, подручным буфетчика, чернорабочим, лакеем у помещика, доверенным по поставке дров Николаевской железной дороги, агентом Волжского пароходного общества «Самолёт», продавцом в книжных магазинах, учился в школе молочного хозяйства Н.В. Верещагина. В течение всего 35-летнего периода скитаний поэт попеременно проживал в Санкт-Петербурге, Москве, Ташкенте, Харькове, Новгородской и Ярославской губерниях. На долю Дрожжина выпадали месяцы полной нищеты, когда ему приходилось закладывать предметы одежды и ночевать прямо на улицах и в парках. Вынужденная необходимость продавать свой труд за мизерную плату, постоянная материальная и жилищная зависимость от работодателей сформировали у поэта обострённое чувство общественного неравенства, которое он воплотил во многих стихотворениях.

В 1863 г. Дрожжин впервые знакомится с творчеством Н.А. Некрасова, в 1864 г. - с революционно-демократическим журналом «Искра». Неустанно занимаясь самообразованием, поэт в 1866 г. записывается в Императорскую Публичную библиотеку. В круг его чтения входили произведения Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.Ф. Писемского, И.А. Гончарова, Н.Г. Помяловского, Г.И. Успенского и других, а также запрещённые в то время сочинения Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского. В личной библиотеке поэта были книги А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, В.Г. Белинского, И.С. Никитина, Т.Г. Шевченко, Н.А. Некрасова, Ф. Шиллера, П. Беранже. Посещение собрания кружка петербургских студентов-разночинцев в 1867 г. способствовало формированию самостоятельности убеждений С.Д. Дрожжина, в которых соединялись революционно-демократические и православно-державные воззрения (например, в стихотворении «Русь (1875) он опирается на известную триаду «православие, самодержавие, народность»).

Весь период вынужденных скитаний С.Д. Дрожжин сохранял родственные, социальные и духовные связи со своей деревенской родиной. Периодически возвращаясь в Низовку, поэт с удовольствием занимается сельскохозяйственным трудом, который становится для него источником не только морального удовлетворения, но и творческого вдохновения («Первая борозда (1884), «Песня пахаря» (1891) и другие стихотворения).
Первые поэтические опыты С.Д. Дрожжина относятся к 1865 г., но началом его творческой деятельности принято считать публикацию стихотворения «Песня про горе добра-молодца» в конце 1873 г. в журнале «Грамотей».
В феврале 1878 г. С.Д. Дрожжин сближается с православным литератором и педагогом Н.А. Соловьёвым-Несмеловым (1847-1901), который оказал огромное влияние на духовное и творческое развитие поэта. При его посредничестве Дрожжин с начала 1880-х гг. публикуется в журналах «Семейные вечера», «Свет», «Детское чтение», «Луч», «Родник», «Воспитание и обучение», «Юная Россия», «Ребус», поэтических сборниках, а в 1879 г. завязывает переписку с И.З. Суриковым. В 1880-1881 гг. он вместе с Н.А. Соловьёвым-Несмеловым и несколькими другими литераторами организует «Пушкинский кружок», из-за участия в котором в 1884 г. попадает под негласный надзор полиции.
В 1884 г. в трёх номерах журнала «Русская старина» увидело свет автобиографическое повествование «Поэт-крестьянин С.Д. Дрожжин в его воспоминаниях. 1848-1884 гг.», написанное по заказу редактора-издателя М.И. Семевского. В 1889 г. в Петербурге выходит первая книга поэта, и литературная критика начинает обращать на него серьёзное внимание. Тем не менее, С.Д. Дрожжин продолжает испытывать нужду и лишения: два его сына умирают в младенчестве, а в 1894 г. в Низовке сгорает его дом вместе с библиотекой и рукописями.
В 1896 г. С.Д. Дрожжин вместе с семьёй окончательно возвращается в родную деревню, где сочетает крестьянский труд с литературным творчеством. Это его решение поддержал Л.Н. Толстой, с которым С.Д. Дрожжин встречался в 1892 и 1897 гг. Творческим результатом этого шага стала окончательная самоидентификация С.Д. Дрожжина как национального православного поэта-крестьянина, слившегося с родной «почвой» и физически, и духовно.
На рубеже XIX-XX в. поэт достигает пика литературной деятельности и читательской известности: 32 из 35 его прижизненных книг были изданы в 1898-1929 гг. Большой популярностью пользовались сборники С.Д. Дрожжина «Песни крестьянина» (1898), «Поэзия труда и горя» (1901), «Новые стихотворения» (1904), «Баян» (1909) и др. Несмотря на постоянное пребывание в деревне, он не отрывается от общероссийской литературной и культурной жизни: поддерживает отношения и завязывает новые знакомства с издателями, редакторами и литераторами А.А. Коринфским, И.А. Белоусовым, Ф.Ф. Фидлером, Н.Н. Златовратским, И.И. Горбуновым-Посадовым, М.Л. Леоновым и др. В 1899 г. поэт вступает в члены кассы взаимопомощи литераторов и учёных, в 1905 г. - в Общество любителей российской словесности. В 1903 г. Суриковский литературно-музыкальный кружок, куда вместе с Дрожжиным входили «писатели из народа» М.Л. Леонов, Е.Е. Нечаев, Ф.С. Шкулёв и другие, организует в Москве его чествование в связи с 30-летием литературной деятельности. На стихи С.Д. Дрожжина сочиняли музыку более 30 композиторов, в том числе Ц.А. Кюи, В.С. Калинников, В.И. Ребиков, Ф.О. Лашек, Р.М. Глиэр, А.Н. Чернявский. Две песни на его стихи исполнял Ф.И. Шаляпин.
Поэзия С.Д. Дрожжина привлекла внимание выдающегося немецкого поэта Р.М. Рильке, который посетил Низовку 18-23 июля 1900 г. и перевёл на немецкий язык несколько его стихотворений.

В 1900-1903 гг. С.Д. Дрожжин состоял в должности сельского старосты. Данный факт свидетельствовал о том, что крестьяне видели в нём своего авторитетного представителя. Поэт, хотя и пытался дистанцироваться от бремени общественных забот, воспринимал свою новую обязанность как возможность служить народу, что вполне соответствовало его демократическим убеждениям.
В 1903 г. Российская Академия Наук назначает поэту ежегодную пожизненную пенсию имени императора Николая II в сумме 180 рублей, которая становится для него основным источником дохода. В декабре 1910 г. на основании отзыва почётного академика К.К. Романова (К.Р.) четыре книги С.Д. Дрожжина 1907-1909 годов издания были удостоены премии имени М.Н. Ахматова в сумме 500 рублей. 11 ноября 1912 г. поэт получил кратковременную аудиенцию у К.К. Романова. Эту встречу, как и присланный позднее очерк о себе с дарственной надписью К.Р., он воспринял с большой радостью.
Основными темами поэзии С.Д. Дрожжина были деревенский труд и быт, пейзажи всех времён года, самоотверженное патриотическое служение Родине и социальный протест против угнетённого положения беднейших слоёв народа, лирико-философские размышления над универсальными константами бытия, нравственное совершенствование, крестьянское горе и душевный стоицизм. Несмотря на неотрывность С.Д. Дрожжина от материального и духовного уклада тверской деревни, его поэзия по степени типизации общественных процессов и жизненных ситуаций, мыслей и внутренних переживаний лирического героя - крестьянина-пахаря - принадлежит к общероссийским, а не к регионально замкнутым литературным явлениям. Благодаря народно-песенной основе, выражению крестьянского миропонимания, национальному характеру, фольклорной аксиологии и образности, жизненной достоверности, простоте слога она была доступна самой широкой читательской аудитории.
Немало стихотворений С.Д. Дрожжина о сельском труде пронизаны неподдельным чувством здорового оптимизма, поэтизацией земледелия. Он подчёркивает такую черту крестьянской ментальности, как нестяжательство, но вместе с тем, не отрицал наличествующий в сознании крестьянина идеала скромного достатка, обеспечиваемого исключительно своими руками.
Трудовая радость крестьянина сопровождалась и немалым числом бед: он терпел материальную нужду, смерть коня-пахаря в разгар сева, неурожай, голод, нищету. Целая гамма, связанных с этой стороной деревенской жизни пессимистических мотивов и ситуаций, которые можно объединить собирательным выражением «крестьянское горе», развёртывается в стихотворениях Дрожжина «Две поры» (1876), «Смерть коня-пахаря» (1877), «В засуху» (1897), «На Волге» (1899) «Осенней ночью» (1907) и др. Тем не менее, даже на уровне образной системы поэт противопоставляет крестьянский труд городскому: первый у него - «весёлый», «бодрый», «вольный», «радостный», второй - «подневольный», «гнетущий», «непосильный». В отличие от деревни, город почти не порождает у Дрожжина положительных эмоций. Описание завода и тесных комнат, где ютится городская беднота, приобретает в его урбанистической лирике черты инфернальности и фантасмагории («Ночь» (1887), «В столице» (1884), «Мне тяжело воспоминать…» (1899) и др.). Антитеза «город-деревня» аналогично спроецирована и на бытовую сферу.
Живописуя деревенскую реальность, С.Д. Дрожжин постоянно мечтал о воплощении вековой крестьянской мечты в виде некоего «мужицкого рая», блага которого, выраженные в идеализированных атрибутах быта, станут высшим вознаграждением за крестьянский труд. Мотив честного труда - один из сквозных в дрожжинской лирике.
Природа в стихах Дрожжина - это непритязательные по внешней красоте лесные, водные и луговые ландшафты Верхневолжья. Они отличаются реалистической конкретикой, выпуклостью, тесной связью с хозяйственным круговоротом крестьянской жизни, синтезом природного и бытового пейзажа. Однако в каждом времени года поэт, наряду с восхищением весною, радостью лета, «праздником осени» (сбором урожая), умиротворённостью зимы, по-прежнему воплощает противоречивость крестьянского бытия, что также порождает и более усложнённые комбинации психологических настроений.
Из любви к окружающему крестьянскому и природному миру - сугубо конкретному и предельно вещественному - выросло в поэзии С.Д. Дрожжина высокое и непоколебимое чувство патриотизма. Любовь к малой родине вызывает в его душе всечеловеческую отзывчивость, любовь ко всему миру.
В качестве основных гражданских мотивов в дореволюционных стихотворениях Дрожжина закрепились стремление к свободе, осознаваемой прежде всего как крестьянская воля и протест против социальной несправедливости («Не весёлый напев…» (1878), «Честным порывам дай волю свободную…» (1879), «Воля» (1905), «От безотрадных горьких дум…» (1906) и др.). Вместе с тем, идейным стержнем политических убеждений поэта была концепция гражданского мира. В стихотворении «После долгой разлуки» (1917), посвящённом соседу-помещику Н.А. Толстому (1856-1918), он выступает не за обострение социального противоборства, а за примирение различных общественных групп на основе высшей гражданской и духовной ценности - России.
Социальной, культурно-нравственной и философской первоосновой мировоззрения и творчества С.Д. Дрожжина всегда оставалась православная вера. Вот почему христианская духовность, морально-нравственные посылки, евангельские сюжеты и библейские аллюзии пронизывают собой все тематические блоки и мотивы его лирики. Религиозность русского человека в произведениях Дрожжина - естественная норма поведения. Христианской аурой проникнут у него и деревенский пейзаж, и окружающая природа, и безмерность мироздания.
С.Д. Дрожжин также создал немало православно-гражданских стихотворений, например, «На 1879 год» (1878), «Застольная песня» (1880), «Слава Всевышнему Богу» (1886), «К Богу» (1909) и др. В стихотворных молитвах он ратует перед Христом за личное обретение высших христианских добродетелей.
Биполярность народного бытия обусловила амбивалентность поэтического мышления С.Д. Дрожжина, которая наиболее убедительно воплотилась в его программном стихотворении «Я для песни задушевной…» (1891).
Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию С.Д. Дрожжин вначале встретил восторженно, видя в них реальное осуществление идеала свободной крестьянской Руси. Но, испытывая настороженность к революционным нововведениям, он весной 1917 г. отказывается участвовать в работе волостного исполкома и стать председателем волостного суда.
В 1918-1920 гг. С.Д. Дрожжин, потрясённый новыми народными бедствиями, в ряде своих стихотворений («Страшно жить и скучно…» (1918), «Царь-голод» (1919), «Душа болит, мутится ум…» (1920) и др.) гневно обличает антинациональную и антиправославную сущность Октябрьского переворота, «красный террор», тотальное ограбление крестьян в процессе продразвёрстки, жестокость подавления народных восстаний, братоубийственную Гражданскую войну.
Особенно угнетающе подействовали на поэта взятие в заложники и бессудный расстрел Н.А. Толстого вместе с женой. По этим причинам в начале 1920-х гг. С.Д. Дрожжин, лишённый к тому же прежнего материального обеспечения, переживает глубокий духовный кризис, полностью не преодолённый им и в последующие годы, что подтверждает его переписка с давними друзьями-поэтами А.А. Коринфским, М.Л. Леоновым и И.А. Белоусовым.

Дом-музей С.Д. Дрожжина

Тем не менее, поэт участвует в работе I съезда тверских поэтов и писателей из народа, состоявшегося Твери 6-8 ноября 1919 г., поддерживает тесные творческие и личные контакты с членами Тверского литературно-художественного общества имени И.С. Никитина. Чтобы не умереть с голоду, Дрожжин, превозмогая недуги, выступает на литературных вечерах в Москве, Твери, Клину, Завидове, Редкине.
С 1923 г. неблагоприятная ситуация вокруг поэта начала изменяться к лучшему. Повторно возрастает его читательская популярность. По ходатайству Общества по изучению Тверского края Центральная Комиссия по улучшению быта учёных 20 февраля 1923 г. назначила С.Д. Дрожжину повышенную пенсию и академический паёк. В самой Низовке поэта посещают делегации школьников и друзья-писатели; он также получает немало писем от почитателей своего дарования. В 1923 г. тверскими никитинцами было подготовлено и проведено чествование поэта в связи с его 75-летием. В том же году в Москве и Твери выходят сразу пять книг С.Д. Дрожжина, а его самого избирают почётным членом Всероссийского Союза поэтов. Имя Дрожжина присваивается нескольким школам, одной из улиц Твери, пароходу. В Тверском и Ржевском музеях открываются Дрожжинские комнаты, а Низовка переименовывается в Дрожжино. По распоряжению наркома почт и телеграфов 27 февраля 1926 г. в доме поэта устанавливается радиоприёмник, а в год своего 80-летия он удостаивается приветствия Президента Академии наук СССР А.П. Карпинского.
Несмотря на популяризацию своей поэзии, признание заслуг перед литературой и народом, творчество С.Д. Дрожжина после 1917 г. истолковывалось в вульгарно-социологическом ключе и подверглось сильному цензурному вмешательству: стихотворения на православную тематику выбрасывались из книг, многие произведения безжалостно купировались или подвергались идеологической редакторской правке, часто своевольной. В самой Твери празднование 80-летия поэта было использовано местными властями, в первую очередь, в политических целях. Публикации в газетах «Тверская правда» и «Смена» фальсифицировали сложные страницы жизни Дрожжина, создавали мифологизированный и далёкий от действительности образ труженика-поэта, неутомимо поющего хвалу Советской власти.
Как следствие, невзирая на благосклонность высоких должностных лиц советского государства, С.Д. Дрожжин в глубине сознания оставался «внутренним эмигрантом», подчас открыто демонстрируя оппозиционность новой власти. Так, летом 1929 г. он принимает в Низовке поэта А.А. Коринфского, который 14 ноября 1928 г. был арестован в Ленинграде по делу «об участии в контрреволюционной работе группы монархистов», решением Коллегии ОГПУ от 13 мая 1929 г. осуждён по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР (антисоветская агитация) и выслан в Тверь.
С.Д. Дрожжин скончался в Низовке 24 декабря 1930 г. В 1937 г. при сооружении Иваньковского водохранилища прах поэта и его дом были перенесены из зоны затопления в с. Завидово, где 1 мая 1938 г. открылся Дом-музей С.Д. Дрожжина.

А.М. Бойников , кандидат филологических наук, доцент,
член Союза писателей России, член Союза журналистов России.

Библиография:

Дрожжин С.Д. Собрание сочинений: в 3 т. - Тверь: СФК-офис, 2015. - Т. 1-3.
Бойников А.М. Поэзия Спиридона Дрожжина: монография. - Тверь: ТвГУ, 2005. - 228 с.
Спиридон Дмитриевич Дрожжин: библиогр. указ. - Тверь: ЧуДо, 1998. - 115 с.
Спиридон Дрожжин глазами современников и потомков. - Тверь: Золотая буква, 2001. - 240 с.
Гончарова И.А., Редькин В.А. Ревнители традиций: Очерк о Тверском литературно-художественном обществе имени И.С. Никитина. - Тверь: Тверское областное книжно-журнальное изд-во, 2002. - 192 с.
Иванова Л.Н. Дрожжин Спиридон Дмитриевич // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. - М., 1992. - Т. 2. - С. 187.

Биография

Родился 5 (17) декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. В школе учился две неполных зимы, потом одиннадцатилетнего сына мать отправила на заработки в Санкт-Петербург.

Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В Петербурге (1860-1871) занимался самообразованием, познакомился с произведениями Николая Некрасова, Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Льва Толстого и др.

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей» (1873). С этого времени Дрожжина стали печатать во многих журналах: «Дело», «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство», «Пробуждение» и др., в том числе тверских - «Тверской вестник» (1878-1882).

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. В 1903 году «Кружок писателей из народа» организовал вечер, посвящённый 30-летию поэтической деятельности С. Д. Дрожжина; одним из организаторов вечера был Иван Бунин, который назвал Дрожжина «самым даровитым поэтом-самоучкой».

Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни», «Стихотворения 1866-1888», «Новые русские песни», «Баян»; в 1915 году - почётный отзыв имени А. С. Пушкина за сборник «Песни старого пахаря».

После заполнения Иваньковского водохранилища в 1937 году его прах и последний дом были перенесены в посёлок Новозавидовский, где открыт музей (более 2-х тысяч ед. хранения).

Творчество

К концу XIX века становится самым известным русским крестьянским поэтом, в Низовке летом 1900 года его посетил австрийский поэт Райнер Мария Рильке, переводивший его стихи на немецкий язык.

В первое десятилетие XX века одна за другой вышли книги поэта, Дрожжин был избран почётным членом Общества любителей российской словесности (1905), получил несколько литературных премий. Для стихов этого периода характерно соединяющее в себе и красоту, и грусть описание сельской жизни (при этом, в отличие от многих поэтов-горожан, Дрожжин не касается революционных событий 1905-1907 годов; яркий пример - посвященное также писавшему деревенские стихи Аполлону Коринфскому стихотворение «Летний вечер в деревне»).

Октябрьский переворот Дрожжин встретил в Низовке, вскоре покинул её, занявшись общественной работой. Был избран председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии (1919), почетным членом Всероссийского союза поэтов (1924).

Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов, проникли в фольклор. Творчество Дрожжина вдохновляло композиторов А. Чернявского («Любо-весело», «У колодца» - вступление к поэме «Дуняша», «Красна девица, зазноба ты моя…»), В. Ребикова («Ах, о чём ты, ласточка…», «Догорает день зарёю…», «Жар весенних лучей…», «Ах, когда бы солнышко…», «Я для песни задушевной…»), В. Бакалейникова («Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Ах, о чём ты, ласточка…», «Красна девица, зазноба ты моя…»), Ф. Лашека («Не с мороза травушка…», «Догорает день зарёю…», «Что мне, молодцу, нужда…»), В Зиринга («Жница») и др. Исполнителями песен стали Ф. И. Шаляпин, Н. В. Плевицкая («Ах, о чём ты, ласточка…», «Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Любо-весело»), А. Д. Вяльцева.

Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.

Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодике, в том числе в альманахе «Зарницы».

Книги Спиридона Дрожжина

  • Стихотворения 1866-1888, СПб. - 1889
  • Поэзия труда и горя (1889-1897), М. - 1901
  • Новые стихотворения. М. - 1904
  • Год крестьянина. М. - 1906
  • Заветные песни. М. - 1907
  • Новые русские песни. М. - 1909
  • Баян. М. - 1909
  • Песни старого пахаря. М. - 1913
  • Песни рабочих. М. - 1920
  • Поэт-крестьянин С. Д. Дрожжин Его жизнь и песни. М.; Л. - 1923
  • Пути-дороги. М. - 1929
  • Песни крестьянина. М. - 1929
  • Избранное. Калинин. - 1940
  • Стихотворения. Л. - 1949
  • Песни гражданина. М. - 1974.
  • «Шлю привет родному краю…», Тверь - 1998.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) - русский поэт.

Родился 6 (18) декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. В школе учился две неполных зимы, потом одиннадцатилетнего сына мать отправила на заработки в Санкт-Петербург. Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В Петербурге (1860-1871) занимался самообразованием, познакомился с произведениями Николая Некрасова, Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Льва Толстого и др. В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей» (1873). С этого времени Дрожжина стали печатать во многих журналах: «Дело», «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство» и др., в том числе тверских - «Тверской вестник» (1878-1882).
Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. В 1903 году «Кружок писателей из народа» организовал вечер, посвящённый 30-летию поэтической деятельности С. Д. Дрожжина; одним из организаторов вечера был И. А. Бунин, который назвал Дрожжина «самым даровитым поэтом-самоучкой».
Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни», «Стихотворения 1866-1888», «Новые русские песни», «Баян»; в 1915 году - почётный отзыв имени А. С. Пушкина за сборник «Песни старого пахаря».

Биография

ДРОЖЖИН Спиридон Дмитриевич -- поэт. Родился в семье крепостных крестьян. Азы образования получил от деда, Степана Степановича Дрожжина, который обучил внука чтению азбуки и часослова. А осенью 1858 г. мать отдала юного Спиридона в школу к деревенскому дьячку, где будущий поэт в течение двух зим обучался письму и счету. Те дни Д. с благодарностью воскресит в стихотворении «В школе у дьячка» (1905). На этом образование Д. было закончено -- зимой 1860 г. он был отправлен на заработки в Петербург.

Последующие 36 лет жизни Д. прошли в мучительных скитаниях по России. Он сменил много профессий: был подручным буфетчика и трактирным слугой, продавцом в магазине газовых свечей и приказчиком в табачных и книжных лавках, лакеем, рассыльным, чернорабочим, доверенным по поставке дров для Николаевской железной дороги, агентом волжского пароходного общества «Самолет». Судьба забрасывала его в Москву и Тверь, Ярославль и Харьков, Киев и Ташкент.

Начальные, петербургские годы скитаний Д. (1860--1871) были временем не только нищенского полуголодного существования, но и настойчивого самообразования. Первые 4 года в столице, работая половым в трактире «Кавказ», Д. жадно, но бессистемно набрасывается на чтение литературы, часто низкопробной: лубочные романы, журналы типа «Мирского вестника» и «Чтения для солдат». Однако затем Д. знакомится с произведениями Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, с интересом читает журнал «Искра», а с 1866 г. регулярно посещает Публичную библиотеку. На художественные вкусы и идейно-эстетическую ориентацию Д. положительно повлияло его знакомство в это время с разночинно-демократической молодежью и столичным студенчеством. Экономя на пище и одежде, он собирает собственную библиотеку, куда входят произведения его любимых писателей: А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Кольцова и Никитина, Г. Гейне и П.-Ж. Беранже, Л. Н. Толстого и Г. И. Успенского, Ф. Шиллера и Н. П. Огарева и др. Читает Д. и «запрещенную» литературу. В 17 лет он пишет первое стихотворение и с тех пор не прекращает поэтической деятельности. 10 мая 1867 г. делает первые записи в дневнике и ведет его до конца своей долгой жизни.

Первую попытку опубликоваться Д. сделал в 1870 г., послав пять лучших, на его взгляд, стихотворений в «Иллюстрированную газету», но они были отвергнуты. Литературный дебют состоялся в 1873 г., когда в журнале «Грамотей» было напечатано его стихотворение «Песня про горе добра молодца». С этого времени Д. становится активным сотрудником многочисленных журналов: «Слово», «Дело», «Семейные вечера», «Русское богатство» и др., в том числе и детских: «Детские годы», «Детское чтение», «Жаворонок», «Юная Россия» и др.

В конце 70--80 гг. известность Д. как поэта растет. Интерес к начинающему автору-самоучке проявил И. З. Суриков, что нашло отражение в их переписке 1879 г.

В 1889 г. в Петербурге выходит первый сборник произведений Д. «Стихотворения 1866--1888 гг. с записками автора о своей жизни». Эта книга выдержала еще два издания (1894, 1907), значительно пополняясь в каждом. Однако это не упрочило материального положения бедствующего поэта, и в нач. 1896 г. Д. окончательно возвращается в родную Низовку, где всецело посвящает себя литературному труду и сельскохозяйственной работе. Решение поэта вернуться, в деревню было поддержано Л. Н. Толстым, с которым Д. встречался дважды: в 1892 и 1897 гг. В деревне за Д. был установлен негласный полицейский надзор.

Между тем известность Д. растет. В 1900 г. Низовку посещает выдающийся австрийский поэт Райнер Мария Рильке. Четыре стихотворения русского поэта-крестьянина были переведены им на немецкий язык.

В первое десятилетие нового века одна за другой выходят книги Д.: «Новые стихотворения» (М., 1904), «Год крестьянина» (М., 1906), «Заветные песни» (М., 1907), «Новые русские песни» (М., 1909), «Баян» (М., 1909). В декабре 1903 г. суриковский кружок «Писателей из народа» организует в Москве вечер, посвященный 30-летию литературной деятельности Д. В этом же году поэту была назначена пожизненная пенсия в размере 180 рублей в год. В 1905 г. поэт избирается членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. А 29 декабря 1910 г. Д. был удостоен премии Российской императорской Академии наук в сумме 500 рублей за сборники 1907--1909 гг. по особому представлению и на основании рецензии почетного академика К. К. Романова (поэта К. Р.). 19 октября 1915 г. Академия наук отметила почетным «пушкинским» отзывом еще одну книгу Д.-- «Песни старого пахаря» (М., 1913).

Жизнь в деревне не отрывает Д. от важных социальных событий. Он оказывается в числе тех немногих русских писателей, кто резко выступил против империалистической войны (стихотворение «Долой войну!», 1916), назвав ее в своем дневнике «пережитком грубого варварства» (запись от 7 сент. 1914 г.).

Великая Октябрьская революция была с радостью встречена 69-летним, поэтом. Он включается в общественную работу, будучи выбранным в члены волостного исполкома, ездит по стране с чтением своих произведений. В 1919 г. поэт избирается председателем съезда пролетарских писателей из народа Тверской губ. В этом же году становится членом Тверского литератур но-художественного общества им. И. С. Никитина. Продолжается его поэтическая деятельность. В 1923 г. выходит сборник «Песни труда и борьбы», знаменующий два юбилея поэта: 50-летие литературной деятельности и 75-летие со дня рождения. В связи с этими датами Д. избирается почетным членом Всероссийского союза поэтов; в Твери открывается библиотека-читальня его имени. А через пять лет 80-летний поэт получает приветствие от Академии наук СССР, подписанное ее президентом А. П. Карпинским.

28 сентября 1928 г. Д. встретился в Москве с М. Горьким, который вписал в записную книжку поэта: «На память старому поэту -- с удивлением перед его неиссякаемым творчеством -- С. Д. Дрожжину. М. Горький».

В последние годы жизни Д. работает над сборниками «Песни» (М., 1928) «Пути-дороги» (М., 1929), «Песни крестьянина» (М., Л., 1929, последняя прижизненная книга поэта), готовит к печати Полное собрание сочинений в 4 т., доводит до 1930 г. свои «Записки о жизни и поэзии».

Умер 82-летний поэт в родной Низовке. В 1938 г. его прах, а также дом, где он прожил большую часть жизни, были перенесены в пос. Завидово Конаковского р-на Калининской обл. (бывшей Тверской губ.), где был открыт мемориальный музей поэта.

Более чем 60-летний творческий путь Д. был чрезвычайно, плодотворным. Им при жизни выпущено 32 сборника: 20 из них -- до 1917 г. и 12 при Советской власти. Его стихи художественно неравноценны, однако в лучшей части поэтического наследия обнаруживается самобытный талант, мастерство. В творчестве Д. заметно влияние Кольцова, Никитина, Некрасова, в ряде его произведений 80--90 гг. слышны отзвуки поэзии С. Я. Надсона. Простота, задушевность, непосредственность, искренность -- определяющие качества лирики Д. Он певец крестьянской жизни, как сам с первых шагов в литературе определил свое призвание («Моя муза», 1875). Наряду с горестными стихами, рисунками нищету, бесправие, изнуряющий подневольный труд русского крестьянства («Смерть коня-пахаря», 1877; «В избе», 1882; «Не веселый напев…», 1887; «В засуху», 1897) и городской бедноты («Песни рабочих», 1875; «Швея», 1876; «От безотрадных горьких дум…», 1906), поэт изображает и радость созидательного труда хлебопашца («В страду», 1875; «Первая борозда», 1884; «Песня пахаря», 1891); любуется душевной красотой русского крестьянина («Ровнюшка», 1878; «Жар весенних лучей…», 1880). В стихотворениях нередки мотивы социальной борьбы («Мы живем…», 1889; «Удаль», 1903; «Песня пловца», 1906; «Из мрака к свету», 1913).

Любовью к русской деревне, деревенскому пейзажу наполнены многие стихи Д. («В простой телеге деревенской…», 1871; «Песня из далекого края» 1875; «Прими меня, сторонушка родная…», 1889; «Утро в лесу», 1870; «Вечер», 1881; «Летом», 1882). Патриотизм поэзии Д. не декларативен, а глубоко задушевен, оттого его стихи, посвященные родине, и пронизаны болью, и полны верой в светлое будущее страны («На Волге», 1899; «Родина», 1904). Жизнеутверждающий патриотический пафос поэзии Д. ярко проявляется в его стихах советского периода («Прошли века неволи злой…», 1918; «Запевка», 1920; « Памяти В. И. Ленина», 1924).

Поэзия Д. органично связана с устным народным творчеством, особенно с песенной лирикой, недаром многие его стихотворения (и сборники) названы «песнями». Д. умело и свободно пользуется фольклорной поэтикой (отрицательные сравнения, психологический параллелизм, устойчивая символика и т. д.), его стилизации отличает ритмическое богатство («Песня» («Как по травке ветерок…»), 1889; «Песня» («Что не ласточка-касаточка поет…»), 1885; «Песня» («Ах, была одна…»), 1903; «Песня» («Разгрустился добрый молодец…»), 1907).

Ряд стихотворений Д. вошел в фольклор («Песня про солдата», 1872; «Песни рабочих», 1875). Многие стихи поэта были положены на музыку композиторами С. Евсеевым, В. Зирингом, Н. Потоловским, А. Чернявским, Ф. Лашеком и др. Песни на стихи Д. в исполнении популярных в начале XX в. певцов Н. Плевицкой, А. Вяльцевой, М. Лидарской, П. Тихонова, Г. Фотеевой записывались на граммофонные пластинки. Две песни на стихи из поэмы «Дуняша» (1880--1881) и «Красна девица, зазноба ты моя…» (1892) были в репертуаре Ф. И. Шаляпина (муз. А. Чернявского).

Дрожжин Спиридон Дмитриевич (1848-1930) – известный русский поэт. Родился 6 (18) декабря 1848 года в небольшой деревне Низовка, что была в Тверской губернии. Родители мальчика были обычными крепостными крестьянами. С 1858 года на протяжении 2 лет Спиридон учился в деревенской школе. Сразу после школе был вынужден пойти работать, следуя примеру своих родителей. С детства будущий поэт любил читать.

В 1860-1871 гг. С. Дрожжин трудится в трактире «Кавказ» в Петербурге. Находясь в нищенском состоянии, все равно находит деньги и покупает произведения русских писателей и «запрещенную литературу». Первые стихотворения он начинает писать с 17-ти лет, в 1870 году безуспешно пытается опубликовать свои работы в «Иллюстрированной газете». 10 мая 1867 года начинает вести собственный дневник.

Первый напечатанный стих «Песня про горе добра молодца» (1873) вышел в журнале «Грамотей". Дрожжин начинает активно публиковаться в различных журналах: «Слово», Русское богатство», «Жаворонок» и др.

Первая книга «Стихотворения 1866-1888 гг. с записками автора о своей жизни» (1889 г.) была издана в Петербурге. Для пополнения другими произведениями этот сборник переиздавался еще в 1894 г. и 1907 г.

В 1896 году Спиридон Дрожжин возвращается в деревню Низовка, где занимается сельским хозяйством и написанием новых литературных работ. К нему приезжает известный поэт из Австрии Райнер Мария Рильке, который перевел 4 стихотворения русского поэта на немецкий язык, привлекая тем самым к начинающему автору общественное внимание.

За 1904-1909 гг. публикуется 5 сборников: «Новые стихотворения», «Год крестьянина», «Заветные песни», «Новые русские песни», «Баян». В 1905 году в Московском университете поэта включают в Общество любителей российской словесности. 29 декабря 1910 года С. Дрожжин награждается премией Российской императорской Академии наук.

В 69 лет поэт, являясь членом волостного исполкома, по всей стране проводит чтения своих стихотворений. В 1919 году становится главой съезда пролетарских писателей в Тверской губернии. В 75 лет публикует книгу «Песни труда и борьбы» (1923) и становится почетным участником Всероссийского союза поэтов за 50-летний вклад в литературу. За свою жизнь поэт издал 32 собрания стихотворений. Не успел опубликовать «Полное собрание сочинений в 4 томах» и «Записки о жизни и поэзии».