Социальная психология и общество. История зарубежной социальной психологии Анализ статьи по социальной психологии

Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

Задачи социальной психологии

Ниже представлен список основных задач социальной психологии, но в действительности список гораздо шире, каждая отдельная задача содержит в себе еще целый ряд дополнительных задач:

  • Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
  • Массовые психические явления;
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
  • Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
  • Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
    • Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
    • Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
    • Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
    • Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Проблемы социальной психологии

Краткий список основных проблем социальной психологии:

  • Внутригрупповые колебания;
  • Ступени развития социальных групп;
  • Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
  • Психологические характеристики социальных групп;
  • Общение и межличностные отношения в социальной группе;
  • Межгрупповые социальные отношения;
  • Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
  • Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
  • Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
  • Управление социально-психологическими процессами.
  • Более подробно в статье

Методы социальной психологии

Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • беседа;
  • групповой эксперимент;
  • изучение документов;
  • наблюдение (включенное и не включенное).

Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии - измерение приватных взаимосвязей людей в группах. Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы. Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).

Рис. 1. Социограмма . По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).

Рис. 2. Символы социограммы .

История социальной психологии

Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого. В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха. Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.

Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов. Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).

Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция). Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением , Г.Лебон - с точки зрения , Г.Тард - .

1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию » У. Мак-Дауголла.

В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В. Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии - экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.

Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.

У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.

Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США). Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы. Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).

Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества - микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.

В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.

Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами : агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

  1. Психоаналитическое;
  2. Необихевиористское;
  3. Когнитивистское;
  4. Интеракционистское.

Направления социальной психологии

Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа - макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.

Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.

Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций. В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека. Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций . Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).

Одна из самых известных теорий необихевиористского направления - теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.

У неофрейдистов и необихевиористов одинаковое трактование поведения человека, в основе которого лежит стремление к удовольствию, а все потребности и окружение человека не связывается с историческими условиями.

В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение .

Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе - интеракции , базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль » ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.

Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др. первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др. Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.

Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.

Проблема социальной психологии СССР и России

Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму. В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов. В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.

Книги по социальной психологии

Термин «социология конфликта» впервые ввел немецкий философ и социолог Г. Зиммель (1858-1918), именно так назвавший одну из своих работ, изданную в начале нашего столетия. В современной социальной психологии и социологии понятие «конфликтология» собирательное, употребляемое для обозначения особой области исследований.

С середины 20-х годов XX столетия интерес к теоретическому анализу проблем конфликта значительно снизился, но с начала 40-х годов снова возрос. Попытка возрождения теории конфликтов связана с именем Т. Парсонса.

За рубежом проблема конфликта изучается в рамках различных научных школ: социал-дарвинизма, психоанализа, гештальтпсихологии, интеракционизма, когнитивизма, математического моделирования и др.

Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и разрешения конфликтов. Ее интересуют в основном два типа конфликтов: внутриличностные и социальные. К главным видам конфликтов относятся: межличностные, между малыми, средними и большими социальными группами, международные. Однако в реальной жизни очень редки конфликты в «чистом» виде.

Конфликт - многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально-психологическое явление. На макро-, среднем и микроуровне он представляет собой социальный конфликт во всем его многообразии, на личностном - внутриличностный (столкновение тенденций, сторон личности).

Единого определения социального конфликта не существует. В 80-90-е годы опубликовано множество работ, в которых психологи предлагали различные трактовки конфликта. Однако, несмотря на различие подходов к определению конфликта, можно выделить основные присущие ему свойства:

  • наличие противоречий, во всяком случае, различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;
  • противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту, травмировать «Я»;
  • негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

Наибольшее количество определений имеется относительно межличностного конфликта. Считается, что конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, ролей, мнений, ценностей или взглядов участников взаимодействия.

Что же касается внутриличностного конфликта, то первенство в области его изучения принадлежит психоанализу, гештальттерапии, гуманистической психологии.

Естественно, каждый тип конфликта требует к себе специального подхода и определения. Семейные конфликты отличаются от конфликтов в научных, воинских подразделениях, тем более от криминогенных, политических и организационных.

Структуру конфликта составляют такие его характеристики, как:

  • стороны, или участники конфликта (отдельные индивиды, социальные группы; государства, коалиции государств);
  • количество участников и масштаб распространения: глобальный, региональный, локальный, межличностный;
  • предмет конфликта;
  • образы конфликтной ситуации как внутренние ее картины: представления участников о самих себе (своих мотивах, ценностях, возможностях), о противостоящих сторонах; представление каждого участника о том, как другой воспринимает его, о среде, в которой складываются конкретные отношения.

Исходя из этого, выделяют четыре типа конфликтных ситуаций:

  • конфликтная ситуация объективно существует, но она не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет;
  • конфликтная ситуация существует объективно, и стороны воспринимают ее как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватного восприятия конфликта);
  • конфликтная ситуация объективно отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта);
  • конфликтная ситуация объективно существует и участниками более или менее адекватно воспринимается (случай объективного конфликта).

Кроме того, при анализе конфликтов следует выделять :

  • сферы возникновения и проявления (политика, экономика, общество);
  • пространственно-временные характеристики (место и время возникновения конфликтов);
  • условия и повод возникновения столкновения;
  • частоту - количество столкновений участников конфликта за определенный отрезок времени (эпизодические, хронические, циклические конфликты);
  • продолжительность - количество времени от начала до разрешения конфликта (кратковременные и долговременные);
  • средства и действия, используемые участниками для достижения своих целей (шантаж, дезинформация, слухи и т.д.);
  • форму проявления, выражающуюся на вербальном и невербальном уровне, открыто и скрыто;
  • результат (исход) конфликта.

Конфликты выполняют разнообразные функции , основными из которых являются разрушительная, созидательная и диагностическая.

Разрушительная (деструктивная) функция проявляется в негативных последствиях конфликта: неприязни, эмоциональной напряженности, психических травмах, нарушениях закона, морали, дисциплины, военных столкновениях, патогенных последствиях.

Созидательная (конструктивная) функция конфликта заключается в преодолении трудностей, кризисов. Положительный конфликт способствует утверждению социально-позитивных норм общения, обстановке взаимной требовательности, приводит к отказу от противоправных действий, повышению уровня организованности, улучшению психологического климата.

Диагностическая функция связана с пониманием причин возникшего противоборства, мотивов его участников.

Конфликт как социально-психологическое явление представляет собой процесс, протекающий во времени.

Динамика конфликта включает в себя следующие стадии:

  • Предконфликтная ситуация характеризуется «натянутостью» отношений, подчеркнутой официальностью, расколом общности на группы и пр. Такую ситуацию называют потенциальным конфликтом или предконфликтной ситуацией. При осознании ее происходит переход к следующей стадии конфликта.
  • Конфликтное взаимодействие, которое может протекать следующим образом:
  1. 1-й вариант - выход из конфликта;
  2. 2-й вариант - конфликт;
  3. 3-й вариант - борьба до победного конца.
  • Разрешение конфликта - обстановка после конфликта (с этой точки зрения конфликт бывает полностью, частично разрешенный и совсем не разрешенный).

Имеются различные классификации конфликтов . В зависимости от оснований выделяют реальные, ложные, иррациональные, а также внутриличностные и социальные конфликты.

Существует и более сложная типология конфликтов. Cоциальные конфликты подразделяются на социально-политические, в основе которых лежит борьба за овладение, сохранение и удержание власти; социально-экономические и т.п.

Ориентированная на практическое использование классификация конфликтов в зависимости от сфер их возникновения и проявления выглядит следующим образом:

  • социально-политические, в том числе этнополитические, конфликты;
  • межэтнические конфликты;
  • конфликты в сфере управления (организационно-управленческие);
  • семейные и супружеские конфликты;
  • конфликты в сфере производства, услуг и торговли;
  • конфликты в научных, воинских подразделениях;
  • конфликты в условиях изоляции (среди экипажей космических комплексов, кораблей длительного плавания, членов антарктических станций (полярников) и в среде осужденных).

Остановимся на наиболее типичных конфликтах: межэтнических, производственных, в армейской среде и в условиях изоляции.

Являясь следствием социальной напряженности, выплеснувшейся на поверхность при распаде тоталитарных режимов, социальные (региональные, межнациональные) конфликты охватили значительную часть евроазиатского континента. Парадокс в том, что приходящие к власти посткоммунистические, в большинстве своем националистические режимы, не только не несут в себе бесконфликтность, но в ряде случаев сами порождают конфликтные ситуации или возобновляют старые с новой силой. Существенной причиной межэтнических конфликтов является стремление нации к своей однородности, «чистоте», а также дискриминационное поведение представителей одной национальности в отношении представителей другой национальности.

Межэтнические конфликты - это крайняя отрицательная форма проявления сложных глубинных противоречий в отношениях между этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, национально-психологических, религиозных факторов. В чистом виде межэтнические конфликты в природе не существуют, за исключением бытового уровня. Межличностные этнические конфликты возникают из-за когнитивных причин, столкновения стереотипов, установок. Чаще всего они выступают в качестве этнополитических, этноэкономических конфликтов.

При одновременном существовании наиболее благоприятных факторов противоречия между жизненно важными интересами разных этнических общностей могут достигать критического состояния и приобретать характер жесткого противоборства в форме открытой конфронтации, что приводит к групповым и массовым эксцессам. Причины межэтнических конфликтов носят не поверхностный, а глубинный, системно-структурный характер.

Межнациональный конфликт имеет несколько стадий развития. Вначале происходит нарастание напряженности, усиление активности какой-либо одной национальной группы, постепенно в противостояние втягивается другая группа, формируется организованность движений путем выдвижения лидеров и активистов, создается материальная база, идет структурирование по следующим направлениям: национальное движение и власть; национальное движение и представители иных национальностей; национальное движение и органы охраны правопорядка.

Социальная напряженность, предшествующая собственно конфликтным межэтническим взаимодействиям, характеризуется противоборством в межнациональных отношениях, формированием образа «врага», националистических, аппаратистски настроенных общественно-политических объединений и движений, процессом их вооружения, циркуляцией слухов, актами протеста: митингами и демонстрациями, наличием недовольства.

Стадии собственно конфликтных межэтнических действий характеризуются массовыми эксцессами, вооруженной борьбой с элементами гражданской войны между неконституционными формированиями.

Межэтнические конфликты различаются спецификой причин возникновения, тяжестью последствий, количеством участников и т.п.

Производственные конфликты складываются из широкого спектра ситуаций - от затяжных межличностных конфликтов до «одномоментных» ситуаций, быстро проходящих, но требующих принятия непростого решения.

В качестве основных моделей развития производственных конфликтов выступают:

  1. Деловой спор. Область разногласий предметна и определена. Участники верят в возможность прийти к соглашению. Они «чувствуют» ситуацию, осознают достоинства и недостатки общих точек зрения.
  2. Формализация отношений. Характеризуется расширением зоны рассогласований. Участники могут отказаться от обсуждения возникшей проблемы, избрав официальные способы принятия решения.
  3. Психологический антагонизм. Участники подчас затрудняются четко определить, с чем они не согласны, однако склонны преувеличивать существующие разногласия; враждебность участников столь значительна, что именно она определяет все развитие ситуации.

Существует несколько стратегий поведения в конфликте:

во-первых, «уход из ситуации»;

во-вторых, заключение компромисса;

в-третьих, проявление уступчивости, полного отказа от своих намерений;

в-четвертых, достижение целей любой ценой;

в-пятых, ориентация на сотрудничество.

Что касается конфликтов между и внутри коммерческих структур, то их причины связаны с борьбой за рынок сбыта, ценообразованием и другими моментами.

Супружеские конфликты имеют свою специфику. Если в жизнедеятельности супругов имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные состояния, то такие супружеские союзы называются конфликтными. Однако при этом брачный союз может длительно сохраняться благодаря другим факторам.

Существует следующая классификация супружеских конфликтов:

  • конфликты, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера;
  • конфликты на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов;
  • конфликты, имеющие своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях;
  • конфликты на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, наркотикам;
  • конфликты из-за финансовых разногласий, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов;
  • конфликты на почве удовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, благоустройства домашнего очага, а также затрат на личные нужды одного из супругов;
  • конфликты на почве неудовлетворения потребности во взаимопомощи;
  • конфликты на почве разных потребностей в проведении отдыха и досуга, различных хобби.

Разумеется, данная классификация не охватывает всего многообразия супружеских конфликтов, но дает возможность систематизировать основные из них.

В основе конфликтов в воинских подразделениях лежит деформация уставных отношений и стратификации в армейской среде (иначе говоря, «дедовщина»). Тяжелые конфликты возникают в связи с сокращением армии, ее реформированием. Главная причина конфликтов - бытовая неустроенность офицеров, их семей в результате передислокации частей.

Особняком стоят конфликты в условиях изоляции и к тому же преступной субкультуры.

Конфликты в среде осужденных - это борьба между ними с помощью психического и физического насилия с целью занятия лидирующего положения, извлечения нетрудовых доходов, обладания запрещенными предметами, насильственного удовлетворения потребностей, мести за отклонение от преступных традиций и норм и др.


Термин “социализация” пришел в социальную педагогику и психологию из политэкономии. Первоначально его значение было – “обобществление земли, средств производства, орудий труда”. В середине 20 века социализация стала самостоятельной областью междисциплинарного исследования: социальной типологии, социологии, политологии, философии образования, социальной педагогики. В начале под социализацией понималось развитие человека в детстве, отрочестве, юности. Сегодня считают это определение ограниченным […]

«Насилие» может быть истолковано как: 1)принуждение, понуждение, притеснение, давление, нажим, применение физической силы; 2)против воли силой заставлять, вынуждать, ставить перед необходимостью исполнения чужой воли; 3)неестественно, напряженно и т.п.1. Соответственно свое уголовно-правовое содержание будет иметь и физическое и психическое насилие. Физическое насилие - это реальное или потенциальное причинение физического вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физиологической целостности […]

В настоящее время в приемных семьях воспитывается 1311 детей. В основном это те дети, которые воспитывались уже в учреждениях для детей-сирот или та категория детей, которые традиционно направлялись на воспитание в данные учреждения. Из учреждений передано в семьи 442 ребенка, в том числе из домов ребенка — 85 детей. Это дало возможность существенно сократить число […]

Человек может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: на работе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья. Неотъемлемая часть безопасности - это безопасность в семье. «Мой дом - моя крепость», - гласит известная поговорка, т. е. в ней подчеркивается, что дом - символ безопасности. Однако многие члены […]

В условиях сложившегося ныне в обществе системного социального кризиса, охватившего различные стороны повседневного бытия населения, возникает необходимость столь же всестороннего наблюдения социального пространства, аналитической проработки принимаемых управленческих решений Отсюда вытекает принцип системного, комплексного подхода к решению задач информационно-социологического обеспечения процессов управления социальной сферой.. Характер кризисных состояний и процессов в социальной сфере нередко имеет столь […]

Прежде чем проанализировать нарушения закона, следует предварительно обсудить его сущность и содержание процесса ареста. Причины нарушения закона могут рассматриваться только в случае, если законы справедливы и служат интересам общества. В современном американском обществе существуют значительные разногласия о справедливости закона для несовершеннолетних, а также о юридических процедурах (обращение с молодыми людьми, обвиняемыми в нарушении закона). Исследователи […]

Либерализм в XIX веке как социально-политическое мировоззрение был представлен различными концепциями, и его нельзя представить в виде целостной теории. Однако можно говорить о том, что основной постулат данного мировоззрения был связан с вопросом ответственности и морального долга государства перед личностью за невозможность предоставить все условия для ее нормального существования. Основные теоретические проблемы были связаны с […]

Любая профессия стремится к тому, чтобы общество ее признало, как полезную и нужную профессию, то есть к тому, чтобы приобрести определенный статус в обществе. Как показывает социальная практика, добиться общественного признания можно после того, как конкретной профессиональной деятельностью станут заниматься дипломированные специалисты, получившие специальные знания и успешно выдержавшие государственные экзамены. Однако для завоевания авторитета в […]

Стипендия является пусть и незначительной, но гарантированной поддержкой студентов государством. Мы рассмотрим порядок документального оформления выплаты стипендий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего образования. Виды стипендий Стипендией называется денежная выплата, назначаемая студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных учреждениях. В соответствии с п.2 Типового положения о стипендиальном […]

Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Есть ряд и дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе. Во-первых, предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить требуемый результат. Простая опросная методика иногда может быть результативнее […]

Страница 1

Западные специалисты определяют социальную психологию как науку, изучающую взаимозависимость поведения людей и факта их взаимоотношений и взаимодействий. Эта взаимозависимость означает, что поведение индивида рассматривается одновременно и как результат, и как причина поведения других людей.

В историческом плане процесс развития любой научной дисциплины, и социальной психологии в том числе, приблизительно один и тот же - зарождение социально-психологических идей в рамках философии и постепенное отпочкование их от системы философского знания. В нашем случае это произошло через первоначальное отпочкование двух других дисциплин - психологии и социологии, давших непосредственно жизнь социальной психологии.

Исторически, социальная психология возникла в начале XX в. как реакция на «асоциальную» природу общей психологии: как будто ей, социальной психологии, была вменена задача социализации психологии и персонализации в изучении общества. Годом ее рождения принято считать 1908-й, когда были опубликованы первые две книги по социальной психологии - «Введение в социальную психологию» английского психолога В. Макдаугалла и «Социальная психология» американского социолога Э. Росса.

Известно, что исследовательский интерес к изучению социального поведения людей возник и сформировался уже во второй половине XIX в. и был ознаменован появлением работ по условно называемой «народной психологии», анализирующей способы взаимоотношения личности и общества (признание примата личности или примата общества). «Психология народов» как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии (М. Лацарус, Г. Штейнталь и В. Вундт). «Психология масс» - другая форма первых социально-психологических теорий - родилась во Франции во второй половине XIX в. (С. Сигеле и Г. Лебон).

Начало научной социальной психологии на Западе обычно связывают с работами В. Меде в Европе и Ф. Оллпорта в США в 20-е гг. XX в. Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах. В развитии психологии к этому времени сформировались три теоретические школы - психоанализ, бихевиоризм и гештальт-психология, на положения и идеи которых стала опираться социальная психология. Особенно привлекательными были идеи бихевиористского подхода, наиболее соответствовавшие идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. Под влиянием экспериментальной методологии, которую социальная психология начала интенсивно использовать в период между двумя мировыми войнами, первоначальная интегративная задача «социализации» психологии в основном редуцировалась до изучения влияния управляемого социального окружения на индивидуальное поведение в лабораторных условиях.

Ценой, которую социальная психология заплатила за свою экспериментальную жесткость, была потеря релевантности результатов. Освобождение от чар экспериментального подхода привело к кризису 1960-1970-х гг., когда было предложено много альтернативных подходов развития этой дисциплины. Главным эффектом этого кризиса явилась либерализация социальной психологии и освобождение ее от искусственности лабораторного эксперимента. В последние годы больше внимания уделяется изучению социального поведения в естественных условиях, а также изучению социального и культурного контекста с использованием методов наблюдения и современных корреляционных методик.

Аннотация. В данной статье ставится задача рассмотреть влияние общества на формирование личности. Рассмотрен вопрос «Я-концепции», который показывает, как формируется личность, за счёт его поведения в социуме. Особое внимание уделяется вопросу о роли личности в социальном мире и как роль влияет на человека. В данной статье, будет показано как стать успешным человеком в социальном мире. В статье собраны основные материалы о социальной психологии, прочитав всю статью, Вы сможете делать правильные решения и анализировать других людей. В публикации затрагивается тема самого человека и общества в целом. Научная статья посвящается исследованию З.Фрейда, Д.Майерса, М.Андреевой, которая направлена на социальную психологию человека. Проблема человека в социальном мире, пока изучена не полностью и требует тщательных исследований.

Ключевые слова : человек, общество, роль, эксперимент, личность, кон- цепция, душа, восприятие, конфликт, теория, коммунитаризм.

Как мы понимаем понятие «общество», многие люди услышав это слово сразу говорят один ответ-общение. На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос не сложно. Действительно, понятие общества давно и прочно вошло в наш научный и повседневной лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. Давайте попытаемся вспомнить знакомые нам устойчивые словосочетания в которых входило бы данные слова к примеру общество человека, педагогическое общество, общество ученых и т.д. В данном случае под обществом мы понимаем определенная группа людей, объединившихся для общения совместной деятельности взаимопомощи и поддержки друг друга. Человек всегда любит ждать поддержку со стороны общества. Если он получал ее и один раз ему отказать, то он будет думать о вас как о плохом человеке.

Человек входит и в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации, является гражданином какого-либо государства, иногда нескольких, если позволяет их законодательство. В статье мы также рассмотрим не только общество в целом, но и про саму личность. Человек имеет множество проблем с обществом. Ни для кого не секрет, что социум оказывает на личность сильное влияние. Подобная тенденция, например, лежит в основе моды, когда человек видит что-то у человека и повторяет за ним. Ту же ситуацию мы видим, когда все голосуют «за», и за ними повторяют те, кто не хочет оставаться в меньшинстве. Ведь непосредственно данный пример показывает, что человек не хочет выделяться среди всех, не показывая своё мнение или выбор. Сначала мы рассмотрим работу известного социального психолога Д.Майерса «Социальная психология». Рассмотрим такой вопрос-«Кто Я есть на самом деле?». Поскольку вы – уникальное и сложное создание, у вас есть много возможностей дописать предложение «Я –…». (Вы могли бы дать 5 ответов на этот вопрос? Каких?) Взятые вместе, эти ответы и дадут то, что называется вашей Я-концепцией. Элементы вашей Я-концепции – убеждения, с помощью которых вы определяете себя, представляют собой ваши Я-схемы. Человек сам решает, что ему делать и мыслить, если же выполняется условие своего мнения. Все мы знаем известное произведение «Война и Мир» (Автор Л.Н.Толстой), автор в своем произведении, все детально показывает о характере и развитии личности в целом. Например Пьер Безухов(главный герой) попадает под влияние светской молодежи. Он только вернулся на Родину, получил огромное наследство, но чувствует себя одиноким и чужим в мире высшего света. Поэтому он становится легкой добычей для тех, кто уже давно вращается в обществе и знает, как выгодно использовать неосведомленность Пьера. В данном примере показано, что человек не был до этого полностью социализирован, так как не имел долгого общения с каким-либо индивидом. Я-схемы, которые составляют нашу Я-концепцию, действуют в нашем сознании подобно системе Дьюи.. Если говорить о сущности человека, то с философской точки зрения постичь сущность чего либо-значит выявить несколько его главных определяющих черт. Наши Я-концепции включают не только Я-схемы, характеризующие нас в данный момент времени, но и наши возможные Я, т. е. то, какими мы можем стать. Если говорить более точнее, то Я включают представления о себе таком, каким мы мечтаем стать, – богатым, изящным, страстно любимым и любящим Я. В наши Я-концепции входят и те Я, которыми мы боимся стать, – безработный Я, нелюбимый Я и Я, не справляющийся с учебной программой. Такие возможные Я подталкивают нас к достижению определенных целей; когда эти цели достигнуты, можно заглянуть в ту жизнь, к которой мы стремимся. Никогда не нужно бояться трудностей, ведь боязнь к трудностям приводят собственное Я в сложное положение. Но при этом бы не должны никогда забывать об уважении и самоуважении. Является ли самоуважение (как наиболее полная самооценка) суммой всех наших наличных и возможных Я? Если мы считаем себя привлекательными, спортивными, умными и заслуживающими богатства и любви, означает ли это, что у нас все в порядке с самоуважением? Именно это часто имеют в виду психологи, когда утверждают, что для того, чтобы люди относились к себе лучше, нужно, чтобы они почувствовали себя более привлекательными, спортивными, умными и т. д. Каждый человек мыслит по-разному и исходя из этого, многие психологи говорят, что самоуважение может перерасти в эгоизм и самовлюблённость. Как же все-таки развить своё Я? Я-концепция стала важным предметом социально-психологического исследования потому, что она организует наше мышление и управляет нашим социальным поведением. Приступая к исполнению новой роли – студента колледжа, родителя или продавца, – мы поначалу можем чувствовать себя «не в своей тарелке». Однако постепенно наше представление о себе впитывает то, что вначале было лишь игрой, ролью в театре жизни. Например, исполняя те или иные роли, мы можем начать высказываться в поддержку того, о чем прежде вообще не задумывались. Это происходит тогда, когда мы стремимся оправдать свои действия. Более того, наблюдения за собой могут быть разоблачительными: скажем, мы можем полагать, что придерживаемся тех взглядов, о которых говорим. Патологическое исследование слишком исключительным образом концентрировало наш интерес на вытесненном. С тех пор, как мы знаем, что и «Я» может быть бессознательным в собственном смысле слова, нам хотелось бы узнать о нем больше. До сих пор в наших исследованиях единственным опорным пунктом был признак сознательности или бессознательности; и, наконец, мы увидели, насколько это может быть многозначным. Все наше знание всегда связано с сознанием. Ведь и БСЗ мы можем узнать только путем того, что делаем его сознательным. Но как же это возможно? Что значит «сделать что-то сознательным»? Как это происходит? Мы уже знаем, где нам искать для этого исходную точку. Мы оказали, что сознание является поверхностью психического аппарата, т. е. мы приписали его в качестве функции одной системы, которая пространственно ближе всего внешнему миру. Впрочем, пространственно не только в смысле функции, но на этот раз и в смысле анатомического расчленения. Наше исследование тоже должно принять эту воспринимающую поверхность за исходную точку.

Скажу заранее, что самосознание(СЗ) – все восприятия, приходящие извне (чувственные восприятия), и изнутри – то, что мы называем ощущениями и чувствами. Но как обстоит дело с теми внутренними процессами, которые мы – вчерне и неточно – можем обобщить как мыслительные процессы? Они протекают где-то в глубине аппарата в виде смещений психической энергии по пути к действию, но доходят ли они до поверхности, которая дает возникнуть сознанию? Или сознание доходит до них?[ 2, с.193]. В другом месте я уже высказал предположение, что действительное различие между БСЗ и ПСЗ представлениями заключается в том, что первое происходит на каком-то материале, остающемся неизвестным, в то время как у последнего (ПСЗ) добавляется соединение с словесными представлениями. Этим впервые делается попытка придать обеим системам, ПСЗ и БСЗ, отличительные знаки – иные, чем отношение к сознанию. Вопрос – как что-то осознается? – целесообразнее выражен следующим образом: как что-то предсознается? И ответ был бы: путем связи с соответствующими словесными представлениями. Чтобы стать успешным человеком, нужно всегда полагаться только на себя и свою работу, при этом нельзя много кому доверять в обществе. Общество показывает нам что каждый человек индивидуален и имеет свою сферу общения и деятельности. Давайте поговорим об успешности и неудачи человека в обществе. Материалом для построения нашей Я-концепции служат не только наши роли, социальная идентичность и результаты сравнений с другими людьми, но и наш повседневный опыт. Поставить перед собой трудные, но достижимые цели и выполнить намеченное – значит почувствовать себя более компетентным. . Как я уже говорил об уважении и самоуважении, принцип «успех питает самоуважение» привел некоторых исследователей к вопросу: можно ли посредством позитивных «посланий» типа «Ты же молодец!», «У тебя все получится!» повышать самоуважение и стимулировать достижения? Иногда люди говорят неправду об успешности другого человека.

Действительно, низкое самоуважение иногда создает проблемы. По сравнению с теми, кто недооценивает себя, уверенные в себе люди более счастливы; они обладают более устойчивой нервной системой, реже болеют язвой желудка и страдают от бессонницы, среди них меньше алкоголиков и наркоманов, и они более мужественно переносят неудачи, но в общество и бывают люди и со слабой психикой, которые сложно переживают неудачи, потери, несчастье и т.д. Однако, считают критики подобной трактовки, по меньшей мере равновероятно и диаметрально противоположное объяснение: проблемы и неудачи ведут к низкой самооценке. Реальность первична, чувства – вторичны. По мере того как мы преодолеваем трудности и приобретаем навыки, наши успехи «вскармливают» более оптимистичную установку и большую уверенность в себе. Дети приобретают самоуважение не только благодаря тому, что их хвалят, но и благодаря достижениям, за которыми стоит упорный труд.

Теперь можно сказать и об мнении окружающих в обществе. Если человек добился многого, то признанные достижения положительно влияют на Я-концепцию , поскольку мы видим, что окружающие позитивно оценивают нас. Нам легче думать о себе хорошо, если именно так думают о нас окружающие. Дети, которых считают одаренными, трудолюбивыми или готовыми прийти на помощь, склонны «включать» эти оценки в свои Я-концепции и поведение Если студенты, представители этнического меньшинства, чувствуют угрозу, исходящую от стереотипных представлений об их интеллектуальных способностях, или если женщины осознают, что от них не ждут высоких достижений ни в математике, ни в естественных науках, они могут начать вести себя в соответствии с этими ожиданиями. Они скорее предпочтут не опровергать эти предрассудки, а реализовать свои возможности в других областях. Нашу привычку использовать окружающих в качестве зеркала, с помощью которого мы воспринимаем самих себя, социолог Чарльз Кули назвал «отраженным Я» То, какими мы кажемся окружающим, мы воспринимаем как свои отражения, писал Кули ( американский социальный психолог). Поскольку всем нам, как правило, проще хвалить окружающих, нежели критиковать их, наши самооценки, сделанные на основании излишней похвалы, могут оказаться несколько завышенными. Как будет понятно из дальнейшего изложения, наиболее склонны к завышенному самоуважению люди, живущие в странах Запада.

Также можно сказать что судьба наших предков зависела от того, что думали о них другие. Защита со стороны групп, к которым они принадлежали, увеличивала их шансы на выживание. Если же группы давали им понять, что не одобряют их, у них хватало биологической мудрости для того, чтобы испытывать стыд и невысоко оценивать себя. Мы – их потомки и обладаем столь же глубоко сидящей в нас потребностью принадлежать к какой-либо группе; если нас подвергают социальному остракизму, мы испытываем такую же боль, потому что при этом лишаемся возможности уважать себя, отмечает Марк Лири (1998). Он называет самоуважение психологическим измерительным прибором, с помощью которого мы отслеживаем, как окружающие оценивают нас, и реагируем на эту оценку.

Как же все-таки общество влияет на формирование человека? На развитие человека, во-первых, непосредственно влияет его социальная сфера и с кем он взаимодействует. Во-вторых, формирование происходит за счёт человеческих действий и поведения. Бихевиористы, говорили, что поведение человека зависит от воспитания и социальных условий. Можно также и говорить про душу человека. Душа и тело человека, его духовная и физическая стороны неразрывно связаны (правда, представители разных наук, изучающие человека, далеко не всегда учитывают эту связь: биологи и медики нередко не обращают внимания на социально-культурные характеристики, гуманитарии часто упускают из виду физиологические и нейробиологические основы человеческой деятельности). Благодаря своей особенной телесно-душевной организации человек становится личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения. На этой основе развиваются речь и письмо, способность называть вещи и обобщать их свойства в понятиях, трудиться сообща не только для освоения природных богатств, но и для создания новой социально-культурной среды. Размышления о судьбе общественных наук и их взаимоотношений с обществом - это сегодня глобальная задача всех обществоведов. Основное понятие социальной психологии-это роль человека. Человек может играть любую роль в обществе, исходя из его понятий, мнений и деятельности. Кроме этого, социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как «преступник»), иногда это одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы. Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой. Роль человек выбирает сам, хочет он этого или нет, так как формирование должно быть полным. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. .

Следующим вопросом пойдет о теории личности. Многие психологи говорили о личности что она главная фигура общества и независима ни от кого. Можно рассмотреть теории личности таких известных психологов как:Юнг, К.Роджерс, ДЖ.Келли, Б.Скиннер,А. Маслоу. Поговорим о первой теории личности – Аналитическая теория личности. Его теория основывает на «архетипах», то есть это первичные идеи, которые передаются по наследству. Некоторые архетипы универсальны, например, идеи Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально – специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии (Юнг К., 1994). Смысл жизни каждого человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. А вот о гуманистической теории личности, можно сказать что психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К.Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуалоизирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая –«организмический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура. «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я».. А вот Когнитивная теория личности, она вот схожа с гуманистической теорией. Но разница в том, что главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение, то есть непосредственно само общество. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Поведенческая теория личности в обществе, показывает внутренний аспект человека. Что творится у него внутри, он показывает это в обществе, т.е поведение. Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы социальные навыки. Продискуссировав о теориях личности можно сказать, что если собрать все теории в одну и при этом выполнять все функции, можно стать полным сформированным и успешным человеком. Часто в обществе случаются конфликты из-за характеров людей, сплетен, споров, лишней болтовни и т.д. В психологии есть такой термин как «Коммунитаризм». Многие социальные конфликты – результат противоречий между правами личности и правами общества. Право индивида владеть огнестрельным оружием входит в противоречие с правом его соседей жить в безопасности. Право одного человека курить противоречит праву других дышать воздухом, не содержащим табачного дыма. Право индивида заниматься неконтролируемым бизнесом нарушает право жителей близлежащих домов на экологическую безопасность. .В надежде объединить лучшие индивидуалистические и коллективистские нравственные ценности некоторые социологи и социальные психологи, в том числе и я, стремятся создать концепцию коммунитаризма, призванную сбалансировать права личности и право общества на коллективное благополучие. Во второй половине XX в. западный индивидуализм упрочил свои позиции. Родители приветствуют независимость и самостоятельность своих детей и не очень озабочены их послушанием (Alwin , 1990; Remley , 1988). Стили одежды и манеры стали более разнообразными, личная свобода практически ничем не ограничена, а общих нравственных ценностей больше нет (Schlesinger , 1991). До самого недавнего времени рука об руку с усилением индивидуализма шел не только рост числа людей, страдающих депрессией, но и рост – в большинстве стран Запада – других показателей социального неблагополучия – числа разводов, самоубийств среди подростков, подростковой преступности и количества внебрачных детей. Хочу сразу оговориться: подобные тенденции обусловлены множеством причин. Сам факт существования корреляции между набирающим силу индивидуализмом и падением общественной нравственности ещё не доказывает, что одно есть следствие другого. И уж конечно никто из коммунитаристов не испытывает ностальгии по прошлому, в частности по гендерному неравенству, которые были именно в 1950-х гг. .

Если вы прочитали всю эту статью от начала до конца, значит, ваше знакомство с социальной психологией для общества состоялось. В предисловии я выразил надежду на то, что моя статья «будет одновременно и строго научной и человечной, безупречной с точки зрения представленного в ней фактического материала и увлекательной». Вам, а не мне судить о том, смог ли я реализовать этот замысел. Но я должен признаться, что работа над статьей доставила мне, её автору, большое наслаждение. Если и вам, моим читателям, она принесет хотя бы часть того удовольствия, пользы и удовлетворения, которые принесла мне, моя радость будет ещё больше. Я убежден, что знание данной статьи способно обуздать интуицию критическим мышлением, иллюзии – пониманием, а склонность к поспешным суждениям – сочувствием. Мы попытались ответить на некоторые увлекательные вопросы. Кто я? Как стать успешным? Что такое конфликт? Какие теории личности существуют? Зачем вообще общество? Почему в одних случаях люди помогают, а в других – вредят друг другу? Что порождает социальные конфликты и что нужно сделать для того, чтобы кулак разжался и превратился в ладонь, протянутую для рукопожатия? Ответы на эти вопросы расширяют наш кругозор. А как говорил Оливер Уэнделл Холмс , «сознание, обогащенное какой-то значительной мыслью, больше никогда не возвращается в исходное состояние».. Я сам убедился в этом на собственном опыте. Возможно, вы согласитесь со мной, когда станете понимать суть самого общества и каким нужно быть человеком в нем.

Список литературы

1. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 752с.

2. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения / З. Фрейд. – М.; Харьков: ЭКСМО- Пресс; Фолио, 2000. – 1040 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1999.

4. Зигмунд Фрейд. Психоанализи русская мысль. -М :Республика, 2006. – 384