Российский дальний восток как важный элемент в интеграционной политике россии в северо-восточной азии. С древних времён до начала освоения

К открытию осенью 2017 года Восточного экономического форума во Владивостоке Президентская библиотека подготовила коллекцию, посвященную одному из важнейших и наиболее динамично развивающихся регионов России – Дальнему Востоку.

На протяжении XVII–XVIII вв. русские первопроходцы продвигались на Восток и последовательно изучали Восточную Сибирь, а затем тихоокеанское и американское побережья. После окончательного установления русско-китайской границы Русский Дальний Восток активно осваивался и исследовался в XIX в. и стал опорой нашего океанского могущества и средоточием заокеанской торговли. К началу XX в. были подробно изучены его географические особенности, флора и фауна, открыты месторождения полезных ископаемых, начали строиться первые современные порты.

Немногочисленное местное население стало новым украшением пышного соцветия племен и народов Российской Державы.

Русский Дальний Восток стал местом, где возникло и упрочилось прямое знакомство и сотрудничество народов России, Китая, Кореи и Японии, укрепленное честным интересом друг к другу, взаимовыгодным сотрудничеством и не разрушенное военными превратностями XX века.

С каждым веком ускоряясь, шло переселение русских людей на Дальний Восток: вставали города и заводы, железные дороги соединили Россию с ее новыми соседями. Стремительное развитие Дальнего Востока в Российской Империи продолжилось, хотя и в новых исторических формах, в СССР при сохранении традиционной культуры местных племен и народов и поддержке переселенцев.

После краткого застоя и упадка в 90-е гг. ХХ в. с начала XXI века Дальний Восток быстро превращается в регион опережающего развития и привлекает значительное внимание как предпринимателей России и сопредельных стран, вкладывающих все большие капиталы в создание на Дальнем Востоке новых высокотехнологичных предприятий.

В новой коллекции Президентской библиотеки представлены цифровые копии официальных документов, монографий, авторефератов, периодических изданий, альбомов, фотографий, карт, архивных материалов.

При подготовке коллекции были использованы материалы официальных сайтов Президента и Правительства Российской Федерации, фонды Российского государственного исторического архива, Государственного архива Российской Федерации, Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки, Центральной военно-морской библиотеки, Санкт-Петербургского государственного университета, Алтайской краевой универсальной научной библиотеки, Амурской областной научной библиотеки, Архива внешней политики Российской Империи, Биробиджанской областной универсальной научной библиотеки, Дальневосточной государственной научной библиотеки, Донской государственной публичной библиотеки, Думы Чукотского Автономного Округа, Забайкальской краевой универсальной научная библиотеки, Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки, Камчатской краевой научной библиотеки, Магаданской областной думы, Магаданской областной универсальной научной библиотеки, Московской духовной академии, Национальной библиотеки Республики Бурятия, Новосибирской государственной областной научной библиотеки, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российского государственного архива кинофотодокументов, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Русского географического общества, Тамбовской областной универсальной научной библиотеки, Тихоокеанского государственного университета, Тюменской областной научной библиотеки, Фундаментальной библиотеки Дальневосточного государственного университета, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти, Автономной некоммерческой организации «Тюменская область сегодня», Ачинского краеведческого музея, Детского музея открытки, Издательского дома «Группа Эксперт», ООО "Красивая страна" и радиостанции "Наше Радио".

Дальневосточный Федеральный округ - наиболее удалённый регион Российской Федерации. В него входят десять территориальных единиц, в числе которых Сахалин, Якутия, Камчатский край и Амурская область. Регион граничит с Кореей, Японией, США и КНР.

Активное заселение земель началось в XIX веке, хотя известно о множестве народностей, проживавших на территории современного региона ещё с Каменного Века. Сегодня на территории Дальневосточного округа создан внушительный промышленный комплекс. Не меньшим размахом отличается и демографическое разнообразие.

Население Дальнего Востока

Дальний Восток отличается малой заселенностью. На площади в 6169.3 тыс. кв. км (39% площади страны) проживает порядка 7,6 млн человек (немногим более 5% населения России). То есть, средняя плотность населения составляет 1,2 человека на квадратный километр. Для сравнения плотность населения в Центральной России - 46 человек на кв. км. Однако население распределено по регионы крайне неравномерно. К примеру, Приморский край и южный Сахалин отличаются плотностью в 12 чел. на кв. км, этот же показатель в Камчатской или Магаданской области колеблется между 0,2 и 0,3.

Демографическая ситуация в регионе отличается отрицательной динамикой, однако стремительное развитие агропромышленного комплекса провоцирует механический прирост населения, а вместе с ним и естественный. Основную часть населения дальнего востока составляю русские, украинцы, татары и евреи.

Но особого внимания достойна плеяда коренных народностей: нанайцев, алеутов, эвенков, чукчей, эскимосов и множества других. Упомянутое ранее стремительное развитие промышленности отрицательно сказывается на численности представителей коренных народов. Среда обитания и традиции постепенно рушатся под воздействием промышленности и культуры россиян.

Промышленность Дальнего Востока

Земли Дальнего Востока - богатый кладезь природных и ископаемых ресурсов. Ведущие позиции в агропромышленном комплексе региона занимают три отрасли: добывающая, лесная и рыбная. Добывающая промышленность ориентирована на добычу, обогащение и, частично, переработку руд цветных металлов. С дальнего Востока в Европейскую Россию и на экспорт поставляется олово, ртуть, свинец, цинк, вольфрам. Особо примечательны объемы добычи золота, серебра и алмазов. На данный момент в активной разработке находится 827 месторождений полезных ископаемых по всему региону. В Магаданской области и Якутии добыча полезных ископаемых составляет 60% от всей промышленности.

Огромные просторы региона - место, где хранится порядка четверти всех запасов российской древесины или 20 млрд. кубометров. На этих материалах работает множество отраслевых предприятий, производящих бумагу, мебель, фанеру. Основной вывоз лесоматериалов приходится на Хабаровский и Приморский край, Амурскую область, Сахалин и Якутию.

Дальний Восток лидирует среди остальных регионов страны по ловле рыбы и добыче морепродуктов. Консервированная дальневосточная продукция хорошо известна на территории России и далеко за её пределами. Среди основных видов промысловых рыб особо активно добываются сельдь, минтай, тунец, лососёвые. Кроме того, активно ведётся вылов крабов, гребешков, мидий, кальмаров, переработка икры, морской капусты.

Сельское хозяйство Дальнего Востока

Климат дальневосточного региона разнообразен, но ни арктический, ни субарктический, ни морской климат не подходит для полноценного развития сельского хозяйства. Однако, на юге региона, в Приморском крае и Амурской области размещается порядка 2% российской пашни. Здесь активно выращивается зерновые культуры (рис, пшеница, овёс) плодовые и овощные культуры. Особо следует отметить выращивание сои.

Животноводческий сектор сельского хозяйства представлен мясомолочным скотоводством и свиноводством. В северных областях региона активно развивается оленеводство и звероводство.

Основы дальневосточной политики России в отношениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона заложены в прошлом, когда только началось в XVII веке освоение восточных территорий России. Исторические предпосылки свидетельствуют, что с открытием Дальнего Востока начался процесс освоения новых земель. Многочисленные походы русских землепроходцев открыли новые земли на восточной части страны. В свою очередь присоединение дальневосточных земель к России имело в основном положительное значение для коренного населения, и Царское правительство учитывало стратегическую необходимость этого региона. Дальний Восток России обладал колоссальными богатыми природными ресурсами, и на протяжении долгих десятилетий оставался сырьевым придатком страны. В течение всего советского периода Сибирь и Дальний Восток рассматривались в качестве сырьевой и энергетической базы экономики государства.

В результате открытия, изучения и хозяйственного освоения территории Дальнего Востока в XVII-XIX вв. этот край стал нераздельной частью России, связавшей континентальные районы Урала и Сибири с Тихим океаном, зарубежными странами Восточной Азии. Становление сельского хозяйства и промышленности на Дальнем Востоке в XVII веке способствовало интенсивному развитию торговли. Происходил обмен товарами между регионами, устанавливались со временем феодальные отношения. Вместе со значительным экономическим потенциалом эти восточные территории явились мостом, соединяющим Россию со странами АТР.

Таким образом, в центре внешней политики России на Дальнем Востоке в течение почти двух столетий (XVII-XIX вв.) оставалась главная проблема- урегулирование отношений с двумя наиболее крупными соседями - Китаем и Японией, поскольку между Россией и этими странами существовали серьезные разногласия по территориальному вопросу.

Налаживание сотрудничества России с Китаем рассматривалась как возможность дальнейшего продвижения России в Восточную Азию. Политический вес Китая в регионе имел влияние на внешнеэкономическую деятельность и мирную политику в целом, которые явились основополагающими факторами в международных связях. Это характеризовалась сугубо напряженными отношениями двух стран, в связи с серьезными разногласиями вокруг территориальных границ. Определение этих границ между Россией и Китаем сопровождалось многочисленными переговорами, в результате которых межгосударственные отношения сторон были закреплены в Нерчинском договоре от 1689 года, где решение амурской проблемы было перенесено с военной - в дипломатическую сферу.

Это позволило продолжить внешнеэкономические отношения между Россией и Китаем, так как оба государства понимали, что без развития внешнеторговых связей не добиться подъема национальной экономики. Таким образом, Россия получила возможность вести свободную торговлю на китайской территории, что способствовало стабилизации политической и международной обстановки на Дальнем Востоке. По существу в развитии русского Дальнего Востока за годы первой и гражданской войн усилились черты геополитической амбивалентности, делавшие эту тихоокеанскую окраину России потенциальным объектом силовых переделов территорий и сфер влияния. В обстановке неопределенности восточных границ России, где намерения Китая овладеть этими территориями были слишком очевидны. Поэтому в 1856 году министр иностранных дел А.М.Горчаков твердо определил линию русско-китайских отношений и линию мирного урегулирования Амурского вопроса. Китайское же правительство ввиду освоения Приамурья Россией, отказывалось от установления добрососедских отношений и заявило о своих притязаниях на земли Приамурья, примыкающие к островам Большого Уссурийска и Тарабарова.

Следует отметить, что территориальные споры также наблюдались и в отношениях России с Японией. В результате продвижения россиян на Курильские острова с севера, а японцев - с юга к середине XIX века российско-японская граница сложилась между островами Итуруп и Уруп. В ходе русско-японской войны 1904 года, Россия уступила Японии часть острова Сахалина южнее пятидесятой параллели северной широты. Так продолжалось вплоть до окончания второй мировой войны, пока не вступило в силу Ялтинское соглашение 1945 года, по которому было получено юридическое подтверждение передачи СССР Курильских островов. Однако Россия и Япония до сих пор продолжают считать пределы Курильских островов исконно своими и тем самым препятствуют установлению доверительного партнерства между этими странами.

В начале ХХ века на Дальнем Востоке России наблюдается стремительный рост интернационализации хозяйственно-культурной жизни региона, чему немало способствовали интенсивные торгово-экономические связи с сопредельными странами Восточной Азии. Первоначальный курс на интеграцию советского Дальнего Востока в быстрорастущую тихоокеанскую экономику был преждевременным из-за слабой заселенности и удаленности от снабжающих центров СССР. Это было основным препятствием для реализации задачи "мощного хозяйственного роста" при опоре на внешние ресурсы. Дальний Восток России при советской власти, вместо экономически процветающего региона превратился - в военную зону.

В марте 1920 года была провозглашена Дальневосточная республика, включающая в себя Забайкалье, Приамурье и Приморье. После образования Дальневосточной республики Советское правительство пыталось наладить отношения с Китаем, используя этот регион в качестве буфера. Таким образом, к концу 1920-х годов на Дальнем Востоке была обеспечена надежная и эффективная защита тихоокеанских рубежей СССР, которая в полной мере оправдала себя в годы второй мировой войны. Присутствие военно-морской базы Тихоокеанского флота СССР не позволило совершить акт агрессии японским милитаристам от которых пострадали многие страны АТР.

В 1950-1960-е годы внешняя политика СССР на Дальнем Востоке осуществлялась в рамках административно-командной системы и предполагала не согласование, а подчинение регионов интересам государства. Региональная политика со стороны государства ограничивалась лишь внешней безопасностью и территориальной целостностью. Военно-политическая обстановка в РДВ затормозила его и экономическое развитие и "открытие" внешнему миру. Страны АТР были крайне обеспокоены наращиванием военного потенциала в этом регионе, о чем свидетельствует Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР 1972 года. В нем говорится об усилении и дополнительном развитии оборонных производств на Дальнем Востоке. Такие меры диктовались поддержанием военно-политического паритета в условиях холодной войны. Военно-морской флот на восточных границах страны считался наиболее приоритетным. Это форпост военной мощи на Тихом океане, в котором заключалось превосходство СССР над другими странами.

Вплоть до конца 1980-х годов во внешнеполитической стратегии СССР акцент делался на развитие военной составляющей в ущерб экономической. В результате СССР оказался вытесненным из района Северо-Восточной Азии и в экономическом и в политическом плане. Несмотря на непропорциональность развития РДВ, тем не менее, наблюдался подъем его экономической деятельности. Давай обратимся к фактам: в 1985 году на долю ДВР приходилось более 40% общесоюзного вылова рыбы и добычи морепродуктов, до 13% вывоза леса, что вывело Дальневосточный район в ряд приоритетных регионов страны. Этому способствовала также принятая в сентябре 1987 года Долговременная государственная программа экономического и социального развития Дальневосточного района и Забайкалья на период до 2000 года. Предполагалось, что эта программа в процессе реализации поможет преодолеть социально-экономические трудности сложившиеся в РДВ. Однако реформы 1990-х годов частично приостановили эту программу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Население этого региона до сих пор испытывает большие трудности, вызванные перестройкой.

В 1990-ые годы, Дальний Восток России, оставшись наедине с трудностями, отдалился от центральной части страны, и счел необходимым установить сотрудничество с внешним миром. Между этими внешними силами стала разворачиваться борьба за сферы геополитического и геоэкономического влияния, главной целью которой было их стремление получить доступ к природным ресурсам Дальнего Востока России. Соответственно регион, оказавшись в центре внимания целого ряда зарубежных стран, особенно стран Восточной Азии, ориентировался на экономическое сотрудничество с ними. Это своего рода стала преимущественной стратегией в социально-экономическом развитии РДВ и опиралась на сырьевой сектор экономики.

На рубеже XXI века геополитические изменения во многом повлияли на структуру международных отношений с возрастающим уклоном на региональные связи. В этом отношении Россия претерпела колоссальные изменения: 70% российских границ остались (незащищенными) опасными и ненадежными. Сопредельных государств стало втрое больше, чем было несколько лет назад. Соответственно увеличилось относительная значимость азиатского компонента. Неосвоенная гигантская Сибирь все более становится геополитическим центром державы. Однако прежнее место России в АТР и в мире рассматривалась уже не как великая держава, а скорее как региональная на постсоветском пространстве. В этом отношении Россия и 24 субъекта РФ впервые оказались в положении приграничных территорий с 30% населением. На их территории расположены важные стратегические объекты вооруженных сил, объекты промышленного комплекса, транспортной коммуникации, АЭС и предприятия с потенциальной экологической опасностью, уязвимость которых осложняет подготовку и осуществление мероприятий стратегического характера.

Суть в том, что большинство восточных территорий России неэффективны в плане разработки их недр и остаются неосвоенными в силу недостаточной инфраструктуры. Истинной причиной нынешнего состояния Дальнего Востока России является недостаточно зрелая хозяйственная деятельность, слабая экономика и инфраструктура, порожденные географической удаленностью от основных, экономически развитых районов страны. Несомненно, эти регионы вносят вклад в развитии нашей страны для подъема экономического благосостояния России.

В 2000 году Дальний Восток России был переименован на Дальневосточный Федеральный Округ. ДВФО включает десять субъектов Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский и Чукотский автономные округа. ДВФО самый большой экономико-географический район России, территория которого составляет - 6 млн. 215,9 тыс. кв. км., то есть 36,4% территории России. Более 80% территории Дальнего Востока России отнесено к Крайнему Северу, почти? - горные местности. Население по данным 2002 года составляет 7 млн. 107 тыс. человек, или 4,91% российского населения. Эта цифра по данным 2004 года весьма изменилась, что показывает о постепенной сокращаемости населения Дальнего Востока России с численностью 6 млн.634 тыс.чел. Дальневосточный регион производит 4-5% ВНП России. Тенденции восстановления хозяйственных отраслей дальневосточной экономики на сегодняшний день таковы:

По данным Госкомстата на 01.01.2000 года численность населения составляла 7,2%, а в конце 2015 года предположительно ожидается 6,6%.

§ Хозяйство Дальнего Востока нацелено на развитие промышленности связанной, прежде всего, с особенностями его природных условий и ресурсов. В морях Дальнего Востока морях сосредоточены огромные рыбные ресурсы. Ни один рыболовецкий район страны не располагает таким разнообразием добываемых рыб, морских животных и водорослей, каким характеризуется Дальневосточный бассейн.

§ В число профилирующих отраслей Дальнего Востока входит также лесная и лесоперерабатывающая промышленность. Её основой служат богатые и разнообразные лесные ресурсы.

§ Добыча цветных металлов и минералов по-прежнему остается доминирующей отраслью Дальневосточного Федерального округа.

§ В народном хозяйстве Дальнего Востока преобладает горнодобывающая промышленность и первичная переработка природного сырья.

§ Морские порты Дальнего Востока, как известно, играют важнейшую роль в обеспечении транспортно-экономических связей между отдельными территориальными частями Дальнего Востока и странами зарубежья.

Однако трудности экономического и политического характера не должны повлиять на развитие интеграционных процессов со странами Восточной Азии. Здесь важно развивать привлечение новейших разработок в области информационных технологий и источников финансирования. Активизация России в интеграционных процессах с сопредельными странами АТР как приоритетное направление содействует их укреплению и во многом зависит от стабильности внутренней обстановки, которая в свою очередь обусловливает характер межгосударственных отношений.

Российский Дальний Восток как экономико-геостратегическая зона находит стимул к развитию в привлечении иностранного капитала и включает в себя горнодобывающую промышленность, рыбо-хозяйственный комплекс, лесную индустрию, природно-ископаемые ресурсы, железнодорожный и морской транспорт. Таким образом, Дальневосточный регион России больше всего стремится к подъему своего экономического благосостояния и для этого имеет все рычаги для сотрудничества с зарубежными странами и тем самым служит укреплению России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Стратегический интерес стран АТР к России вызван взаимовыгодным сотрудничеством в области энергетики и природопользования. Дефицит собственных ресурсов в этих странах вынуждает к сотрудничеству с Дальним Востоком России. В этом отношении наиболее показательно развитие многостороннего сотрудничества, которое в настоящее время реализуется лишь в рамках ТЭК Сахалинского и в перспективе - Туманганского проектов. Однако проекты эти слишком медленно воплощаются в жизнь из-за пассивности стран-партнеров. Прежде всего, инвесторы не торопятся вкладывать средства в условиях неразвитой экономики Дальневосточного региона. К тому же, они часто сталкиваются с трудностями российского законодательства, отсутствием благоприятного инвестиционного климата, низкой результативностью и эффективностью. Ситуация осложняется нависшей угрозой терроризма, теневой экономикой, коррупцией, тенденциями национализма и экстремизма.

Кроме того, экономическая нестабильность РДВ крайне затрудняет внешнеполитический курс России. Здесь открывается широкое поле деятельности для региональной дипломатии. В первые годы перестройки парадипломатия опиралась в основном на инициативу и действия региональных властей. Они осуществляли свои прерогативы вне конституции страны, поскольку считали, что ситуация лучше просматривается на местах, чем из Центра. Было понятно, что несогласованность отношений между регионами и Центром непосредственно сказывается на авторитете российского государства в мире, состоянии его обороноспособности, экономики, политических и социальных процессах. Однако удаленность и относительная экономическая и географическая обособленность от европейского центра России делает российский Дальний Восток естественным партнером для стран АТР.

Некоторые зарубежные исследователи в своих прогнозах идут еще дальше, полагая, что Дальний Восток России и Сибирь могут быть втянуты в орбиты влияния Японии и Китая и даже "вовлечены в войну по перетягиванию каната между этими двумя государствами". Проведение Россией гибкой политики в АТР позволяет множественность самых разных противоречий и конфликтов между тихоокеанскими государствами. Автор убежден, что полноценное участие российского Дальнего Востока способствует активизации внешнеполитической стратегии России, в частности, региональному сотрудничеству с Японией и Китаем. Поэтому интеграция России в АТР через дальневосточные территории может произойти ускоренными темпами в случае полномасштабного развития ДВР как потенциально привлекательной зоны для международного сотрудничества. Общее состояние Дальневосточного региона в немалой степени отражается участием сопредельных стран АТР в совместных программах и предприятиях, активностью международных симпозиумов, конгрессов, семинаров по вопросам регионального и мирового масштаба по внешним связям. Весь этот процесс позволит оценить уверенные представлениями АТР о привлекательности сотрудничества с Россией. Уместно заметить, что после затянувшегося периода "проб и ошибок" - наблюдается взаимовыгодное сотрудничество субъектов России со странами внешнего мира, где развитие региональных отношений проводится между Хабаровским краем, Приморским краем и Сахалинской областью с такими странами как Китай, США, две Кореи и Япония.

Следовательно, для России развитие экономического благосостояния Дальнего Востока - элемент ее геополитики. Региональная стратегия развития Дальнего Востока - инструмент и часть геополитической стратегии России. Стратегия геополитической переориентации России на Азию состоит в последовательном усилении своего экономического и политического влияния и участии в хозяйственных процессах с АТР. Это, прежде всего, проявляется в том, что Россия выступает в качестве связующего звена между странами АТР и Европы. И с образованием соответствующих интеграционных структур Россия может стать одним из конкурентоспособных государств в мировой экономике. Следует отметить, что транспортно-хозяйственное развитие азиатской части России характеризуется созданием новых трансконтинентальных магистралей, зон хозяйственного освоения и развития. Суть этого развития в том, чтобы привлечь иностранный капитал в хозяйственном освоении восточных регионов России. Им требуется создание технологически завершенных межотраслевых комплексов с ярко выраженной экспортной направленностью на страны Северо-Восточной Азии: транспортного, энергетического, агропромышленного, рыбопромышленного, лесной и дерево обрабатывающей промышленности, металлургического, горно-химического и нефте-газохимического. Автор полагает, что энергетическая структура РДВ нуждается в ориентированном и рациональном использовании ресурсов Тихого океана с экспортной ориентацией, прежде всего на создание транспортных связей России со странами АТР.

Достаточно вспомнить какую важную роль российский Дальний Восток между странами Северо-Восточной Азии играет Транссибирская железнодорожная магистраль. Дальнейшее развитие этого проекта, так называемого международного Транссибирского контейнерного моста, связан с транскорейской железной дороги для создания транспортного хода между Азией и Европой. Этот проект позволит в перспективе обеспечить перевозки грузов, в частности, международных контейнеров из Кореи и Северо-Восточного Китая, которые не могут не миновать территорию Дальнего Востока России как будущую свободно экономическую зону.

На огромном пространстве Дальнего Востока и Забайкалья его природный и интеллектуальный потенциал является решающим фактором в мирохозяйственной деятельности. Но в связи с малонаселенностью территории эти не в силах обеспечить социально-экономический подъем Дальневосточного региона в целом. Российская экономика нуждается в иностранной рабочей силе из Китая и Северной Кореи.

Для них наш регион привлекателен, так как помогает повысить собственное благосостояние. Представители этих стран испытывают большие бытовые трудности, решение которых видят за пределами своих границ. Для их пересечения они пользуются легальными и нелегальными средствами. В основном они оформляют туристические визы, которые позволяют им оставаться на территории другого государства. Таким образом, восточные территории постепенно были заселены огромным количеством рабочей силы из Китая и Северной Кореи, которые послужили причиной возникновения проблем миграции. Этот контингент лиц на территории России не гнушается сложными условиями труда, не требует особых привилегий и пользуется доверием местных властей. В то же время жители РДВ выражают свое недовольство, так как мигранты занимают их рабочие места. Таким образом, Россия и Китай до сих пор не имеют четких контуров взаимодействия в урегулировании проблем нелегальной миграции.

Относительно других стран СВА, таких как Япония и Республика Корея, то они представляют интерес для РДВ и России в целом их передовыми технологиями и экономико-инвестиционными планами сотрудничества. Они выступают в роли финансового донора, позволяющего превратить РДВ в конкурентоспособный регион в мировой экономике и во внешних связях. Исходя из динамики регионального сотрудничества Россия должна ориентироваться не только на Запад, но и на Азиатский регион - в политическом плане гораздо более хрупкий и противоречивый. В данном отношении Дальний Восток России выступает надежным ключом России к воротам Азиатско-Тихоокеанского Региона. Этому способствует геополитическое расположение Дальневосточного региона, которое дает возможность проводить более тесные доверительные отношения с ведущими странами Восточной Азии.

Президент РФ В.В.Путин отметил тем, что полновесное участие России в процессах экономического взаимодействия на пространствах Азии и Тихого океана - естественно и неизбежно. Сегодня перед нами открыт весь спектр возможностей: от сотрудничества в энергетике, по вопросам экономики, эксплуатации морского шельфа до развития транспортных связей и реализации конкретных экономических и инвестиционных проектов. Такая точка зрения характерна для многих ведущих специалистов в области внешних связей РДВ с АТР (П.А.Минакир, Л.В.Ларин, П.Я.Бакланов, Л.В.Забровская и др.).

Границы внешнеэкономической деятельности Дальнего Востока России и Северо-Восточной Азии способствуют развитию взаимовыгодного сотрудничества. Долговременной и геостратегической задачи России - обеспечение военно-политического и экономического влияния России в бассейне Тихого океана, контроль над важными стратегическими запасами сырьевых ресурсов и получение выгод от эффективного включения на основе эксплуатации в систему международного разделения труда в этом регионе мира.

Таким образом, экспорт сырья может компенсировать сокращение внутреннего спроса и поддержать динамику общеэкономической конъюнктуры, тогда преодоление кризиса Дальнего Востока России позволит обеспечить умеренное освоение и поднятие социально-экономической жизнедеятельности, процветание Дальнего Востока России, создание благоприятного и стабильного общества. Следует отметить, что структура внешнеэкономической деятельности ДВР и федерального правительства России не всегда соответствует друг другу и единой внешнеполитической стратегии России в АТР. На наш взгляд, создание в данной сфере прочной нормативной базы для регулирования деятельности субъектов Российской Федерации и разграничения их полномочий даст возможность упрочить роль субъектов во внешних связях.

Именно полномочия субъектов Федерации с зарубежными странами позволят проводить взаимовыгодный процесс во внешнеэкономической деятельности. Правы те авторы, которые утверждают, что необходимо определить геополитическое значение восточных границ и законодательно придать им особый статус, разграничив обязанности государства и местной власти, с учетом факторов отдаленности, национальности и климатических условий. Диссертант полностью разделяет точку зрения В.И.Ишаева, согласно которой для Дальнего Востока и Забайкалья необходимо особое нормативно-правовое поле, действующее в регионе и отвечающее характеру, его особенностям не только в силу отличия от общероссийских стандартов, но и обеспечивающие условия для смены парадигмы развития.

В этом плане важным элементом механизма координации международных и внешнеэкономических связей регионов стал созданный в 1994 году Консультативный совет (КС) субъектов Российской Федерации при МИД России. Основополагающими документами послужили федеральные законы: "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 г., "О координирующей роли МИД РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ" 1996 года., "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" от 4 января 1999 г.

Указ Президента Российской Федерации "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации" от 12 марта 1996 г.

Необходимо сказать, что без соответствующих законов не было бы полноправного и юридически обоснованного участия субъектов РФ в развитии внешних связей. В зависимости от принимаемых законов, региональный фактор в межгосударственных отношениях характеризуется укреплением внешнеполитического курса России в Северо-Восточной Азии. Важен еще один нюанс, который следует учитывать: распоряжением министра иностранных дел Российской Федерации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации 22 января 2003 г. был создан Совет глав субъектов Российской Федерации. Его целью является содействие повышению эффективности участия регионов в обеспечении внешних интересов Российской Федерации.

Структура внешнеполитического курса России может усилиться в случае активизации внешнеэкономических связей России. В настоящее время доля российского экспорта в страны АТР составляет более 20%. На Дальневосточный регион приходится около 10% всех иностранных инвестиций в российскую экономику. Структура притока иностранных инвестиций в ДВР в целом состоит в основном из японских инвестиций. Их доля за последние 26 лет составила в регионе около 620 млрд. долл., из которых Россия получила 0,054% от общей суммы, а российский Дальний Восток - 0,025 %.

Южная Корея

В данной таблице отражен, что больший удельный вес инвестиций приходится на Японию, но это отнюдь не значит, что развитие Дальнего Востока России полностью зависит от японского капитала. Мы убеждены, что здесь важна не величина капитала отдельно взятого государства, а непосредственное участие ведущих стран Северо-Восточной Азии, которые так или иначе способствуют экономическому подъему восточных границ России. Социально-экономические трудности и проблемы демографии Дальневосточного региона являются наиболее актуальными проблемами последнего десятилетия.

Демографический потенциал Дальнего Востока России, несравнимо меньше с центральной частью страны. К тому же в этом регионе есть свои структурные особенности: численность населения в северной части (Магаданская и Сахалинская области и Республика Саха) гораздо меньше чем в южной (Приморский, Хабаровский, Амурский края). В 1989-1990-е гг. по имеющимся оценкам пределы Дальнего Востока покинуло 11,3 тысяч местного населения. Этому способствовали обвал экономики и социально-политические катаклизмы. Этот период оказался критической отметкой в плане уменьшения численности населения в регионе. На 1.01.1998 г. на Дальнем Востоке проживали всего лишь 7336,3 тысяч человек - это на 9% меньше, чем в 1991 году. В настоящее время эта тенденция сохраняется. Численность населения ДВР на 1.01.2004 г. составило 6634,1 человек.

Обращаем внимание на тот факт, что демографический спад в Дальневосточном регионе, не может обеспечить его полномасштабное развитие, требующее огромное количество высокотехнологических и людских ресурсов. Тогда за счет чего этот регион будет осваивать те 50-60% ресурсов планеты, которые содержатся в её недрах. Ведь общеизвестно, что Россия имеет все шансы для возрождения и обретения статуса великой державы, если сравнимой по мощи с ведущими государствами мира, если сможет эффективно распоряжаться богатствами своих недр. Но дело не только в наличии полезных ископаемых России, главное - умело сочетать экономическую стабильность России с полноценным включением региона в мирохозяйственные связи с ведущими странами СВА. В этом отношении РДВ должен стать не столько витриной России для стран АТР, сколько привлекаемой экономической зоной для внутри региональных и внешних связей. Согласно высказыванию министра иностранных дел С.В.Лаврова, "опыт последних лет подтверждает, насколько правильным был выбор, сделанный еще в 90-е годы прошлого века Министерством иностранных дел и руководством субъектов Федерации в пользу налаживания самого тесного взаимодействия в деле развития международных и внешнеэкономических связей российских регионов".

Таким образом, укрепляется сотрудничество РДВ с близлежащими странами Восточной Азии, оно становится более эффективным и результативным, усиливается роль РДВ как равноправного партнера в Тихоокеанском регионе. Следует подчеркнуть, что решение долговременной стратегической задачи экономического подъема российского Дальнего Востока также зависит от создания тихоокеанской стратегии РФ. В рамках данного исследования автор попытался рассмотреть РДВ в контексте внешней политики и понять, как формируется структура геополитической стратегии переориентации и как влияет она на динамику международных связей приграничных территорий. Теоретический анализ разрабатываемой стратегии позволит специалистам осмыслить этот материал на практике. Для комплексного подхода к этой проблеме необходимо изучить динамику интеграционных связей России со странами Северо-Восточной Азии.

Протянулся вдоль Тихоокеанского побережья на 4,5 тыс. км. Значительная протяженность территории с севера на юг, особенности географического положения обусловили большое разнообразие и контрастность природы региона.

На территории юга Дальнего Востока в смешиваются элементы флоры и фауны северных сибирских и южных субтропических областей. Эта особенность была подмечена еще , который писал: «Здесь нередко ель обвита диким виноградом, береза растет рядом с бархатным деревом, а на снегу можно встретить следы и тигра и соболя».

На территории района, несмотря на значительную протяженность, расположены всего две природные зоны. С севера до 60 с.ш. господствует , а вся остальная часть расположена в . Характерной особенностью широтной является смещение к югу границ (как и на Урале).

Самые высокие вершины заняты горной тундры, похожей на тундру . Здесь выделяются лишайниковые и кустарничковые тундры.

Даже самые высокие вершины расположены ниже снеговой границы, поэтому ледники для гор южной части Дальнего востока несвойственны.

В целом похожий характер высотной поясности свойственен . Однако в отличие от Приморья границы природных зон понижаются, а, кроме того, появляется пояс светлых (парковых) лесов из каменной березы, расположенные между хвойными лесами и зарослями кедрового стланика.

На хвойно-широколиственные леса уже не встречаются, что обусловлено соседством холодного . Подножья гор заняты темнохвойными елово-пихтовыми лесами, покрывающими большую часть склонов, и поднимающимися до высоты 600-800 м. Выше леса из каменной березы, сменяющиеся на наиболее высоких участках горной тундрой.

Своеобразный характер высотной поясности свойственен . Специфической особенностью является низкое положение – 1500-1600 м – снеговой границы. Этому способствует постоянное проникновение влажного воздуха и большое количество зимних осадков. Однако на полуострове не очень много, поскольку их формированию препятствует вулканическая деятельность.

Наиболее типичны для Камчатки парковые каменноберезники. На полянах редкостойных лесов в увлажненных местах развито высокотравье растений семейств зонтичных и сложноцветных. В местах с избыточным увлажнением особенно много шеломайника и хвоща Комарова. Гигантское зонтичное – сладкая трава – поражает высотой и быстротой роста: за 10-12 дней растение достигает 2-3 метров высоты.

Каменноберезники в сочетании с занимают центральные части склонов. Выше их сменяют заросли кедрового стланика, а ниже еловые и лиственничные леса.

Наиболее простой спектр высотной поясности характерен для Корякского нагорья, расположенного в тундровой зоне. Нижние части склонов до высоты 200-250 м заняты зарослями кедрового стланика, выше горные тундры. Вершины хребтов заняты снегами и ледниками. Высота снеговой линии 1200-1700 м.

С момента публикации предлагаемой статьи прошло чуть больше года. И было бы крайне интересно узнать мнение жителей Дальнего Востока о том, сбылись ли прогнозы авторов, как изменилась ситуация за прошедший крайне насыщенный разными событиями год.

***

Россия, по мнению Илларионова, за свою позицию по Украине должна расплачиваться своими территориями. В том числе и с теми странами, которые не поддерживают карательные операции киевской хунты против русскоязычного населения, например, с Белоруссией и Китаем

В конце октября 2014 года некоторые американские и китайские СМИ опубликовали заявление бывшего советника президента РФ (2000-2005) А. Илларионова, ныне проживающего в США. Этот российский либерал-реформатор, с осени 2006 года являющийся старшим научным сотрудником Центра по глобальной свободе и процветанию Института Катона (Вашингтон), сделал очередной прогноз относительно того, чем для России может закончиться дальнейшее развитие «украинского кризиса».

По мнению А. Илларионова, самый худший сценарий заключается в том, что «новая холодная война перейдет в широкомасштабную горячую», в результате чего «проигравшей России… придется вернуть соседям те территории, которые некогда были ею присвоены».

Какие же территории, согласно прогнозу этого американского эксперта, должна отдать Россия? И кому? Цитата: «Сибирь и 1,5 миллиона квадратных километров земли Дальнего Востока — Китаю, Курильские острова и Сахалин — Японии, территории Калининградской области (бывшая восточная Пруссия) — Германии. Пять регионов на юге страны Россия должна Украине, два на севере — Белоруссии. Некоторые районы на северо-западе — Эстонии и Латвии, а большую часть территории на севере — Финляндии».

Что описывает здесь наш бывший высокопоставленный чиновник, превратившийся в сотрудника американского института (кстати сказать, института, выступающего за «снижение военного и политического вмешательства в международной политике»)?

Он описывает не просто военный конфликт России с неким альянсом стран, имеющих противоречивые интересы. Он не просто включает в этот альянс Китай. Он говорит о том, что этот конфликт породит крах всего Ялтинско-Потсдамского мироустройства. Что возможно, только если Россия подпишет акт о безоговорочной капитуляции. Ведь только на основе такого акта возможно расчленение России. Илларионов понимает, что такой военный конфликт неминуемо породит войну с использованием стратегического ядерного оружия. И какие именно зараженные территории к кому после этого отойдут — так ли это уже будет важно? А главное — из-за чего все эти ужасы могут произойти? Из-за того, что Россия очень деликатно отстаивает свои интересы в конфликте с бандеровской хунтой, незаконным образом захватившей власть на Украине?

Еще раз обратим внимание читателя на то, что Россия, по мнению Илларионова, за свою позицию по Украине должна расплачиваться своими (в том числе, исконными) территориями. В том числе и с теми странами, которые тоже не поддерживают карательные операции киевской хунты против русскоязычного населения, например, с Белоруссией и Китаем.

Но в данном случае нас больше беспокоит не «щедрость» А. Илларионова, представляющего позицию определенной части мировой элиты, а некоторые действия российских чиновников, экспертов и представителей белоленточной оппозиции, которые ставят под угрозу территориальную целостность России без всякой внешней военной агрессии.

В предыдущих материалах газеты мы уже начали разбирать ту ситуацию экономического и социального регресса, которая сложилась в Сибири и на Дальнем Востоке в результате так называемых либеральных реформ 1990-х годов. К сожалению, попытки, предпринимаемые властью в 2000-е годы, не смогли переломить ситуацию. Ведь переломить ее можно, только выдвинув и реализовав один крупнейший стратегический проект фундаментального обновления драгоценного для России дальневосточного региона. Вместо одного такого проекта налицо много проектов, гораздо менее масштабных.

Среди них, например, проекты «Большой Владивосток» (1990-1993), «Тихоокеанская Россия» (2003-2006), «Стратегия развития Приморья до 2025 года». При этом ни один из этих проектов не оказался реализован. А между проектами, как утверждают эксперты, не существует «никакой преемственности, каждое новое первое лицо рисовало свою стратегическую линию вне зависимости от того, что делали его предшественники».

Такая политика и породила у части региональной элиты настороженное отношение к очередному проекту нового министра РФ по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития) Александра Галушки.

С приходом в сентябре 2013 года этого очередного главы Минвостокразвития, профессора Высшей Школы Экономики (этой «цитадели либеральных реформ») на вооружение была взята концепция «Территорий опережающего развития» (ТОР), которая должна«притягивать частные инвестиции». Суть ее заключается в том, что будут отобраны «наиболее перспективные» ТОРы и инвестпроекты, которые получат всевозможные преференции и начальное бюджетное финансирование. При этом основная ставка делается на иностранного частного инвестора из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). И, соответственно, усиливается интеграция российского Дальнего Востока со странами АТР.

Для ТОРов будут существенно упрощены все бюрократические и юридические процедуры. Среди них: изъятие земельных участков под расширение ТОР, создание свободных таможенных зон, упразднение квоты на привлечение иностранной рабочей силы, предоставление льготных налоговых ставок.

Данная концепция при всех возможных плюсах (основной, конечно, — приток зарубежных инвестиций) имеет и существенные риски для стабильности дальневосточного региона и территориальной целостности страны. Обозначим эти риски.

За основу российскими чиновниками был взят опыт Китая, где существует уже более 400 (!) территорий опережающего развития. Эти стратегические проекты, привлекающие более 45 % прямых иностранных инвестиций, уже дают порядка 20 % ВВП и 60 % экспортной продукции. При этом, как отмечают эксперты, сейчас китайское руководство пытается поменять экономическую модель и сосредоточивается на развитии не экспортной индустрии, а внутреннего рынка и малого бизнеса. И как показывают заявления и действия китайской элиты, на реализацию этой новой экономической модели и направлено сотрудничество с Россией.

Например, в мае 2014 года на Петербургском международном экономическом форуме зампред правительства КНР Ли Юаньчао заявил о возможности «постепенно создать новый блок в Восточной Азии — российский Дальний Восток и север Китая (Они могут создать экономическую зону)». В этой концепции, по мнению Ли Юаньчао, существует и предварительное «разделение труда»: огромные российские земельные и природные ресурсы — с одной стороны, и многочисленная китайская «рабочая сила» — с другой.

Обратим внимание на то, что такое «разделение труда» происходит на фоне непрекращающегося оттока нашего населения с российского Дальнего Востока. Сейчас число жителей этого макрорегиона составляет около 6 млн 220 тысяч человек. При этом на китайской территории, прилегающей к границе с Россией, проживает около 120 миллионов.

Таким образом, делая упор на концепцию ТОР при поиске путей развития Дальнего Востока, мы очевидным образом можем получить неконтролируемый поток рабочей силы из Китая и других стран АТР, а также экспансию зарубежных компаний на российский рынок. А это, в свою очередь, вызовет рост социальной напряженности и безработицы среди местного населения и вытеснит неконкурентоспособный российский малый и средний бизнес из региона.

Некоторые специалисты прямо говорят, что «при отсутствии собственных трудовых ресурсов и национальных интересов у отечественного бизнеса, преобладании коммерческих подходов в развитии Дальнего Востока [у элиты] движение пойдет по концессионному сценарию». А это, в свою очередь, приведет к потере Дальнего Востока.

И этому процессу способствует довольно провокационное поведение части местной и федеральной элиты.

Так, с 29 по 31 августа 2014 года во Владивостоке прошел музыкальный фестиваль V-ROX, на котором побывал глава Минвостокразвития А. Галушка. Причем за две недели до этого мероприятия А. Галушка дал согласие на участие (в рамках этого фестиваля) в «дискуссии о предпосылках формирования и перспективах создания Тихоокеанской республики». Вряд ли такие диспуты входят в обязанности государственного служащего. И здесь речь идет либо о неразборчивости чиновника, либо о принадлежности главы Минвостокразвития к той части российской элиты, для которой территориальная целостность страны не является безусловной ценностью.

Позже, на официальном сайте фестиваля, тема, которую собирались обсуждать, звучала уже так: «Тихоокеанская Россия — существование, развитие и перспективы».

Но наиболее существенным представляется не то, говорится ли о Тихоокеанской республике или Тихоокеанской России, а то, с кем ведет беседу наш глава Минвостокразвития. Среди собеседников главы Минвостокразвития оказались редактор и переводчик Максим Немцов, а также писатель и журналист «Новой газеты во Владивостоке» Василий Авченко. Последний является соавтором (вместе с вокалистом группы «Мумий Тролль» И. Лагутенко) книги «Владивосток 3000», в которой и существует такое понятие, как «Тихоокеанская республика».

Вот что говорится в аннотации: «Книга «Владивосток-3000», киноповесть о Тихоокеанской Республике — …тесно связанная с реальностью киноповесть о существовании параллельного мира-пространства — города Владивосток-3000, в котором черты настоящего Владивостока слились с чертами его альтернативных, но нереализованных воплощений… Владивосток-3000 — романтическая мечта о Тихоокеанской республике… об идеальном городе-порте — свободном, экологически чистом, независимом, где никто не обращает внимание, с какой стороны у машины руль… Киноповесть рассказывает о том, как попасть в эту Тихоокеанскую республику, можно ли попросить в ней политического убежища, и как связаны между собой два мира — реально существующий Владивосток… и удивительный Владивосток-3000, существующий пока только на страницах одноименного произведения».

Обратим внимание на то, что другой собеседник главы Минвостокразвития, обсуждавший тему «перспектив Тихоокеанской России», М. Немцов с 1994 по 2001 гг. работал помощником консула по прессе и информации в Генеральном консульстве США во Владивостоке. И в связи с этим зафиксируем, что после внесения в Госдуму РФ проекта закона «О территориях опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР), дающего большие льготы странам АТР при инвестировании в развитие Дальнего Востока, во Владивосток собралось несколько высокопоставленных сотрудников Госдепартамента США, имеющих прямое отношение к организации «оранжевых революций» на постсоветском пространстве.

Как минимум о трех таких визитах сообщили местные СМИ.

Так, с 23 по 28 октября столицу Приморья собиралась посетить аналитик отдела России и Евразии Госдепартамента США Беверли де Валд, которая являлась сотрудницей американского посольства в Приштине (Косово), где «помогала правительству этой республики с написанием и принятием декларации независимости».

24-25 октября во Владивостоке ждали первого зама помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Пола Джонса. Эксперты утверждают, что этот заместитель Виктории Нуланд принимал участие в«работе оперативного центра Госдепартамента США в период падения коммунистических режимов в Восточной Европе, а с 1992-го по 1994 гг. работал в посольстве США в Москве».

И, наконец, в последние дни октября во Владивостоке хотела побывать заместитель посла США в России Линн Трейси, которая работала в Грузии, Казахстане, Киргизии, Туркменистане, Афганистане и Пакистане.

Таким образом, пока российская элита уже на протяжении более чем 23 лет определяется (или делает вид, что определяется) со стратегией развития того региона России, от судьбы которого во многом зависит будущее Отечества нашего, страны Запада и АТР последовательно проводят политику, нацеленную на реализацию своих экономических и геополитических интересов. И довольно часто эти интересы несовместимы с жизнью современной России.

Эдуард Крюков, Антон Безносюк