Россельхознадзор: ветеринарная сертификация молока в РФ с марта не вводится. "электронная ветеринарная сертификация в молочной отрасли" Обязательный переход на электронные ветеринарные

Система "Меркурий" реализована в виде веб-приложения, в котором. пользователи взаимодействуют с системой через интернет. Благодаря этому все пользователи всегда имеют доступ к актуальной информации.
Главная особенность системы заключается в том, что она базируется на процессном подходе, без ввода информации на входе невозможно оформить ветеринарно-сопроводительный документ (ВСД) на реализацию или перемещение в системе и вывести подконтрольный товар из системы в конце жизни товара.
Входом в систему "Меркурий" является ввод информации о производственной партии для отечественной продукции, для импорта - наличие ветеринарного сертификата, оформленного в системе "Меркурий". Так, каждый последующий ВСД оформляется на основании предыдущего, таким образом, выстраивая цепочку, по которой можно отследить полный путь перемещения товара от момента производства (импорта) до конечной точки (розничная торговая точка, либо утилизация).
С 01 марта 2015 г. появится возможность оформлять ветеринарно-сопроводительные документы в электронном виде, но пока нет нормативного документа, который бы обязывал производителей подконтрольной госветнадзору продукции наносить штрих-код на упаковку, хотя уже сейчас они могут это делать по своему желанию.

- Сергей Владимирович, какие продукты попадают в зону ветеринарного контроля и кто его осуществляет?

В область ветеринарного контроля попадает вся продукция животного происхождения: рыба, мясо, молоко, мед, сыр и т.п. Система государственного ветеринарного контроля состоит из Россельхознадзора, ветеринарных служб субъектов России, а также ветеринарных служб в каждом силовом министерстве. Россельхознадзор осуществляет контроль на госгранице и в морских портах, а субъектовые службы, подчиненные губернатору области, работают уже на местах. Они взаимодействуют с Минсельхозом через сложную систему нормативных актов и отчетности, а между собой — исключительно на основаниях доброй воли. Работа ветеринарных служб Министерства обороны, ФСИН, ФСО, ФСБ и МВД — вообще тайна за семью печатями. В целом получается 91 самодостаточный центр принятия решений о проведении ветеринарного контроля.

- Как осуществляется ветеринарный контроль сегодня?

К сожалению, контроль сегодня фрагментарный и не отвечает современным условиям хозяйствования. Большая часть вины за это лежит на устаревшей системе ветсертификации. Сертификация сегодня — это визуальный осмотр продукции, проверка документов, органолептическая экспертиза, что позволяет в целом подтвердить: продукция получена от рыбы или животных, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении, и пригодна для употребления в пищу. По результатам осмотра ветеринарный врач выдает соответствующий документ — ветеринарный сертификат. В случае необходимости образцы продукции направляются на лабораторные исследования.
Проблема заключается в том, что субъективный подход со стороны ветспециалистов и отсутствие единой системы учета юридически значимых действий с продукцией извратили саму суть ветеринарной сертификации - прослеживаемость от места происхождения и подтверждение ее безопасности. Сегодня чаще всего эти бумажки выдаются как на конвейере, на основе набора других документов, а процедура реальной проверки во многих местах отсутствует: на нее не хватает ни сил, ни времени, ни ресурсов. А захотят, могут и наоборот, вместо конвейера устроить тщательный досмотр всей партий и при каждой отгрузке непременно потребовать проведения лабораторных исследований. Естественно все за счет владельца груза. «Избирательный подход» — так можно охарактеризовать систему в целом.

- Справедливо ли утверждение о том, что бумажная ветеринарная сертификация себя изжила?

Понимаете, с бумажной сертификацией накопился целый ряд проблем. Бланки подделывают, несмотря на высокую степень защиты, их могут, например, напечатать в местной типографии и использовать

Сергей Гудков Исполнительный директор «Рыбного союза»

Общее описание | Что это? Для кого?

Сертификация в электронном виде осуществляется с использование ФГИС "Меркурий" .
Основная функция системы «Меркурий» – поддержание внутренней электронной сертификации всех типов грузов, отслеживания пути их перемещения по территории Российской Федерации, повышения биологической и пищевой безопасности. Много лет назад Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН и Международное эпизоотическое бюро провозгласило простой и понятный каждому участнику торгового оборота принцип – контроль производственной цепи от «поля до прилавка». В соответствии с этим принципом необходимо на всех этапах цепи поставки внедрять решения, дающие возможность определить происхождение, местоположение, маршрут движения продукта или партии продуктов. Эффективная система прослеживания должна позволять отследить продукты вниз или вверх по цепи поставки. Для этого в системе «Меркурий» фиксируется информация обо всех этапах производства: выращивание животных, их убой, места хранения и переработки полученной продукции и так вплоть до розничной реализации. На каждом этапе оформляется отдельный сертификат – таким образом выстраивается цепочка электронных документов, по которым можно узнать о продукции все. «Меркурий» делает весь процесс абсолютно прозрачным и последовательным. Учитывается каждый этап ее перемещения. Недобросовестный предприниматель просто не сможет реализовать продукцию, не соответствующую нормам качества и безопасности. И уж тем более фальсификат или контрабанду.

Каждый последующий сертификат связан с предыдущим (или с предыдущими, если их было несколько) и последующими. «Меркурий» обменивается информацией как с «Аргусом», то есть он «знает», откуда этот груз или сырье для его производства ввезены (если сырье или продукция импортированы в Россию), так и с «Вестой», то есть он «знает», на что и с какими показателями он (оно) исследовано. Причем «знает» по всей цепочке – от животного до готовой продукции. Вот это и есть система прослеживаемости в полном объеме.

Основные понятия

  • ВСД - данные сокращение используются для обозначения ветеринарного документа - ветеринарного сертификата (ВС) или ветеринарно-сопроводительного документа (ВСД). Так же могут использоваться следующие сокращения - ЭВСД, ВС, ЭВС.
  • Производственная партия подконтрольного товара - любое количество подконтрольного товара, кроме животных, произведенное в течение одного или нескольких дней, которому в соответствии с требованиями (если таковые установлены) законодательства страны, где произведен данный товар, производителем присвоены определители (идентификаторы) партии – номер партии либо серии, дата (диапазон дат) выработки, номер контроля (если используется), срок хранения (если применяется), срок годности (если применяется), или любое количество предназначенных для использования в одном месте с одной целью млекопитающих или предназначенных в пищу людям водных животных, или предназначенных для разведения с целью получения продукции, предназначенной в пищу людям, относящихся к одному биологическому виду, которые содержались на одном животноводческом предприятии (включая ЛПХ и КФХ) или в ЛПХ (КФХ), находящихся в одном населенном пункте, или любое количество предназначенных для использования в одном месте с одной целью животных, не относящихся к млекопитающим, одного или нескольких биологического видов, которые содержались на одном животноводческом предприятии (включая ЛПХ и КФХ) или в ЛПХ (КФХ), находящихся в одном населенном пункте.* Производственный ВСД - ветеринарный документ, оформляемый на производственную партию подконтрольного товара.
  • Поднадзорный объект (площадка) - место, где хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность. В общем случае хозяйствующий субъект может не являться собственником площадки, абыть арендатором, например. В системе доступны 4 вида площадок:
  1. Предприятие;
  2. Рынок;
  3. СББЖ;
  4. Судно.
  • Гашение ветеринарного сертификата - процедура изменения статуса ранее оформленного ветеринарного сертификата, осуществляемое лицом, оформившим данный сертификат, или лицом, уполномоченным для проведения ветеринарного надзора, или ГИС Меркурий, в связи с успешным завершением реализации процесса, для сопровождения которого оформлен сертификат
  • Хозяйствующий субъект - это лицо, которое самостоятельно организует свою деятельность и несёт полную ответственность за риск, возникающий от его деятельности. В рамках ФГИС "Меркурий" хозяйствующий субъект - это участник экономики, осуществляющий поднадзорную деятельность. В системе доступны 3 типа хозяйствующих субъектов:
  1. Юридическое лицо;
  2. Физическое лицо;
  3. Индивидуальный предприниматель/крестьянско-фермерское хозяйство.
  • Транспортная партия подконтрольного товара - любое количество одноименного подконтрольного товара, относящегося к одной производственной партии, перемещаемое в одном транспортном средстве, в адрес одного получателя либо нового собственника (если перемещение производится одновременно с передачей права собственности), или любое количество одноименного подконтрольного товара, относящегося к одной производственной партии, передаваемое при проведении одной транзакции одному собственнику и при этом не перемещаемое и находящееся при проведении транзакции в одном помещении (холодильной камере), или любое количество животных, относящихся к одной производственной партии, передаваемое без их перемещения при проведении одной транзакции одному собственнику, либо транспортируемое в одном транспортном средстве или одновременно перегоняемое в составе одного стада (гурта, отары и т.п.) в один адрес, или любое количество животных одного биологического вида, выращиваемое (содержащееся) для получения от них продукции, предназначенной в пищу людям, которые содержались на одном животноводческом предприятии (включая ЛПХ и КФХ) или в ЛПХ (КФХ), находящихся в одном населенном пункте, передаваемое без их перемещения при проведении одной транзакции одному собственнику, либо транспортируемое в одном транспортном средстве или одновременно перегоняемое в составе одного стада (гурта, отары и т.п.) в один адрес, или любое количество комнатных (аквариумных, террариумных и т.п.) животных, относящихся к одному или нескольким биологическим видам, содержавшихся в одном месте или добытых в природе в одной местности, одновременно транспортируемых в одном транспортном средстве в один адрес, либо передаваемых одному новому владельцу без их перемещения, или любое количество цирковых или спортивных или служебных животных, относящихся к одному или нескольким биологическим видам, содержавшихся в одном месте, одновременно транспортируемых в одном транспортном средстве или нескольких транспортных средствах, следующих одновременно по одному маршруту, в один адрес, либо передаваемых одному новому владельцу без их перемещения.
  • Траспортный ВСД - ветеринарный сертификат, оформляемый на транспортную партию подконтрольного товара.
  • Шлюз - набор веб-сервисов, позволяющий отправлять запросы из товаро-учётных систем хозяйствующих субъектов к ФГИС "Меркурий", минуя веб-интерфейс. То же, что Ветис.API.

Переходный период

Приказом Минсельхоза №589 от 27.12.2016 г. устанавливается переходный период введения электронной сертификации.

До 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, производится на бумажном носителе или в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров. То есть выбор между электронной и бумажной сертификацией делают владельцы грузов.

С 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов производится только в электронной форме . Важно отметить, что до 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, на которые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона ветеринарные сопроводительные документы не оформлялись, не производится или производится в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров.

Процедура подключения | Как подключиться?

Варианты подключения

Для начала работы с ФГИС "Меркурий" необходимо определить способ взаимодействия с системой:

  • с использованием веб-интерфейса системы;
  • путем интеграции своей учетной системы с ФГИС Меркурий через интеграционный шлюз Ветис.API.

Веб-интерфейс

Работа через веб-интерфейс означает, что для начала работы никакое дополнительное программное обеспечение не инсталлируется на рабочую станцию. Необходим только любой современный веб-браузер. Это самый дешевый (ничего не нужно приобретать) и быстрый (2 недели для освоения) способ начать работу по электронной сертификации.

При этом веб-интерфейс имеет ряд ограничений, поскольку предполагает работу оператора по внесению сведений для оформления сертификата. В ФГИС «Меркурий» встроены разнообразные механизмы автоматизации труда специалистов, осуществляющих оформление ВСД, основанные на использовании импорта данных, форм заполнения документов и т.п. В результате трудозатраты по сравнению с оформлением ВСД на бумаге уменьшаются в разы.

Результаты нашего постоянного мониторинга оформления ВСД показывают, что сейчас наиболее активные пользователи, используя веб-интерфейс, оформляют в среднем от 400 до 2400 электронных ВСД в день. Такое количество вполне подходит для мелкого или среднего производственного предприятия или склада, но не соответствует объемам сертификации для крупного предприятия. В этом случае целесообразно использовать механизмы, которые предоставляет интеграционный шлюз «Ветис.API».

Интеграционный шлюз Ветис.API

Работа через интеграционный шлюз означает, что для начала работы необходимо разработать самостоятельно или приобрести клиентский интеграционный модуль. Наша практика показывает, что объем работ по разработке и внедрению интеграционного решения собственными специалистами компании может составлять от 3 до 4 месяцев с привлечением 1-2 специалистов и не требует значительных финансовых вложений. В целях эффективного внедрения электронной ветеринарной сертификации Россельхознадзором заключены соглашения о взаимодействии с ведущими ИТ-компаниями 1С, СтартАп-Фабрик (мобильные решения), Корус Консалтинг – авторизованным партнером компании SAP. По завершении интеграционного проекта компаний-клиенты 1С и SAP-систем получат свои готовые решения с интегрированным в них модулем взаимодействия с ФГИС «Меркурий». Например, участники оборота подсчитали, что для среднего перерабатывающего предприятия, имеющего в ассортименте 17 видов продукции, ежедневно необходимо оформлять 2210 ВСД. Сейчас, например, «Равис-птицефабрика Сосновская», используя «Ветис.API», оформляет ежедневно в среднем по 20 тыс. электронных ВСД силами 1 ветврача в смену.

Получение доступа к ФГИС Меркурий

Согласно Приказу МСХ РФ от 27.12.2016 г. № 589 регистрация в системе Меркурий осуществляется следующим образом:

  • Индивидуальный предприниматель вправе направить заявление на бумажном носителе по почте в адрес Россельхознадзора или одного из его Территориальных управлений или в электронной форме на адрес электронной почты Россельхознадзора: [email protected], подписанное индивидуальным предпринимателем простой электронно-цифровой подписью. Обратите внимание, что заявления без ЭЦП не рассматриваются .
  • Организация вправе направить заявление в письменном виде на бланке организации за подписью ее руководителя (заместителя руководителя) в адрес Россельхознадзора или одного из его Территориальных управлений, либо в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью организации или ее руководителя (заместителя руководителя), направленного по электронной почте [email protected]. Обратите внимание, что заявления без УЭЦП не рассматриваются .

Шаблон заявления на подключение

  • шаблон заявки на предоставление доступа для индивидуальных предпринимателей (ИП) .
  • шаблон заявки на предоставление доступа для юридических лиц (ЮЛ)

Подключение к Ветис.API

В случае разработки интеграционного модуля необходимо получить доступ к Ветис. API.

  1. Доступ к Ветис.API предоставляется в 2 этапа: первый этап – подача заявки на предоставление доступа к тестовой версии (Пример заявки на подключение к тестовой версии Ветис.API) Ветис.API для разработки и отладки, второй этап – подача заявки на предоставление доступа к продуктивной версии Ветис.API.
  2. Доступ к тестовой версии Ветис.API для разработки и отладки клиентских модулей предоставляется по заявкам хозяйствующих субъектов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере ветеринарии.
  3. Заявка оформляется на бланке организации c подписью руководителя (или уполномоченного им лица) и печатью организации и предоставляется в ФГБУ «ВНИИЗЖ» по электронной почте на адрес [email protected] .
  4. Заявка должна содержать следующие данные:
    1. Название и реквизиты (Юридический адрес; ИНН; ОГРН) хозяйствующего субъекта или организации, ответственной за формирование запросов к Ветис.API.
    2. Контактное лицо (или контактные лица) по техническим и организационным вопросам (ФИО, место работы, адрес электронной почты, телефон).
    3. Название подключаемой программной системы (платформы), осуществляющей запросы.
    4. Список хозяйствующих субъектов, обслуживаемых программной системой (название организации, юридический адрес, ИНН, ОГРН). Заполняются в случае, если через информационную систему работает не одно предприятие, а несколько (например, через систему холдинга могут быть подключены молокозавод и мясоперерабатывающий комбинат). Согласие перечисленных хозяйствующих субъектов на обработку их данных в ВетИС.
    1. Реквизиты доступа к тестовой версии Ветис.API (реквизиты доступа направляются на адрес личной электронной почты контактного лица).
    2. Реквизиты доступа к веб-интерфейсу тестовой версии шлюза подсистем Меркурий.ГВЭ, Аргус.ВУ.
    3. Возможность использовать тестовую версию Ветис.API в соответствии с назначенной ролью и указанной "Зоной обслуживания".
  5. По окончании разработки и тестирования клиентского модуля организация или учреждение самостоятельно определяет свою готовность к переходу к продуктивной версии Ветис.API. Готовность определяется с учетом следующих критериев:
    1. Операции оформления ВСД и другие операции, реализованные из информационной системы организации или учреждения, не нарушают внутренние бизнес-процессы и не приводят к задержке производственных или логистических операций.
    2. Все необходимые для организации или учреждения операции протестированы и апробированы в достаточной мере: оформление ВСД из информационной системы осуществлялось в течение периода не менее 10 рабочих дней в режиме реального производственного процесса.
    3. В период апробации в режиме реального производственного процесса количество запросов с ошибками с кодом MERC не должно превышать 10% от общего количества запросов этого типа в сутки. Ошибки с кодом APL и APLM отсутствуют в период апробации.
  6. Доступ к продуктивной версии предоставляется только после того, как клиент завершил разработку и отладку в тестовой версии шлюза и только в том случае, если сторонняя информационная система и разработанный для ее интеграции с ФГИС Меркурий шлюз соответствуют следующим требованиям:
    1. При обращении сторонняя информационная система должна быть способна передавать данные об уникальном идентификаторе клиентского решения и компании-разработчика, данные о местоположении объекта, который данное клиентское решение обслуживает, включая его уникальный идентификационный номер в реестре ФГИС Цербер, идентификационные данные пользователя, от имени которого в ФГИС Меркурий осуществляются действия, информация о которых предоставляется из клиентского решения в ФГИС Меркурий.
    2. Сторонняя информационная система должна обеспечивать отсутствие технической возможности внесения изменений в сертификат, оформление которого завершено, если такой сертификат хранится и на удаленных рабочих станциях сторонней информационной системы.
  7. При наличии обоснованной уверенности в готовности использовать продуктивную версию Ветис.API (Пример заявки на подключение к продуктивной версии Ветис.API) организация или учреждение сообщает об этом путем направления заявки на доступ к продуктивной версии Ветис.API, содержащей сведения, указанные в пункте 4.
  8. Регистрация производится должностными лицами ФГБУ "ВНИИЗЖ" в срок не более 5 рабочих дней после получения заявки.
  9. После регистрации организации или учреждению предоставляются:
    1. Реквизиты доступа к продуктивной версии Ветис.API (реквизиты доступа направляются на адрес указанной электронной почты контактного лица).
    2. Возможность использовать продуктивную версию Ветис.API в соответствии с назначенной ролью и указанной "Зоной обслуживания".
    3. Доступ к тестовой версии Ветис.API сохраняется.
  10. Регистрация может быть аннулирована в следующих случаях.
    1. Если общее количество любых ошибок при выполнении бизнес-операций в продуктивной версии Ветис.API превысило 10% от общего количества запросов этого типа за сутки. В этом случае организации или учреждению, ответственному за оформление запросов к шлюзу, выносится предупреждение. Если ошибки не устранены в течение 5 рабочих дней, производится отключение программной системы от продуктивной версии Ветис.API на срок не менее 1 месяца и до устранения ошибок. В этот период учреждению или организации доступна только тестовая версия Ветис.API.
  11. Для восстановления доступа к продуктивной версии Ветис.API необходимо отправить соответствующую заявку.

Ход внедрения электронной сертификации

1. О ситуации с внедрением электронной ветеринарной сертификации на конец мая 2017 года: http://www.fsvps.ru/fsvps/news/21437.html
2. О ситуации с внедрением электронной ветеринарной сертификации на конец апреля 2017 года: http://www.fsvps.ru/fsvps/news/21048.html
3. О ситуации с внедрением электронной ветеринарной сертификации на конец марта 2017 года: http://www.fsvps.ru/fsvps/news/20723.html
4. О ситуации с внедрением электронной ветеринарной сертификации на конец февраля 2017 года: http://www.fsvps.ru/fsvps/news/20722.html
5. О ситуации с внедрением электронной ветеринарной сертификации на конец января 2017 года: http://www.fsvps.ru/fsvps/news/20067.html

База знаний | Полезные материалы

Нормативно-правовые акты

Актуальные сведения о нормативно-правовых актах в сфере электронной сертификации можно найти на официальном сайте Россельхознадзора в разделе "Электронная ветеринарная сертификация" .

Нормативно-правовые акты, регулирующие оформление ветеринарных сопроводительных документов.

№ п/п Тип НПА Регистрационный номер Дата принятия Название Статус
1 Федеральный закон 243 13.07.2015 г. О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации Вступил в силу
2 Приказ Минсельхоза России 589 27.12.2016 г. Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях Вступил в силу
3 Приказ Минсельхоза России 22 22.01.2016 г. Об утверждении правил осуществления мониторинга ветеринарной безопасности территории Российской Федерации" Вступил в силу
4 Приказ Минсельхоза России 648 18.12.2015 г. Об утверждении перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами Вступил в силу
5 Приказ Минсельхоза России 647 18.12.2015 г. Об утверждении перечня подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации Вступил в силу
6 Приказ Минсельхоза России 646 18.12.2015 г. Об утверждении перечня продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы Вступил в силу
7 Приказ Минсельхоза России 635 14.12.2015 г. Об утверждении ветеринарных правил проведения регионализации территории Российской Федерации Вступил в силу
8 Приказ Минсельхоза России 634 14.12.2015 г. О порядке назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции) в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов Вступил в силу
9 1140 07.11.2016 г. Об утверждении Порядка создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии Вступил в силу
10 Постановление Правительства России 1145 09.11.2016 г. Об утверждении Правил аттестации специалистов в области ветеринарии Вступил в силу
11 Проект Приказа Минсельхоза России (проект) - Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена специалистов в области ветеринарии и формы заявления об аттестации специалистов в области ветеринарии Разработан
12 Решение - 20.01.2017 г. Решение об установлении статусов регионов Российской Федерации по заразным болезням животных и условиях перемещения подконтрольных госветнадзору товаров Вступило в силу

Инструкции пользователя

Инструкции по работе в системе Меркурий собраны в справочной системе https://youtu.be/7xPHayOx8vQ)

Техническая документация к Ветис.API

Инструкции по осуществлению электронной ветеринарной сертификации через интеграционный шлюз Ветис.API размещены в Справочной системе Россельхознадзора:

Документация включается в себя:

  • описание процедуры предоставления доступа на пилотный (тестовый) и продуктивный сервера
  • общее описание используемых технологий и схемы взаимодействия
  • описание форматов передачи данных (WSDL, XSD)
  • мониторинг доступности системы

Часто задаваемые вопросы и ответы

Определенные категории продукции, согласно законодательству, должны проходить обязательную ветеринарную сертификацию. По ее результатам выдается бумажное свидетельство о соответствии качества товаров установленным нормам и требованиям. Между тем уже довольно длительное время обсуждается вопрос о переходе на электронную ветеринарную сертификацию . Рассмотрим далее плюсы и минусы новой системы.

Общие сведения

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору давно планирует заменить бумажную сертификацию электронной. Для этого разработано специальное интернет-приложение. Оно называется ГИС "Меркурий".

Приложение можно открывать непосредственно в браузере и указывать необходимые сведения о продукции, чтобы впоследствии получить сертификат.

Вместе с ГИС "Меркурий " будут запущены и другие вспомогательные системы "Веста", "Аргус", "Цербер". Последняя будет использоваться для отслеживания и учета юридически значимых операций. Система "Веста" предназначена для регистрации результатов лабораторных анализов. Приложение "Аргус" уже применяется на практике для оформления разрешений на ввоз продукции.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору предполагает, что новый порядок позволит существенно сократить бюрократизм и ускорить выдачу документации. Кроме того, заинтересованным лицам не придется возить с собой бумажные сертификаты, достаточно знать номер разрешения. По нему уполномоченные органы смогут проверить тип продукции и происхождение.

Нужны ли перемены?

Многие производители интересуются, зачем Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору понадобилось менять правила. Собственно, такой вопрос вполне логичен, поскольку в действующем отечественном законодательстве есть немало пробелов.

В странах проводится для обеспечения безопасности населения. Лабораторные исследования проводятся для выявления и предотвращения опасных заболеваний. В ВТО полагают, что сертификат необходим исключительно для защиты от инфекций.

В российском законодательстве нигде не указано, зачем нужен сертификат. Отсутствует и нормативный акт, закрепляющий перечень неблагонадежных поставщиков или регионов, в которых высока вероятность возникновения эпидемий у сельскохозяйственных животных.

Между тем в России существуют ГОСТы, санитарно-эпидемиологические правила и требования, а также действует Закон, регламентирующий санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Соответственно, ошибочно говорить о том, что ветеринарная сертификация (электронная или бумажная) не имеет смысла.

Специфика веб-приложения

Предполагается, что будет работать следующим образом. Для получения сертификата пользователь должен войти в систему. Это действие предполагает введение информации о партии товара. Если продукция выпущена в РФ, этих данных достаточно. Если же товар зарубежного производства, дополнительно необходимо иметь сертификат, оформленный в стране происхождения товара.

Приложение не просто собирает данные, но и отслеживает их. Это необходимо для того, чтобы новый сертификат оформлялся только подтверждения введенной ранее информации. Таким образом, обмануть систему проблематично.

Если будет выявлена ошибка в выдаче сертификата, то документ можно оперативно отозвать.

Подсистемы

Они особенно важны для производителей молочной продукции. Электронная ветеринарная сертификация предусматривается для импортируемых товаров и изделий, перемещаемых по территории России. В первом случае используется подсистема "Склад временного хранения", во втором - "Государственная ветеринарная экспертиза".

Между тем ГИС еще не до конца сформирован. В ней, в частности, отсутствуют модули, необходимые для внесения данных о сырье и продукции.

При пробном внедрении разработчикам не удалось установить возможность интеграции приложения в автоматизированные системы молокозаводов. При этом, как отмечали представители Национального союза производителей, в отрасли наблюдается недостаточный уровень автоматизации.

Нормативное обеспечение

Дискуссии о целесообразности введения, правилах организации электронной ветеринарной сертификации велись очень оживленно. В 2014 году Минсельхоз выпустил наконец распоряжение. Им был утвержден порядок оформления электронной документации (Приказ 281).

Электронная ветеринарная сертификация должна осуществляться по правилам, предусмотренным в этом распоряжении. Между тем производители и эксперты отмечают, что содержание принятого акта имеет существенные отличия от проекта, который обсуждался с бизнес-сообществом. Надо сказать, что во время этих дискуссий изготовители выдвигали немало рациональных предложений, которые могли бы предупредить возникновение спорных моментов.

Ответственность переработчиков

До настоящего времени документы в молочной отрасли оформлялись исключительно на сырье. Предполагается, что станет обязательной и для переработчиков.

Документ, в частности, понадобится для молока (сухого в том числе), творога, сыра, масла. В такой ситуации есть риск дублирования функций двух ведомств - Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Проблемы

Если говорить о плюсах и минусах электронной ветеринарной сертификации , то производители и переработчики пока видят только недостатки. Но если изготовителям процедура получения документа уже знакома, и перестроиться на электронный формат взаимодействия с органами власти им будет несложно, то у переработчиков возникнет немало проблем.

Сложности связаны в первую очередь с тем, что разработчики электронной ветеринарной сертификации не учли ряд особенностей деятельности этих субъектов.

Для получения документа переработчикам нужно указывать источник сырья каждой партии. Многие из них принимают сырье у нескольких производителей. Зачастую, количество поставщиков доходит до 100. Многие переработчики, исполняя поручения администрации регионов, собирают сырье у мелких фермеров. Это позволяет поддерживать сельскохозяйственную отрасль.

Возить для каждого из поставщиков отдельную цистерну, разумеется, невыгодно. Соответственно, на этапе сбора сырья оно перемешивается. Указать источник в результате просто невозможно.

У заводов достаточно много партий продукции. Даже при небольшом числе поставщиков сырья предприятию придется собрать внушительное количество сертификатов для каждой партии.

Кроме того, для получения документа переработчик должен указать место реализации продукции. Такой информацией субъекты располагают далеко не всегда.

Стоимость

Формально за оформление не предусмотрено взимание платежей. На практике же перерабатывающим предприятиям придется обратиться за помощью к компетентным специалистам, чтобы те занялись всей этой процедурой.

Как полагают многие хозяйствующие субъекты, себестоимость производства может повыситься как минимум на 1-1,5 %. К примеру, был составлен расчет для предприятия, объем переработки которого составляет 200 т/сутки. За год заводу придется потратить порядка 10 млн руб. на внедрение Эти расходы негативно повлияют на себестоимость продукции - она повысится на 5 %.

Когда заработает система?

Вполне возможно, что никогда. Чиновники отложили введение системы на 2018 г. Однако это не означает, что переработчикам придется оформлять бумажные документы. По словам Александра Ткачева (руководителя Минсельхоза), эти субъекты могут быть освобождены от обязанности получать сертификат.

Дополнительные нюансы

Несмотря на то что внедрение сертификации в электронном виде отложено, региональные власти уже сейчас активно ведут подготовку к этой процедуре.

С 01.01. 2018 г. будет действовать расширенный перечень продукции, на которую необходимо оформлять документ. В список внесены:

  • Готовые молочные изделия.
  • Консервированные и готовые продукты из рыбы, мясных субпродуктов и мяса.
  • Макаронные изделия с рыбной/мясной начинкой.
  • Готовые супы, бульоны и прочие изделия, содержащие сырье животного происхождения.

Электронная сертификация позволит проследить движение продукции от места сбора и производства до поставки конечному потребителю. При этом предусмотрена возможность поиска и удаления из оборота некачественного и опасного товара.

Стоит сказать, что сопроводительную ветеринарную документацию вправе оформлять не только сотрудники государственной ветслужбы, но и специалисты в области ветеринарии, аттестованные в установленном порядке, представители предприятий и индивидуальные предприниматели.

Электронный сертификат должен быть оформлен не только на перерабатывающие предприятия либо оптово-розничные базы, но и розничные магазины, сети общественного питания (столовые, кафе и так далее), детсады, школы, больницы. Документ в обязательном порядке должен погашаться уполномоченным лицом.

Сегодня отмечается активность предпринимателей в решении вопросов о регистрации в ГИС "Меркурий". Так, в Кировской области для получения доступа уже обратилось порядка 400 юрлиц и ИП. Однако, как отмечает госинспектор отдела ветнадзора, эта цифра соответствует лишь 10 % от общего количества зарегистрированных субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность в области производства и реализации продукции животноводства.

Заключение

Во избежание проблем с контролирующими организациями региональные власти настоятельно рекомендуют предпринимателям в ближайшие месяцы получить доступ к ГИС. В некоторых регионах реализация программ по переходу на электронную сертификацию начнется уже с октября этого года. К концу года в ряде субъектов планируется запретить прием и перемещение продукции без электронного сертификата.

Руководству предприятий, занимающихся оборотом сельскохозяйственной продукции, надлежит предпринять исчерпывающие меры по внедрению электронной сертификации. В перечень мероприятий, в числе прочего, входит и обучение сотрудников работе в ГИС, оборудование рабочих мест необходимыми техническими средствами (компьютером с выходом в сеть Интернет). Учетная система должна быть интегрирована с ГИС через специальный универсальный шлюз.

Во вторник Госдума готовится принять в третьем чтении законопроект о переносе введения обязательной электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) на 1 июля. Россельхознадзор настаивал на запуске этой системы уже с 1 января будущего года.

Электронная сертификация могла бы, с одной стороны, избавить производителей от заполнения множества бумажных документов, а с другой - внести полную прозрачность в производство и отследить дальнейшее передвижение продуктов. Несмотря на то, что счетчик, который отсчитывает на сайте ведомства время, оставшееся до перехода на ЭВС, сегодня показывает 12 дней, пока практически полностью готовы перейти на цифровой формат лишь ветеринарные службы в 20 регионах страны. Еще 14 регионов Россельхознадзор относит к аутсайдерам, а остальные помещает в середину списка.

При этом перейти на новые технологии хоть завтра могут мясная и рыбная отрасли, тогда как проблемы остаются в сфере производства молока и молочных продуктов.

К переходу на электронную ветсертификацию продукции в настоящий момент готовы 20 регионов страны

Согласно поправкам, прошедшим второе чтение, оформить ветеринарные документы на бумаге можно будет и после 1 июля 2018 года, но лишь в некоторых случаях. Например, если в регионе произошла катастрофа, стихийное бедствие и так далее, что сделало бы невозможным использование федеральной государственной информационной системы "Меркурий". Или если в местности, где расположено предприятие, вообще нет доступа в Интернет. Кроме того, есть ограничения по сведениям, которые содержат государственную или служебную тайну.

"Скорее всего, придется вносить некоторые коррективы в наши планы, но за то время, которое мы пробиваем внедрение новой системы, к этому уже привыкли", - сказала в беседе с "Российской газетой" официальный представитель Россельхознадзора Юлия Мелано.

У вводимой системы "Меркурий" много плюсов, но есть и сложности при ее внедрении, пояснила "РГ" гендиректор компании "Petrova Five Consulting" Марина Петрова. Они связаны с тем, что средние и мелкие предприятия пока не обладают ни нужной компетенцией, ни финансовыми и человеческими ресурсами для полноценного проведения автоматизации. Есть и общее непонимание, как с новой системой работать.

По ее мнению, перенести введение ЭВС на 1 июля 2018 года и сделать ее не разрешительной, а информационной, было бы самым разумным решением. При этом она согласна с тем, что сама идея - несомненно прогрессивная. Она позволит повысить прозрачность на рынке и введет прослеживаемость молока "от поля до прилавка". Кроме того, она будет показывать, какие предприятия и в каких количествах используют сухое молоко, внесет ясность в то, как идет переток сырья между регионами. И будет точно понятно, сколько молока идет на переработку от личных подсобных хозяйств.

МОСКВА, 1 июля. /ТАСС/. Электронная ветеринарная сертификация для производителей пищевой продукции становится обязательной в РФ с 1 июля 2018 года. Как сообщили ТАСС в пресс-службе Россельхознадзора, согласно подсчетам ведомства, внедрение специально созданной системы "Меркурий" позволит пресекать нелегальный ввоз в страну продукции на 1,4 трлн рублей в год.

28 июня Минсельхоз РФ представил список продукции, подлежащей сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, а также уточнил исключения из этого перечня. В список попали продукты животного происхождения (включая колбасы) и рыба во всех видах, а также ракообразные, яйца, зерно, бобы, растительные жиры и масла.

Сертификатами должна сопровождаться вся молочная продукция, кроме выработанной из пастеризованного молока, изготовленной промышленным способом и упакованной в потребительскую тару. Кроме того, в список не вошли продукты, содержащие в своем составе менее половины продукции животного происхождения, молока или рыбной продукции при условии, что такая продукция была термически обработана целиком и полностью до полного изменения естественных свойств сырого продукта.

Пока соответствующий приказ ведомства не принят.

Программа "Меркурий" представляет собой информационную систему, в которую заносятся сведения о производимой, перемещаемой и реализованной на территории России животноводческой продукции. До 1 июля такая продукция сопровождалась документами, распечатанными на бумажных бланках, выдачей которых занимались ветеринарные врачи субъектовых управлений ветеринарией на платной основе. "Кроме того, что традиционная система выписки сертификатов на бумаге себя изжила, она еще и является угрозой для репутации страны как производителя и экспортера безопасной и качественной продукции, так как недобропорядочный бизнес научился подделывать такие документы", - подчеркнул представитель Россельхознадзора.

От производителя к прилавку

Как пояснили в Россельхознадзоре, основными целями внедрения системы является обеспечение прослеживаемости производства, перемещения и реализации продукции.

"Это значит, что на всей цепи "от поля до прилавка" в "Меркурии" будут формироваться электронные сертификаты, в сопровождении которых продукция будет перемещаться и продаваться. И все участники процесса - производители, логисты, ретейлеры и контролирующие органы - смогут иметь доступ к этой информации и отслеживать все, что происходит с продукцией", - сказали в Россельхознадзоре. Кроме того, целью внедрения системы является защита потребителя от некачественной и небезопасной продукции.

Планируется, что система сделает работу надзорных органов прозрачной и эффективной в борьбе с мошенничеством. "Добропорядочный бизнес будет развиваться в условиях действительно честной конкуренции, так как "Меркурий" позволит вытеснить с рынка мошенников и контрабандистов и защитить бренды от подделки", - уверены в Россельхознадзоре. Участники рынка и госорганы также смогут использовать "Меркурий" в качестве единой базы, которая позволяет быстро и эффективно искать и анализировать информацию.

В Россельхознадзоре сообщили о работе по созданию единой информационной среды между всеми странами ЕАЭС. Ожидается, что общая система электронной ветеринарной сертификации позволит в разы снизить поток нелегально ввозимых товаров животного происхождения, так как оперативно отслеживает перемещение продукции по территории всех государств - участников ЕАЭС. Россельхознадзор также продолжает работу по налаживанию электронной ветеринарной сертификации с другими странами - торговыми партнерами России, в том числе внедрив электронную ветеринарную сертификацию с Новой Зеландией, Нидерландами, Чили и Евросоюзом.

Мнение бизнеса

Большинство компаний, опрошенных ТАСС, готовы к внедрению электронной системы ветеринарной сертификации, однако некоторые поставщики пока не успели на нее перейти.

"Компании, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), вполне готовы к ЭВС. В то же время от 20 до 30% поставщиков по-прежнему находятся в зоне риска", - сообщил ТАСС представитель АКОРТ.

Представители ретейлеров также подтвердили эту информацию. "Мы готовы к запуску системы в тестовом режиме. Часть поставщиков пока не перешла на работу в "Меркурии". Совместно с ними мы принимаем меры по ускорению их подготовки", - отметил представитель X5 Retail Group.

Как сообщил представитель "Магнита", компания начала использовать систему "Меркурий" в тестовом режиме еще в 2017 году. "На сегодняшний момент все торговые объекты розничной сети прошли регистрацию в Россельхознадзоре, персонал обучен и работает в системе "Меркурий", - заверили в компании. Большинство партнеров компании также готовы к работе в "Меркурии", поэтому с 1 июля 2018 года "Магнит" ожидает поступление отгруженной продукции только в сопровождении электронных ветеринарных сертификатов.

Как сообщила ТАСС директор по корпоративным коммуникациям "Ашан ритейл Россия" Мария Курносова, в компании создано собственное интеграционное IT-приложение "Ветис.API", которое позволит учетным информационным системам в автоматическом режиме передавать и получать необходимые данные по работе с ветеринарными документами, а также требует минимального участия от пользователей. Пока интеграционный шлюз полностью функционирует во всех подразделениях "Ашан ритейл Россия". Говоря о готовности поставщиков, Курносова отметила, что около 50% поставщиков подконтрольной ветеринарной продукции компании готовы работы в "Меркурии", однако только 30% входящих электронных ветеринарных сопроводительных документов являются корректными.

При этом гендиректор производителя мясных изделий "Дымов" Александр Качев заявил ТАСС, что компания видит риски на этапе внедрения системы.

"Мы провели большую работу и приложили максимальные усилия, чтобы подготовиться к запуску. При этом видим серьезные риски сбоев на этапе запуска системы. Не все партнеры готовы. Не по всем процессам есть четкие разъяснения. Сама система требует доработок и дополнительного тестирования", - сказал он.

Также, по словам управляющего партнера Agro and Food Communications Ильи Березнюка, есть возможность продолжительного зависания шлюза, которое может привести к остановкам и задержкам отгрузки продукции. Эксперт также напомнил, что не во всех населенных пунктах России до сих пор есть доступный интернет.

"Но, как обещают региональные ветеринарные службы, такие "безинтернетные" зоны будут по старинке использовать бумажные сопроводительные документы. Другой вопрос, сколько в итоге получится таких торговых точек, фермерских хозяйств, малых и средних предприятий по всей стране", - продолжает он, добавляя, что если система будет работать без зависаний, то результаты ее работы будут только положительными для конечного потребителя.

Следить за функционированием системы "Меркурий" намерен не только Россельхознадзор, но и другие ведомства, например Росрыболовство.

"Сейчас мы создаем рабочую группу вместе с рыбаками и Россельхознадзором, которая будет отслеживать и решать все те проблемы, которые возникают в процессе перехода... Такая рабочая группа будет раз в неделю смотреть, какие сложности возникают", - сообщил 29 июня глава Росрыболовства Илья Шестаков на заседании в Совете Федерации. По его мнению, такие сложности будут возникать, поскольку внедряемая система не является оптимальной и ее надо дорабатывать.