Росписи аджанты. Пещерные храмы аджанты

И Аджанта. Сегодня - рассказ о храмах Аджанты.

По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса, в то время как другие древние храмы разрушали религиозные фанатики. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате из всех пещер только тринадцать сохранили фрагменты древней живописи.

Росписи Аджанты - своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода - V-VII веков. Большинство росписей Аджанты представляют собой иллюстрации к буддийским легендам.

Однако, наряду со строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв, имеется множество изображений, не связанных с канонами и показывающих сцены из жизни Древней Индии с удивительной жизненностью и правдивостью. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы царей и вельмож.

Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому с них нашли свое выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии. Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах.

Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро заполняли стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности.

Наряду с картинами из жизни Будды в росписях Аджанты присутствуют картины эротического содержания. Это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах.

Более того, эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось табу.

Исследователи обращают внимание на реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии сер. I тысячелетия нашей эры, в результате чего настенная живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене "Будда укрощает бешеного слона" можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца.

Сказочно богатый и многообразный мир росписей Аджанты стал известен всему миру только после 1819 года, когда давно забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно обнаружены. В 1920-х годах живопись в пещерах была тщательно отреставрирована и с тех пор находится под охраной. "Живописное оформление пещерных храмов Аджанты стоит в одном ряду с лучшими памятниками древней индийской культуры и искусства, - пишет О. С. Прокофьев, - Являясь вершиной изобразительного искусства периода Гуптов, росписи Аджанты воздействовали и на развитие живописи почти всей средневековой Азии. Они были подлинной школой для многих поколений чужеземных мастеров. Но в первую очередь эти росписи составили прочную основу для развития индийских традиций изобразительного искусства".

(VI в.) и храм Вишну (V-VI вв.) в Деогахе.

В эпоху Гуптов развивалось пе­щерное зодчество. Образцом вели­колепного единства архитектуры,

скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV- VII вв.). Среди сооружений выде­ляются чайтьи и виха"ры - общежи­тия буддийских монахов.

Скальные ансамбли Аджанты сла­вятся прежде всего своей живописью. Этот вид изобразительного искусст­ва известен в Индии с начала I тыся­челетия до н. э. Однако поскольку под действием влажного климата живо­писный слой быстро разрушается, пещерные храмы Аджанты являются едва ли не единственным сохранив­шимся памятником, по которому можно судить о росписях Гуптской эпохи. Стенопись Аджанты относит­ся к IV-VII вв., поэтому росписи, вы­полненные в эпоху Гуптов, входят в неё только как составная часть. Жи­вопись сохранилась лишь в шестнад­цати пещерах. Здесь расписывались потолки, стены и даже колонны.

Росписи пещер сложны по содер­жанию, в композициях много персо­нажей, но нет и намёка на передачу

Росписи храмов в Аджанте. IV-VII вв.

Индия.

перспективы, объёмы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм со­ставляют основу всего живописно­го ансамбля. Разнообразие красок невелико, но их богатые сочетания и контрасты вызывают необычное эмоциональное чувство. Краски на росписях как будто светятся в тем­ноте. Возникает ощущение, что зем­ное и небесное гармонично соеди­нились в этом храме.

Влияние комплекса Аджанты на искусство Индии огромно. Основные стилистические и идейные особен­ности этого памятника нашли от­ражение и в скульптуре Гуптской эпохи. Гуптский Будда - образ иде­альный, воплощающий идею дости­жения нирваны. Именно таким он предстаёт в знаменитой статуе из Сарнатха (V в.). Божественный Будда восседает на троне, богато украшен­ном скульптурными изображения­ми и орнаментом. Его фигура лише­на всех черт живой человеческой плоти. Будда сидит в позе «лотоса», его руки сложены в жесте поучения.

В гуптской художественной культуре буддийское искусство пе­режило свой последний расцвет, надолго уступив место изображе­нию богов индуизма.

ИНДИЯ VI-X ВЕКОВ

В VI столетии, после заката дина­стии Гуптов, страна вновь распалась на небольшие государства, правите­ли которых в политике опирались не только на военную силу, но и на религию индуизма. Пантеон этой религии чрезвычайно обширен. В Средневековье возводились храмы главным индуистским богам - Ши­ве, Вишну, Брахме, составляющим Тримурти.

В VII в, на юге Индии в портовом городе Махабалипураме был возве­дён огромный храмовый ансамбль. Этот священный комплекс воздвиг­ли на природной площадке, распо­ложенной между горами и океаном. Таким образом, комплекс как бы соединял две природные стихии:

воду и землю. В ансамбль вошли индуистские пещерные храмы, во­семь небольших святилищ, выруб­ленных из цельной скалы, знамени­тый Прибрежный храм Шивы, а также широко известный наскаль­ный рельеф «Нисхождение Гаити на землю».

В архитектуре комплекса выделя­ются монолитные храмы-ратхи, посвящённые эпическим героям «Махабхараты». Таковы ратха Арджуны, ратха Бхимы и др. Эти маленькие храмы Махабалипурама чередуются с высеченными из скал большими фигурами священных животных - слонов, львов и быков. «Разгуливаю­щие» и «отдыхающие» среди ратх животные как бы связывают архи­тектурные формы с прибрежным ландшафтом.

В храмовом комплексе Махабалипурама скульптура не только украша­ет архитектуру, но и служит центром всей композиции. Таков огромный (около тридцати метров в длину) на-

Одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства являются комплекс пещерных храмов Аджанты . Он был создан в эпоху империи Гуптов - последнего крупного государства Древней Индии, объединившего в 320 году северную и центральную части страны.

Комплекс подземных буддийских храмов Аджанты создавался на протяжении нескольких столетий, в 200-650 годах. Он представляет собой череду пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой. В пяти пещерах расположены храмы (вихары), в остальных двадцати четырех - монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него. По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до наших дней только благодаря отдаленности храмового комплекса - это позволило уникальным росписям избежать полного разрушения, которым подвергались древние храмы со стороны религиозных фанатиков. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате только тринадцать из тридцати девяти пещер сохранили фрагменты древней живописи.

Росписи Аджанты - своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода - V-VII веков. Большинство росписей Аджанты представляют собой иллюстрации к буддийским легендам. Однако, наряду с изображениями Будды и святых-бодхисатв, имеется множество изображений показывающих сцены из жизни древней Индии. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказала влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы царей и вельмож. В сюжетах росписей Аджанты присутствуют и сцены придворной жизни: принцы - в роскошных апартаментах, окруженные женами и прислужницами, выезжают на войну или охоту, принимают гостей. Эти изображения сегодня позволяют реконструировать городскую архитектуру Индии той поры, в большинстве случаев деревянную: дворцы, дома богатых граждан, ворота - все то, что безвозвратно утеряно и от чего не осталось никаких вещественных образцов.

Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому в них нашли выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии. Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах. Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. И вот уже более тысячи лет на стенах мрачных пещер, некогда освещавшихся огнем светильников и факелов, среди причудливых скал и развесистых деревьев живут своей жизнью суетливые маленькие обезьяны, ярко-голубые павлины, львы и фантастические сказочные существа с человеческими торсами, звериными хвостами и птичьими лапами. Мир людей и мир небесных духов, мир буддийских сказаний и реальный мир "далекой Индии чудесной" - все это с удивительным искусством воплощено на стенах пещерных храмов Аджанты.

Наряду с картинами из жизни Великого Учителя - Будды, наряду с изображениями бодхисатв, буддийских монахов и религиозных символов, в росписях Аджанты присутствуют картины откровенно эротического содержания, с точки зрения европейца - просто непристойные, которые едва ли могли соответствовать потребностям уединенной жизни монахов. Но это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии, и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах. Более того: эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни.

Сцены, изображенные на росписях Аджанты, как правило, сюжетно не связаны между собой. Росписи представляют отдельные циклы, иногда написанные в разные времена, и связь между этими циклами весьма условна. Отдельные эпизоды изображены самым неожиданным образом по отношению друг к другу, разные сцены не отделены друг от друга какими-либо рамками, а незаметно переходят одна в другую.

Исследователи росписей Аджанты неизменно обращают внимание на реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии середины I тысячелетия нашей эры, в результате чего настенная живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене "Будда укрощает бешеного слона" можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца. И с поразительным мастерством изображены напуганные разъяренным слоном люди, в панике разбегающиеся и прячущиеся кто куда.

В росписи Аджанты органично вплетаются каменные скульптуры и рельефы. С особенным искусством оформлен центральный вход в один из подземных храмов. Над входом изображены восемь фигур Будды в белых и розовых одеждах на черном фоне. Под ними - восемь изображений счастливых влюбленных пар. Эти изображения облетели весь мир и, вероятно, имеются в любом издании по искуству Древней Индии. В полумраке ниш по обеим сторонам входа стоят монументальные скульптуры богинь священных рек Ганга и Джамны. Одна из богинь стоит на каменной черепахе, другая - на крокодиле. Ниши со скульптурами обрамляет живописное изображение густой листвы.

Роспись потолков пещерных храмов Аджанты призвана уничтожить давление скалы, приподнять пространство над головой. Это достигнуто за счет удивительного разнообразия орнамента, которым расписаны потолки, орнамента, составленного из цветов, листьев, плодов в сочетании с изображениями птиц и животных образующими единый многообразный мир. В некоторых случаях живописцы попытались придать потолкам характер кессонных, с помощью орнамента зрительно увеличивая высоту сводов пещеры.

Сказочно богатые и многообразные росписи Аджанты стали известны всему миру только после 1819 года, когда забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно обнаружены вновь. В 1920-х годах живопись в пещерах была отреставрирована и с тех пор находится под охраной.

Аджанта (Индия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Индию
  • Горящие туры в Индию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Индия - это удивительная страна, которая хранит на своих просторах множество уникальных достопримечательностей, равных которым нет больше нигде в мире. Говоря об Индии, прежде всего, стоит упоминать о ее колоссальном духовном наследии, составить полное представление о котором можно, побывав всего в одном месте.

Речь идет об уникальном буддистском храмовом комплексе Аджанта - это рукотворный пещерный монастырь, состоящий из двадцати девяти храмов и прилегающим к ним кельям монахов-отшельников. Он находится в самом сердце страны, но при этом даже в наше время является труднодоступным, ведь до ближайшего населенного пункта отсюда нужно пройти более десяти километров, а с цивилизацией Аджанту разделяет почти сто десять километров. Но те, кто рискнет преодолеть такое расстояние, будет щедро вознагражден.

Как добраться

Дорога до Аджанты нелегкая и займет у вас достаточно много времени, но не отказывайтесь от поездки, а просто будьте готовы к небольшим трудностям на пути к прекрасному. Есть прямой поезд от Дели до Аурангабада, также до этого города можно добраться поездом из Мумбаи, а потом уже рейсовым автобусом или даже посредством рикши доехать непосредственно до Аджанты. Поездом можно также доехать и до городов Джалгаона или Бхусавала, которые также имеют с Аджантой автобусное сообщение. Но в любом случае нужно помнить, что по понедельникам этот комплекс закрыт для посещений.

Если вы планируете провести в Аджанте несколько дней, то лучше всего останавливаться в Аурангабаде, а для передвижений нанимать автомобиль, предприятие это вовсе не затратное, особенно если вы путешествуете небольшой компанией. Там же можно заказать экскурсию или даже персонального гида.

Поиск авиабилетов в город Мумбай (ближайший а/п к Махараштре)

Немного истории

Считается, что начало возведения монастыря было положено еще во 2 веке до нашей эры, но активнее всего строительные и отделочные работы велись в 3-7 столетиях нашей эры, когда Индией правила могущественная династия Гуптов, в последствии этот период назвали «золотым» в истории государства. Но уже к 13 веку буддизм в Индии утратил свои позиции, а соответственно и интерес к монастырю ослабел, монахи перестали приходить сюда, и на протяжении нескольких веков пещеры Аджанты были заброшены и о них практически никто не знал.

Только в 19 о них снова заговорили после того, как британские колонизаторы во время охоты случайно забрели в эти неприступные места. Уже через сто лет здесь провели масштабную реконструкции и включили этот исторический объект в список культурных ценностей не только Индии, но и ЮНЕСКО.

Если бы не неприступность монастыря, вряд ли он сохранил бы свое величие до наших дней, ведь долгое время в стране происходили разрушения буддийских храмов фанатиками. Но свои коррективы внесло неумолимое время, из-за чего только в тринадцати храмах осталась уникальная роспись, которой украшен каждый сантиметр внутри залов.

Пещерный монастырский комплекс

Стоя на краю каньона, в котором расположены пещеры, нельзя отказать себе в удовольствии хотя бы несколько минут созерцать это совместное величественное творение природы и человека. Глядя на масштабы монастыря (он простирается более чем на полкилометра в длину, а высота его составляет около двадцати двух метров), сложно представить, как можно было, не имея в своем распоряжении сверхмощной современной техники, воздвигнуть такой монументальный комплекс.

Спустившись на самое ущелье, где в окружении базальтовых скал течет спокойная река Вагхора, снова удивляешься человеческому гению, который смог все так упорядочить - параллельно берегу проложена ровная и просторная дорога, ответвления от которой ведут во все двадцать девять храмов. Вход в каждый пещерный монастырь обрамлен величественными колонами, щедро украшенными необычной резьбой.

Эта роспись представляет особую ценность, так как она досконально иллюстрирует быт того времени. На стенах, потолках и многочисленных колонах в мельчайших подробностях изображены сцены из жизни деревень и городов древней Индии, очень красочно вырисованы дворцы вельмож, то, как они проводили свое время. Помимо этого присутствует огромное количество фресок написанных по религиозным мотивам, а также особое внимание уделяется изображениям эротического характера. Внутри пещеры изображено все многообразие внешнего мира.

Эта живопись послужила основой для дальнейшего развития индийского изобразительного искусства, а ее значение в мировом масштабе просто невозможно переоценить.

Особенно поражает то, что все эти рисунки с множеством мелких довольно реалистичных деталей, причудливой игрой красок и цвета создавались в пещерном полумраке, такое впечатление, что древнем мастерам действительно покровительствовал высший разум.

Проникнуться духом истории помогают живописные настенные полотна, а ощутить в полной мере особую энергетику этого необычного места можно благодаря статуям Будды. Все они высечены из камня, но так искусно, что, кажется, будто бы они воодушевлены, настолько тонко переданы черты и выражения лиц, в которых с легкостью прочитывается каждая эмоция и даже мысль.

Это цитируемое сообщение, а у кого брала не помню. Отзовитесь...
Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

В индийском штате Махараштра есть два знаменитых пещерно-храмовых комплекса, представляющих настоящее культурное сокровище - и Аджанта. Сегодня - рассказ о храмах Аджанты.

По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса, в то время как другие древние храмы разрушали религиозные фанатики. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате из всех пещер только тринадцать сохранили фрагменты древней живописи.

Росписи Аджанты - своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода - V-VII веков. Большинство росписей Аджанты представляют собой иллюстрации к буддийским легендам.

Однако, наряду со строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв, имеется множество изображений, не связанных с канонами и показывающих сцены из жизни Древней Индии с удивительной жизненностью и правдивостью. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы царей и вельмож.

Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому с них нашли свое выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии. Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах.

Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро заполняли стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности.

Наряду с картинами из жизни Будды в росписях Аджанты присутствуют картины эротического содержания. Это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах.

Более того, эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось табу.

Исследователи обращают внимание на реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии сер. I тысячелетия нашей эры, в результате чего настенная живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене "Будда укрощает бешеного слона" можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца.

Сказочно богатый и многообразный мир росписей Аджанты стал известен всему миру только после 1819 года, когда давно забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно обнаружены. В 1920-х годах живопись в пещерах была тщательно отреставрирована и с тех пор находится под охраной. "Живописное оформление пещерных храмов Аджанты стоит в одном ряду с лучшими памятниками древней индийской культуры и искусства, - пишет О. С. Прокофьев, - Являясь вершиной изобразительного искусства периода Гуптов, росписи Аджанты воздействовали и на развитие живописи почти всей средневековой Азии. Они были подлинной школой для многих поколений чужеземных мастеров. Но в первую очередь эти росписи составили прочную основу для развития индийских традиций изобразительного искусства".