Хронология изгнания евреев из разных стран мира. Исход евреев из египта Странствия евреев по пустыне

Вновь обострились израильско-палестинские отношения: арабы-камикадзе взрывают себя в местах скопления евреев. По Израилю прокатилась волна терактов. Палестинцы обстреливают израильские дома, а израильтяне в ответ разрушают дома палестинцев. Это противостояние двух братских народов продолжается уже более трех тысяч лет! И конца этому не видно. Для того, чтобы понять, почему они убивают друг друга, надо обратиться к истории. К событиям, которые восходят к библейским временам.

Сегодня, когда интерес к Библии, являющейся священным писанием для иудеев и христиан, необычайно возрос, многие задаются вопросом, насколько можно доверять ей и описываемым там событиям. Одни, к которым принадлежат ортодоксы (большая часть богословов и проповедников) заявляют, что все написанное в Библии - правда, и всем библейским рассказам нужно верить безоговорочно. Другие - меньшая часть богословов и проповедников - говорят, что Библия это не учебник естествознания или истории и не все нужно понимать в ней буквально, что в ней много аллегорий и иносказаний. Наконец, религиоведы считают, что наряду с мифами и легендами в Библии отражены и некоторые исторические события.

К числу последних якобы принадлежит и так называемый исход евреев из Египта. Вот его краткая история согласно главе из библейской "Второй книги Моисеевой", которая так и называется - "Исход". Однажды небольшая группа еврейских кочевников (человек 70) в связи с затяжной засухой подошла к границе с Египтом и обратились к фараону с просьбой разрешить их скоту попастись в дельте Нила на лугах "земли Гесем". Фараон согласился и пустил их на свои земли. Причем, срок пребывания на этих землях никак не оговаривался. Мол, гостите, сколько хотите. И гостили евреи на гостеприимной земле Египта ни много ни мало... 430 лет.

К началу пятого столетия их пребывания в Египте отношение очередного фараона к евреям резко ухудшилось и он, опасаясь, как бы евреи не ударили ему в спину в случае нападения внешних врагов, предпринял ряд мер, чтобы уменьшить возникшую опасность. Евреи поняли, что им надо уходить из Египта. Возглавил поход их вождь Моисей, под руководством которого они покинули приютившую их страну, предварительно присвоив по его указанию (попросту, украв, что очень хорошо иллюстрирует религиозную мораль духовных лидеров и самого еврейского народа того периода) украшения египтянок (Исход, 12: 35-36). Причем, по оценке экспертов, общее число евреев, покинувших землю Гесем составило больше трех миллионов (одних только воинов было свыше 600 тысяч - Числа, 1:45). Моисей повел их в "землю обетованную" (т.е. обещанную им Богом), каковой оказалась Палестина - территория, уже занятая другими народами, к тому же родственными евреям. Видимо, еврейский Бог плохо знал географию, поэтому и пообещал своему народу выделить далеко не лучшую землю на планете - засушливую и малоплодородную, хотя для любимого-то народа мог бы и постараться и подарить землю в более благоприятном для земледелия месте, например в устье Нила.

Значение этой истории для еврейского народа, его религии - иудаизма и религии, возникшей на ее основе - христианства, чрезвычайно велико. Ведь, если следовать этому библейскому рассказу, то вся история еврейского народа связана с этими 70 переселенцами из Ханаана. А вот куда делись и какова судьба сотен тысяч евреев, которые остались в Ханаане, в Библии почему-то не сказано. Видимо, потому, что история основной части еврейского народа для составителей и редакторов Танаха (именно так у иудеев называется та часть Библии, которая у христиан получила название Ветхого Завета) не представляла интереса. Что, конечно же, странно, как и то, что и великий иудейский бог Яхве (он же Иегова, он же, по совместительству, христианский Бог-отец и он же исламский Аллах) тоже почему-то не обратил внимание на эту явную оплошку писателей по отношению к основной части еврейского народа и не поправил их. В результате, увлекшись судьбой нескольких десятков предков, авторы легенды потеряли из виду подавляющую часть своего народа. Так что те современные евреи, которые почитают Тору как священную книгу и считают ее подлинной древней историей своего народа, просто не ведают всей его истории.

Поскольку иудеи, а вслед за ними и христиане, признают священными (и правдивыми) все библейские рассказы, история с "исходом" не составила исключения и тоже стала священной. Причем у иудеев, а заодно у большинства остальных евреев и у христиан, она стала рассматриваться как центральное событие в истории еврейского народа. В честь него современные иудеи ежегодно отмечают праздник "Песах", переделанный христианами в "Пасху" (правда, празднуемую совсем по другому поводу). Все иудейские и христианские учебники и пособия для взрослых и детей содержат красочное описание истории "исхода". Например, в сказано, что исход - это "библейское историческое событие". История "исхода" попадает и в светские издания и тоже преподносится там как истинное историческое событие - .

Вот и современный Израиль придает огромное значение не подлинной, а библейской истории евреев. Свидетельством тому является и то, что на государственном флаге Израиля красуется пентаграмма - так называемая Моген Довид - "Звезда Давида". Образующие ее два скрещенных треугольника рассматриваются израильтянами как символ восстания, которое будто бы подняли их предки в Египте перед исходом из этой страны. Между тем этот знак был позаимствован евреями у ассирийского царя Куригальсу III (X век до н.э.), у которого он служил амулетом. Еврейскому царю Давиду он так понравился, что тот решил сделать его своим гербом, и ассирийская пентаграмма стала "Звездой Давида", а теперь превратилась в символ Израиля.

Вся история о том, что один из фараонов будто бы пустил группу еврейских кочевников погостить на своих землях, и 19 (!) последующих фараонов из чистой гуманности способствовали процветанию евреев в своей стране, является вымыслом от начала до конца. Фараоны Древнего Египта не могли дать такого разрешения, так как они постоянно воевали с Палестиной и Сирией. В лучшем случае они превратили бы их в рабов - "пятая колонна" им была не нужна.

Тутмос I (1504 - 1492 гг. до н.э.) завоевал Сирию и Палестину. Его сын Тутмос II (1492 - 1479 гг. до н.э.) совершил поход против палестинских кочевников и разгромил их. Совершил поход против Сирии и Палестины и Тутмос III (1479 - 1425 гг. до н.э.), ставший единоправным правителем Египта после смерти своей соправительницы - фараонши Хатшепсут (первая четверть XV века до н.э.). Жителей Палестины усмиряли также Сети I (1290 - 1279 гг. до н.э.) и его сын - Рамсес II (1279 - 1212 гг. до н.э.), а затем и Рамсес III (1185 - 1153 гг. до н.э.). Фараон Мернептах в последней четверти XII века до н.э. совершил поход на Палестину, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись: "Ханаан разорен всяческой бедой... Израиль уничтожен и семени его больше нет...". Как, спрашивается, в таких условиях фараон мог пустить пожить евреев в Египте? Даже если бы за них просил влиятельный еврейский сановник (само наличие которого история не подтверждает).

Понимая невозможность привязать историю прихода и длительное пребывание евреев в Египте ко времени правления кого-нибудь из фараонов, иудейские и христианские историки искали такой период в истории Древнего Египта, который был бы наиболее благоприятным для подкрепления этой легенды. И они остановили свой выбор на на периоде, когда Египтом завладели кочевники-гиксосы, воцарившиеся в нем в XVII веке до н.э. . Гиксосы были выбраны потому, что они, как и евреи, были семитами (хотя на деле племенной состав захватчиков был пестрым - кроме семитов там были представители и других народов). По мнению церковных историков, семитское родство позволяет объяснить особую благосклонность фараона-гиксоса к Иосифу и его родственникам, описанную в Библии. Однако, большего эти историки сделать не смогли. Господство гиксосов продолжалось всего около ста лет, а затем они были изгнаны и на престол вернулись фараоны-египтяне, которые, естественно, должны были удалить от царского двора (а также и казнить) всех тех, кто пользовался привилегиями ненавистных завоевателей. Но вопреки этому, по Библии, евреи продолжали процветать и интенсивно размножаться (Исход, 1: 7).

Эта версия о времени прихода еврейских кочевников к границам Египта не единственная. Есть и другая, хоть и менее популярная, зато опирающаяся на библейскую дату, позволяющую легко вычислить время поселения евреев в Египте. В "Третьей книге царств" (гл.6: 1) сказано, что в "480 г. по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской", в четвертый год царствования Соломона "... начал он строить храм Господу". Поскольку четвертый год царствования Соломона относится примерно к 60-ым годам X века до н.э., то 480-й год до этого приходится на XV в. до н.э. А так как по Библии евреи прожили в Египте 430 лет, да еще 40 лет скитались по пустыне, то получается, что пришли они туда (1500 + 470) примерно в 1970 г. до н.э., т.е. при фараоне Ментухотепе IV (1983 - 1976 гг. до н.э.) или Аменемхете I (1976 - 1947 гг. до н.э.).

Здесь важно указать, на какой период в жизни Египта должен был прийтись в этом случае приход туда евреев (о чем не подумали авторы второй версии легенды). Это было время вскоре после завершения так называемого первого переходного периода, во время которого произошло народное восстание, ослабление царства и ряд набегов кочевников. Происходил подъем страны, характеризовавшийся решительными действиями фараонов по укреплению государства и их выступлениями против враждебных соседей и грабителей-кочевников. Ясно, что в этот период ни о каком гостеприимстве со стороны фараонов по отношению к кочевникам не могло быть и речи.

По обычаям того времени они в лучшем случае могли захватить их в плен и сделать своими рабами, в худшем - ограбить и убить. При этом есть еще одно обстоятельство, которое делает версию о добром поселении евреев в Египте неправдоподобной. Во времена царствования этих фараонов на местах сидели властные областные правители, наместники фараона . Это значит, что, вопреки утверждению Библии, еврейские кочевники не могли обратиться с просьбой о гостеприимстве непосредственно к фараону, так как все дела, а тем более такие пустячные, решал местный правитель. Таким образом, и эта версия о поселении еврейских кочевников в Египте не выдерживает критики.

А теперь обратимся к данным научной истории. Хотя еврейские кочевники не раз бывали в Египте, исторические данные не подтверждают пребывания там большой компактной массы еврейского народа, да еще в течение 400 лет. А законы, будто бы данные евреям Моисеем, которые регулировали оседлую жизнь, долговое право и мероприятия царей, не могли появиться на стадии кочевого быта и на самом деле были разработаны значительно позже. Здесь у сочинителей легенды "исхода" произошла одна из многочисленных неувязок.

Если верить библейскому рассказу о столь долгом пребывании евреев в Египте, то естественно, там должны были остаться какие-то материальные следы - остатки построек, предметов быта, возможно, записей на папирусе и, наконец, захоронения. Но, как ни старались археологи, ничего такого они не нашли. Ни в одном папирусе, ни в одной надписи на стенах пирамид или других гробниц, ни на одной клинописной табличке ассиро-вавилонского происхождения нет ни слова о пребывании евреев в Египте. К тому же, целая армия еврейских и христианских археологов и историков на протяжении многих веков тщетно пыталась определить месторасположение библейской горы Синай, к которой евреи, якобы, пришли после исхода.

Многолетние поиски еврейских погребений того времени не обнаружили захоронений ни в долине Гесем, ни в каком-либо другом месте Египта. В результате, проводившие большие раскопки археологи Еврейского университета вынуждены был признать, что нет археологического подтверждения того, что евреи были рабами в Египте, что египтяне пострадали от чумы, что был сверхъестественный переход через Красное море . С ним полностью согласен и Энтони Экс из Библейской школы в Иерусалиме: "Внезапный исход из Египта такого огромного количества людей, искушенных в различных ремеслах, неизбежно вызвал бы в стране тяжелейший экономический спад, что не подтверждается данными археологических раскопок" . Как бы подводя итоги всей дискуссии по этому вопросу, профессор Зеэв Герцог в газете "Гаарец" недавно писал: "Возможно, кому-то будет неприятно услышать и трудно принять, но исследователям сегодня совершенно ясно, что еврейский народ не был в рабстве в Египте, не скитался в пустыне...".

А что же произошло на самом деле? К сожалению, научные данные по истории появления в Палестине семитов и, в частности, евреев отрывочны и часто противоречивы. Реконструкция тех древних событий показывает, что семитские племена появились на территории, которая теперь называется Палестиной, в III тысячелетии до н.э. Одними из последних в Палестине появились сутии-амореи, из которых впоследствии и выделились евреи. Известно, что прибыли сутии-амореи из Месопотамии, откуда примерно в 1400 году до н.э. их изгнал вавилонский царь Кадашман-Харбе I. Сначала древние евреи заняли северо-восточную часть Палестины, область Дамаска и Заиорданья. Оттуда в XIII - XII веках до н.э. они проникли в саму Палестину. Однако просто поселиться там они не могли, т.к. эта территория была уже занята пришедшими туда несколько раньше - в XIV веке до н.э. другими семитскими племенами - арамеями и ханнанеями. Кроме того, на эти же земли претендовали еще одни переселенцы - представители так называемых "народов моря" - фелистимяне (давшие затем название всей этой территории - Палестина - от слова "пелештим"), прибывшие с северо-запада и захватившие прибрежную полосу Восточного Средиземноморья.

В кровавой борьбе (правильнее сказать, войне) с братскими семитскими народами и фелистимянами два еврейских племени - израильтяне и иудеи сумели закрепиться на новых землях: первые - расселились в северной части Палестины, вторые - в южной. По сути, они пришли туда как завоеватели: уничтожив и разграбив местное население, они заняли их земли. Захватили (а не основали) и город, который их царь Давид объявил своей столицей - Иерусалим. Причем вначале о каком-либо идеологическом обосновании захвата чужих земель они и не думали - в этом просто не было необходимости. Но позднее, когда им самим пришлось пережить нападение, захват своей территории чужим народом, изгнание и перемещение в чужую страну, а затем возвращение, их руководителям пришлось обосновывать права на эту землю. Вот тут-то и была сочинена история с дарением этой земли еврейскому народу богом (разумеется, богом еврейского народа!).

Этот вывод основывается прежде всего на данных из истории религии еврейского народа. Известно, что древне-еврейская религия (имеется в виду языческая религия евреев) сформировалась в XI в. до н.э., а монотеистические представления (т.е. представления о единственном боге) - только в VII в. до н.э. Сам же переход от древне-еврейской религии к иудаизму произошел в 621 г. до н.э. Это говорит о том, что представления о единственном боге еврейского народа - Йегове (Яхве), который обещал им землю в Палестине, появиться раньше VII в. до н.э. просто не могло. А согласно Ветхому Завету, евреи пришли в Египт в XIХ в. до н.э., т.е. задолго до того, как появился иудаизм и вера в единого бога Йегову (Яхве). Да и идея о богоизбранничестве евреев и дарование им земли именно богом Яхве (а не другими богами, которых у евреев было немало) могла возникнуть не раньше VII в. до н.э., т. е. с того момента, когда появились монотеистические представления. Таким образом, история с "исходом" и дарение Палестины евреям была сочинена не раньше VII в. до н.э..

Если говорить более конкретно, то легенда об исходе и дарении земли была сочинена, по всей видимости, еврейскими жрецами в V веке до н.э. во время пребывания евреев в вавилонском плену. Известно, что именно тогда жрецы Иерусалимского храма поставили перед собой задачу изложить основы религии Яхве. Другого повода для создания этого мифа у них просто не было - ни до, ни после. Находясь на чужбине, они мечтали вернуться в Палестину. Для побуждения своих соплеменников не забывать о ней и стремиться туда вернуться, жрецы сочинили историю о земле, которую их бог подарил евреям - миф о "земле обетованной".

В то же время жрецы понимали, что сам по себе акт божественного дарения хотя и может быть полезным при предъявлении прав на эту землю, но явно недостаточен. Ведь ни с того, ни с сего бог не мог сделать им этого подарка. Для этого нужна была какая-то веская причина или какое-либо чрезвычайное событие. Поэтому жрецы не могли объявить, что их бог вдруг взял и подарил евреям землю в Палестине. Для того, чтобы сделать историю с дарением земли более или менее правдоподобной, жрецы добавили к ней историю о пребывании евреев в Египте и бегстве оттуда в землю "обетованную".

Миф о дарении был создан потому, что еврейские жрецы знали, что их предки пришли в Палестину как завоеватели, что наряду с евреями на эту землю претендуют ее прежние владельцы - ханаанеи. Наличие же такого мифа позволяло им предъявить религиозное право на Палестину и свое возвращение в Иерусалим. У жрецов Иерусалимского храма была и личная заинтересованность в возвращении в Иерусалим, так как, будучи верными слугами своего царя, во имя возвеличивания царской власти они проповедовали, что единственным местом пребывания бога Яхве является храм, построенный в X в. до н.э. Соломоном.

Основанием же для легенды о пребывании евреев в Египте послужили рассказы их соплеменников о посещениях Египта, которые имели место на самом деле. Когда вся история была сочинена, перед жрецами встал вопрос, как объявить ее еврейскому народу, как поведать ему истории из его прошлого, которых никогда не было.

Для этого идеально подходило включение этих рассказов в создававшееся тогда священное писание - пятикнижие Моисея (Тору). Можно назвать почти точную дату, когда этот миф должен был сослужить жрецам службу и помочь им сделать то, ради чего, собственно, он и создавался. Произошло это в 538 г. до н.э., когда персидский царь Кир разрешил евреям, угнанным в 587 г. до н.э. в вавилонский плен ассирийским царем Навуходоносором, вернуться в Палестину. До нас не дошли сведения, поверил ли Кир этому рассказу; известно лишь, что он разрешил им вернуться на территорию Палестины. Ведь Киру это было выгодно, ибо он рассчитывал получить поддержку своих интересов в том районе.

Когда эта история дошла до иудейских жрецов, остававшихся в Палестине, она им весьма понравилась. Поэтому в 458 г. до н.э жреческое руководство южного палестинского племени - иудеев - приняло "Закон", согласно которому их бог Йегова (Яхве) сделал евреев своим избранным народом. Именно поэтому религия евреев стала называться иудаизмом. Сочиненные жрецами рассказы о длительном пребывании евреев в Египте, бегстве оттуда и дарении им земли в Палестине, излагавшиеся во время богослужений в синагогах, стали распространяться среди еврейского народа.

Последним этапом обнародования этого сюжета стало официальное ознакомление еврейского народа с так называемым "жреческим кодексом" - Пятикнижием (Торой), в который были включены легенда об исходе и миф о "земле обетованной". Произошло это в 444 г. до н.э., когда рукопись этого кодекса была доставлена в Иерусалим жрецом Ездрой и оглашена там при большом стечении народа. После этого уже никто не мог и подумать о том, что вся древняя история евреев - миф, сказка, сочиненная жрецами. С этого момента вымышленная история с "исходом" и "землей обетованной" стала неотъемлемой частью Танаха, а затем и Ветхого завета.

  1. "Христианство", энциклопедический словарь. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", М., 1993.
  2. Зенон Косидовский "Библейские сказания".
  3. Сесиль Рот "История евреев с древнейших времен по шестидневную войну". "Век", № 3, 1989.
  4. Р. Сэмюэлс "По тропам еврейской истории", М., 1993.
  5. "В мире мифов и легенд" (сост. Синельченко В.Н., Петров М.Б.), М., 1995.
  6. С.М. Дубнов "Краткая история евреев". М., Сварог, 1996.
  7. "Ключ к пониманию Святого Писания. Жизнь с Богом", Брюссель, 1982.
  8. И.Эпштейн "Иудаизм". Нью-Йорк, 1988.
  9. "История Древнего Востока", ч.2, М., Наука, 1988, с.408.
  10. J.L. Sheler "Mystery of the Bible". U.S. News and World Report, 1995, v.118, N 15.
  11. Guardian, 1996, March, 13.

После покорения Ассирии в 612 году до н. э. вавилоняне завладели обширной территорией своего бывшего соперника, в том числе и Иудеей с ее величественной столицей Иерусалимом, жители которого не хотели подчиняться новым властям. В 605 году до н. э. юный наследник вавилонского престола Навуходоносор успешно сражается с египетским фараоном и одерживает победу — Сирия и Палестина становятся частью вавилонского государства, а Иудея фактически обретает статус государства, находящегося в зоне влияния победителя. Спустя четыре года стремление вернуть утерянную свободу возникает у тогдашнего царя Иудеи Иоакима (Иегоякима), в тот самый момент, когда ему приходит известие о том, что Египет отразил атаку вавилонской армии у своей границы. Заручившись поддержкой прежних колонизаторов, он надеется тем самым освободиться от вавилонян. В 600 году до н. э. Иоаким поднимает мятеж против Вавилона и отказывается выплачивать дань. Однако из-за весьма скоропостижной смерти он так и не смог насладиться плодами своих решений.

Вавилоняне вывели десятую часть населения страны

Тем временем его сын оказался в довольно неоднозначной ситуации. Спустя три года Навуходоносор II получает все бразды правления в свои руки, возглавляя очень сильную армию, и, не долго думая, он приступает к осаде Иерусалима. Юный правитель Иудеи Иехония (Йегояхин), поняв, что поддержку египтяне, на которых так надеялся его покойный отец, не оказывают, к тому же прекрасно представляя все драматичные последствия длительной осады своей столицы для жителей, принимает решение сдаться в плен. Шаг Иехонии можно оценить по достоинству, ведь это позволило избежать разрушения Иерусалима, когда Навуходоносор согласился сохранить город в целости. Однако разграблению подвергся священный храм Соломона, а сам иудейский правитель и представители знатных фамилий должны были быть депортированы в Вавилон. Царем Иудейского царства становится дядя Иоакима — Седекия.


Вавилонский царь Навуходоносор II

Тем временем Египет, не желая отказываться от своих территориальных претензий, продолжает вести переговоры с побежденной Иудеей (впрочем, как и с другими государствами региона) по поводу возможности свержения вавилонского владычества. Иудейский правитель Седекия заявляет о готовности вступить в борьбу с Вавилоном, но его доблестное решение не поддерживается соотечественниками, сохранившими в своей памяти последствия ответных контрмер Навуходоносора. Несмотря на все возможные препятствия и сомнения, война оказывается неизбежной. Жители Иерусалима поднимают восстание против колонизаторов в конце 589 года до н. э. или в начале года следующего. Навуходоносор со своими войсками возвращается в Сирию и Палестину, приняв окончательное решение навсегда покончить с постоянными мятежами.

В Вавилоне евреи поддерживали связи с родиной

Свой лагерь вавилонский полководец расположил около знаменитого сирийского Хомса — оттуда он руководил осадой Иерусалима. Несмотря на тщетные попытки египтян оказать помощь осажденному городу, жители катастрофически терпят нехватку продовольствия. Понимая, что настает решающий момент, Навуходоносор распоряжается создать насыпи, с помощью которых его войска смогли бы достигнуть верхней части крепостных стен, однако, в конце концов, вавилоняне врываются в город через пробитую брешь в стене. Долгие и мучительные восемнадцать месяцев ожесточенного сопротивления оканчиваются довольно печально: все иудейские воины, да и сам царь, вынуждены спешно отступить к долине реки Иордан, в надежде избежать страшных пыток, которые вавилоняне обычно применяли к побежденным врагам. Иудейский правитель Седекия оказывается в плену — побежденный царь предстает перед Навуходоносором. Мятежников постигло страшное наказание: сыновей Седекии убивают в присутствии отца, а ему самому затем выкалывают глаза и, закованного цепями, приводят в вавилонскую тюрьму. Этот момент стал началом Вавилонского пленения евреев, продолжавшегося почти 70 лет.

Вавилонское царство, в котором оказались плененные иудеи, представляло собой обширную территорию, расположенную в низменной равнине, в междуречье Евфрата и Тигра. Родной пейзаж живописных гор сменили для иудеев необозримые, раздробленные искусственными каналами поля, перемежавшиеся огромными городами, в центре которых величественно возвышались исполинские строения — зиккураты. В описываемое время Вавилон был в числе величайших и богатейших городов мира. Его украшали многочисленные храмы и дворцы, вызывавшие восхищение не только у новых пленников, но и у всех гостей города.

В плену евреи соблюдали свои обычаи и праздновали субботу

Вавилон к тому моменту насчитывал около миллиона жителей (немалая цифра по тем временам), его окружала двойная защитная линия крепостных стен такой толщины, что по ним мог спокойно проехать экипаж, запряженный четырьмя лошадьми. Свыше шестисот башен и бесчисленное множество лучников круглосуточно охраняли покой обитателей столицы. Величественная архитектура города придавала ему дополнительный блеск, например, знаменитые резные ворота богини Иштар, к которым вела улица, украшенная барельефами львов. В центре Вавилона располагалось одно из семи чудес света — висячие сады Семирамиды, расположенные на террасах, поддерживаемых специальными арками из кирпича. Другим местом притяжения и религиозного культа был храм почитаемого вавилонянами бога Мардука. Рядом с ним взмывал высоко в небо зиккурат — семиярусная башня, построенная в III тысячелетии до н. э. На ее верхушке торжественно хранились голубые плитки небольшого святилища, в котором, по мнению вавилонян, жил когда-то сам Марчук.

Молельные дома евреев в Вавилоне — прообразы современных синагог

Естественно, что величественный, огромный город произвел на иудейских пленников сильнейшее впечатление — их насильно переселили из небольшого по тем временам и достаточно провинциального Иерусалима в центр мировой жизни, практически в гущу событий. Изначально пленники содержались в особых лагерях и вынуждены были работать в самом городе: или на строительстве царских дворцов, или помогая в возведении оросительных каналов. Надо отметить, что уже после смерти Навуходоносора многим иудеям стали возвращать личную свободу. Уходя из большого и суетного города, они расселялись на окраинах столицы, занимаясь преимущественно сельским хозяйством: садоводством или овощеводством. Некоторые недавние пленники становились финансовыми магнатами, благодаря своим знаниям и трудолюбию умудрялись даже занимать крупные должности на государственной службе и при царском дворе.

Оказавшись невольно вовлеченными в жизнь вавилонян, часть иудеев в целях собственного выживания должна была ассимилироваться и на время забыть о своей родине. Но для подавляющего большинства народа тем не менее память об Иерусалиме оставалась сакральной. Иудеи собирались вместе на одном из многочисленных каналов — «реках вавилонских» — и, делясь со всеми своей тоской по родине, пели грустные и полные ностальгии песни. Один из иудейских религиозных поэтов, автор 136-го псалма, так попытался отобразить их чувства: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали мы о Сионе… Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего».


А. Пучинелли «Вавилонское пленение» (1821)

В то время, как другие жители Израиля, переселенные ассирийцами в 721 году, рассеялись по миру и в результате бесследно исчезли с карты народов Азии, иудеи в годы Вавилонского плена старались селиться сообща в городах и поселках, призывали своих соотечественников неукоснительно соблюдать древние обычаи предков, праздновать субботу и иные традиционные религиозные праздники, а поскольку у них не было единого храма, они вынуждены были собираться на совместные моления в домах священников. Эти частные камерные молельные дома стали предтечей будущих синагог. Процесс сплачивания национального самосознания у иудеев привел к появлению ученых, книжников, собиравших и систематизировавших духовное наследие иудеев. Недавним пленникам удалось спасти из горящего Иерусалимского храма некоторые свитки Священного Писания, хотя много исторических материалов пришлось фиксировать заново, опираясь на имеющуюся устную традицию и источники. Так восстанавливался и переживался всем народом текст Священного Писания, окончательно подвергшегося обработке и редактированию уже после возвращения на родину.


Ф. Хайес «Разрушение храма в Иерусалиме» (1867)

После смерти Навуходоносора, как зачастую бывает с уходом выдающегося полководца, начался упадок Вавилонского царства. Новый царь Набонид не обладал качествами ни смелого воина, ни талантливого и деятельного государственника. Со временем Набонид вообще стал избегать управления своей империей, покинул Вавилон и поселился в своем личном дворце в Северной Аравии, оставив сына Валтасара заниматься государственными делами.

Одним из центральных событий Ветхого Завета является история Моисея, спасение еврейского народа от власти египетского фараона. Многие скептики ищут исторические доказательства происходивших событий, так как в библейском изложении было немало чудес, совершенных на пути к Земле Обетованной. Однако, как бы там ни было, но эта история довольно занимательна и повествует о невероятном освобождении и переселении целого народа.

Рождение будущего пророка изначально было окутано тайной. Практически единственным источником сведений о Моисее являлись библейские писания, так как прямых исторических доказательств не существует, есть только косвенные. В год рождения пророка правящий фараон Рамзес II приказал всех новорожденных детей топить в Ниле, так как, несмотря на тяжкий труд и притеснения евреев, они продолжали плодиться и множиться. Фараон боялся, что когда-то они могут стать на сторону его врагов.

Именно поэтому мать Моисея первые три месяца прятала его от всех. Когда это стало уже невозможно, она просмолила корзинку и положила туда свое дитя. Вместе со старшей дочерью отнесла к реке и оставила Мариам проследить за тем, что случится дальше.

Богу было угодно, чтобы встретились Моисей и Рамзес. История, как было сказано выше, о подробностях умалчивает. Корзинку подобрала дочь фараона и принесла во дворец. По еще одной версии (которой придерживаются некоторые историки) Моисей принадлежал царскому роду и был сыном той самой дочери фараона.

Как бы там ни было, но будущий пророк оказался во дворце. Мариам, которая проследила за тем, кто поднял корзину, предложила в качестве кормилицы собственную мать Моисея. Так сын вернулся в лоно семьи на некоторое время.

Жизнь пророка во дворце

После того как Моисей немного подрос и перестал нуждаться в кормилице, его мать отвела будущего пророка во дворец. Там он прожил довольно долго, а также был усыновлен дочерью фараона. Моисей знал, какого он рода, знал, что он еврей. И хотя обучался наравне с остальными детьми царской семьи, но не впитал в себя жестокости.

История Моисея из Библии свидетельствует о том, что он не стал поклоняться многочисленным богам Египта, а остался верен верованиям своих предков.

Моисей любил свой народ и каждый раз страдал, когда видел его мучения, когда видел, как нещадно эксплуатировали каждого израильтянина. Однажды случилось то, что заставило будущего пророка бежать из Египта. Моисей стал свидетелем жестокого избиения одного из народа его. В порыве ярости будущий пророк вырвал плеть из рук надсмотрщика и убил его. Так как никто не видел, что он сделал (как думал Моисей), то тело было просто закопано.

Через некоторое время Моисей понял, что многим уже известно о том, что он сделал. Фараон приказывает арестовать и убить сына своей дочери. Как относились друг к другу Моисей и Рамзес, история умалчивает. Почему за убийство надсмотрщика его решили судить? Можно учитывать разные версии происходящего, однако, скорей всего, решающим было то, что Моисей был не египтянином. В результате всего этого будущий пророк решает бежать из Египта.

Бегство от фараона и дальнейшая жизнь Моисея

По библейским данным будущий пророк направился в землю Мадиамскую. Дальнейшая история Моисея повествует о его семейной жизни. Он женился на дочери священника Иофора Сепфоре. Живя этой жизнью, он сделался пастухом, научился жить в пустыне. У него также появилось два сына.

Некоторые источники утверждают, что, прежде чем жениться, Моисей некоторое время жил с сарацинами, имел там видную должность. Однако следует все же учесть, что единственным источником повествования о его жизни является Библия, которая, как и всякое древнее писание, со временем обросла неким иносказательным налетом.

Божественное откровение и явление Господа пророку

Как бы то ни было, но библейская история о Моисее повествует, что именно в Мадиамской земле, когда он пас стада, ему было откровение Господа. Будущему пророку на этот момент исполнилось восемьдесят лет. Именно в этом возрасте на его пути встретился куст терновника, которых полыхал пламенем, но не сгорал.

На этом месте Моисей получил наставление о том, что он должен спасти народ Израиля от египетской власти. Господь повелел вернуться в Египет и отвести свой народ в землю обетованную, освободив его от длительного рабства. Однако Всемогущий Отец предупредил Моисея о трудностях на его пути. Чтобы у него была возможность их преодолеть, ему было даровано умение творить чудеса. Из-за того что Моисей был косноязычен, ему в помощь Бог повелел взять брата Аарона.

Возвращение Моисея в Египет. Десять казней

История пророка Моисея, как провозвестника Божьей воли, началась в тот день, когда он предстал пред фараоном, который правил в то время в Египте. Это был другой правитель, не тот, от которого в свое время убежал Моисей. Конечно, на требование отпустить израильский народ фараон ответил отказом, да еще и увеличил трудовую повинность для своих рабов.

Моисей и Рамзес, история которых более туманна, чем хотелось бы исследователям, схватились в противостоянии. Пророк не смирился с первым поражением, он приходил к правителю еще несколько раз и в конечном итоге сказал, что падет на землю египетскую кара Божья. И так случилось. По воле Бога случились десять казней, которые пали на Египет и его жителей. После каждой из них правитель призывал своих чародеев, однако они нашли волшебство Моисея более искусным. После каждого несчастья фараон соглашался отпустить народ Израиля, но каждый раз передумывал. Лишь после десятой еврейские рабы стали свободными.

Конечно, на этом история Моисея не закончилась. Пророку еще предстояли годы путешествий, а также столкновение с неверием соплеменников, пока все они не добрались до Земли Обетованной.

Установление Пасхи и исход из Египта

Перед последней казнью, которая обрушилась на народ египетский, Моисей предупредил людей Израиля о ней. Это было умерщвление первенцев в каждой семье. Однако предупрежденные израильтяне помазали свою дверь кровью ягненка не старше одного года, и кара их минула.

В эту же ночь произошло празднование первой Пасхи. История Моисея из Библии рассказывает о ритуалах, которые ей предшествовали. Заколотого ягненка необходимо было запечь целым. Затем кушать стоя, собравшись всей семьей. После этого события народ Израиля покинул землю египетскую. Фараон в страхе даже просил это сделать скорее, видя то, что случилось ночью.

С первой зарей вышли беглецы. Знаком воли божьей был столп, который ночью был огненный, а днем облачным. Считается, что именно эта Пасха со временем преобразовалась в ту, которую мы знаем сейчас. Освобождение еврейского народа от рабства символизировало именно это.

Еще одним чудом, которое случилось практически сразу после выхода из Египта, был переход через Красное море. По велению Господа расступились воды, и образовалась суша, по которой израильтяне и перешли на другой берег. Фараон, который погнался за ними, также решил последовать по дну моря. Однако Моисей со своим народом уже были на другой стороне, и воды моря опять сомкнулись. Так погиб фараон.

Заветы, которые получил Моисей на горе Синай

Следующим пунктом остановки еврейского народа стала гора Моисея. История из Библии рассказывает, что на этом пути беглецы видели немало чудес (манна небесная, появляющиеся источники родниковой воды) и укреплялись в своей вере. В конечном итоге, после трехмесячного путешествия израильтяне пришли к горе Синайской.

Оставив народ у ее подножия, сам Моисей поднялся на вершину за наставлениями Господа. Там состоялся диалог между Отцом Всего Сущего и его пророком. В результате всего этого были получены десять заповедей, которые стали основными для народа Израиля, которые стали основой законодательства. Также были получены заповеди, которые охватывали гражданскую и религиозную жизнь. Все это было записано в Книгу Завета.

Сорокалетнее путешествие по пустыне израильского народа

Возле горы Синай еврейский народ простоял около года. Затем был дан знак Господом, что нужно идти дальше. История Моисея как пророка продолжалась. Он и дальше нес бремя посредника между своим народом и Господом. Сорок лет они странствовали по пустыне, иногда подолгу жили в местах, где условия были более благоприятны. Израильтяне постепенно становились ревностными исполнителями тех заветов, которые дал им Господь.

Конечно, были и возмущения. Не всех устраивали такие длительные странствия. Однако, как свидетельствует история Моисея из Библии, народ израильский все же добрался до Земли обетованной. Однако сам пророк так и не дошел до нее. Моисею было откровение, что дальше их поведет другой вождь. Он почил на 120 году жизни, однако никто так и не узнал, где это случилось, так как кончина его была тайной.

Исторические факты, подтверждающие библейские события

Моисей, история жизни которого нам известна только из библейских рассказов, является значительной фигурой. Однако есть ли официальные данные, которые подтверждают его существование как исторической фигуры? Некоторые считают все это лишь красивой легендой, которая была придумана.

Однако некоторые историки все же склоняются к тому, что Моисей — фигура историческая. Об этом свидетельствуют некоторые сведения, которые содержатся в библейском рассказе (рабы в Египте, рождение Моисея). Таким образом, можно сказать, что это далеко не вымышленная история, и все эти чудеса случились на самом деле в те далекие времена.

Следует отметить, что на сегодняшний день это событие отображено не единожды в кинематографе, а также созданы мультфильмы. В них рассказано о таких героях, как Моисей и Рамзес, история которых в Библии мало описана. Особое внимание в кинематографе уделяется чудесам, которые случались во время их путешествия. Как бы там ни было, но все эти фильмы и мультфильмы воспитывают в подрастающем поколении нравственность и прививают мораль. Также они полезны и для взрослых, особенно тех, которые потеряли веру в чудеса.

П раздник Песах (Пасха) – главный во всей череде еврейских праздников. Из четырех праздников, заповеданных евреям Пятикнижием Моисеевым – он назван первым и это, очевидно, не случайно. Песах посвящается одному из наиболее значительных событий библейской истории – исходу из Египта и освобождению народа от 400-летнего рабства.

Большинство ученых считают, что это произошло в XIII в. до н.э., около 1200 года.

Слово «песах» означает «пройти мимо, пропустить». Оно возникло в память о том, как ангел смерти, проходил мимо жилищ израильтян, поражая только египетских первенцев в дни десятой казни, посланной Богом на фараона и его царство. Через Моисея и Аарона Бог повелел евреям приготовить по жертвенному агнцу и его кровью смазать оба косяка и перекладину двери каждого еврейского дома. Таким образом, Бог пощадил всех еврейских первенцев, поразив египетских. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет. Поэтому Песах связан с прославлением свободы евреев.

Песах - праздник исхода из «дома рабства».

Рабство начинается так: раб трудится для других людей, которые определяют цели и образ его жизни. Пока раб – будь то отдельный человек или весь народ – осознает себя рабом, пока он понимает свои собственные интересы и болезненно переживает угнетение – рабство еще не является окончательным. Положение усугубляется тогда, когда раб забывает о том, что он раб, тогда рабство перестает быть лишь внешней зависимостью и, проникая в душу человека, становится привычным образом жизни – привычным и даже желанным.

Пророки и мудрецы, говоря о рабстве Израиля в Египте, подчеркивают, что у евреев стало исчезать болезненное ощущение рабства, и они до такой степени прониклись идеями египетского народа, что стали исполнять тяжкую работу, которая была возложена на них, с непритворным энтузиазмом. Как сказано в повествовании об исходе из Египта, Бог пришел, чтобы забрать народ из среды народа. Это означает, что Израиль погрузился в самую гущу народа-поработителя, как бы увяз в этой среде.

Избавление еврейского народа от египетского рабства произошло в тот момент, когда у самих евреев уже почти не оставалось желания выйти на свободу. Наказания египтянам становились все более суровыми не только для того, чтобы они согласились отпустить евреев, но и чтобы подстегнуть всех, кто колебался и продолжал раздумывать, что выгодней – уйти или остаться.

Как уже было сказано, для того, чтобы фараон добром отпустил евреев, на весь Египет пришлось насылать по очереди десять казней. Девять из них падали на египтян прямо с небес — Моисей только предвещал их фараону. А все прочие евреи просто оставались в стороне. То есть Бог как бы действовал за народ Израиля, его самого никак не привлекая.

Положение изменилось, когда настало время десятой казни – гибели всех египетских первенцев. Сама казнь по-прежнему оставалась в руках Всевышнего. Но от евреев потребовалось принести в жертву пасхального ягненка и его кровью помазать косяки дверей со стороны улицы. Озвученный в Исходе повод для этого действия был таков: когда ангел смерти пойдет по городам и селениям уничтожать египетских первенцев, на еврейских домах должен быть знак – куда ему заходить не надо. Кровь пасхальной жертвы и была таким знаком.

Причина как бы на поверхности, однако, при небольшом размышлении становится ясно, что она сама – поверхностная. Ну, в самом деле, почему предыдущие казни не затрагивали еврейские дома без всяких знаков, а тут вдруг они понадобились? Бог или Его ангел и так все видят насквозь – кому же нужны эти знаки? Оказывается – самим евреям.

Ведь мы по-прежнему имеем дело с рабством в душе. В быту это рабство проявлялось, как старание евреев внешне не выделяться среди египтян, быть такими же, как они – зачем, мол, раздражать антисемитов, накликивать беды на свои головы. Мы будем, как нам положено, молиться Единому Богу у себя дома, за закрытыми ставнями, а внешне пусть уж нас не смогут отличить от этих идолопоклонников.

Именно поэтому перед исходом из рабства физического каждый еврей должен был сделать шаг из духовного рабства. Помазать косяки дверей кровью, и помазать ее именно со стороны улицы – означало, открыто заявить: да, я другой, я отличаюсь от вас, я верю в Единого Бога и не боюсь исповедовать свою веру!

Требуя от фараона, чтобы он отпустил народ Израиля, Моисей и Аарон аргументировали это необходимостью совершить жертвоприношение Господу в пустыне. Вокруг этого довода и вели спор фараон и Моисей. На первый взгляд кажется, что просьба Моисея и Аарона – простая уловка. На самом же деле речь здесь ведется о том, что составляет суть исхода из рабства.

У рабов нет настоящих богов, священный долг раба – выполнять свою работу. Однако в тот момент, когда раб открывает для себя, Кто есть Господин над господами, Которому подчинены все, он в душе перестает быть рабом. Фараон не ошибся, когда решил, что само желание выйти для празднования является предпосылкой к избавлению. Он попытался воспрепятствовать национальному возрождению при помощи ряда мер, призванных сломить дух народа непосильной работой, которая приводила к такому состоянию, когда люди уже не могли не только мечтать, но и просто желать чего-либо, что выходило бы за рамки самых простых потребностей жизни.

Попытка достичь освобождения путем одного лишь физического исхода не может привести к настоящему избавлению. Тот, кто отказывается от своей индивидуальности, остается рабом, даже если у него нет хозяев, стоящих у него над душой. Истинная свобода невозможна без осознания своей цели и обретения собственной шкалы ценностей.

Один мудрый человек сказал: легче было вывести евреев из изгнания, чем изгнание – из евреев. Исход из рабства может положить начало великим делам, но сам по себе он не является даже проблеском избавления. Поэтому столь важно указание на цель исхода из Египта: принести жертву Господу в пустыне. Когда появляется высшая, духовная цель, когда открываются новые жизненные перспективы, отрицающие продолжение рабской жизни, тогда начинается настоящее избавление.

В книге Исход говорится: «И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства: ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле…» Почему же это историческое событие так важно для нас сегодня? Почему мы из года в год вспоминаем об избавлении, передаем эту историю нашим детям и внукам? Наша цель, чтобы в каждом поколении каждый человек увидел себя так, будто он сам вышел из Египта. Долг каждого из нас еще раз спросить себя, осуществляем ли мы на практике, в своей жизни, эту свободу и исход из рабства к избавлению; свободны ли мы по-настоящему?

Каждому, вероятно, знакомы моменты, когда сталкиваешься с трудностями, испытывая ограничения и разочарования. Мы это можем не называть словом «рабство», и может быть, мы к этому привыкли и принимаем это за должное, однако часто мы осознаем, что окружающий нас мир властвует над нами. Рабство бывает не только тотальное, при котором человек находится под контролем диктатора. Встречаются ситуации, из которых человеку не найти выход - он чувствует себя «под властью» сложившейся ситуации, он «порабощен» миром вокруг него. Случается, когда рушатся планы, мечты, все старания идут впустую, кажется, что рушится сама жизнь.

Мир полон страданий, унижений и несправедливости. Освобождение - это не сиюминутное событие: это процесс, начавшийся три с лишним тысячи лет тому назад и продолжающийся сегодня. В каждый момент своей жизни мы должны выходить из Египта. Египет - это символ нашей непреодоленной (но вполне преодолимой) ограниченности. Пока мы продолжаем оставаться рабами предрассудков и поведенческих стереотипов - мы рабы Египта. Пока ситуация, в которой мы находимся, контролирует нас вместо того, чтобы находиться под нашим контролем, - мы порабощены ею. Пока мы мешаем раскрыться своему потенциалу, пока мы говорим себе, что не можем стать выше, глубже, лучше, что неспособны сделать больше, - мы рабы Египта.

Когда евреи воззвали к Господу, стали искать Его, захотели служить Ему, Бог не только избавил их от гнета, но и дал им закон, который они были обязаны хранить во все времена и века. Народ получил основание веры и светлую надежду на будущее.

Подписывайтесь:

Исход стал центральным пунктом всей еврейской (да и мировой) истории. Он сформировал национальное сознание евреев и положил начало существованию Израиля в качестве свободного народа. Уроки, извлеченные из опыта египетского рабства и чудесного освобождения, стали той основой, на которой базируются важнейшие принципы еврейского религиозного и этического учения. Бог также желает, чтобы исход занимал особое место в сердцах Его народа. Об этом свидетельствует формулировка первой из Десяти заповедей: «Я – Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» .

Песах – очень многообразный праздник. Это праздник избавления от египетского рабства, это также праздник национального единства народа Израиля, выработанного в плавильном котле страданий и избавления; праздник величия еврейской семьи, осознающей чудо единения; это весенний праздник, ведь расцвет природы означает обновление и пробуждение народа, наслаждающегося жизнью. И, прежде всего, это праздник свободы, свободы каждого отдельного еврея и свободы всего еврейского народа.