Дидактическая игра от зерна к хлебу. Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему «Хлеб всему голова! Вт

Дидактическая игра для детей 6-7 лет «Путешествие Колобка (от зернышка до хлеба)»


Цель : Сформировать у детей представления о том, как и кем выращиваются злаковые культуры, как они попадают к нам на стол в виде хлеба
Задачи:
Образовательные : закрепить знания детей о хлебе как одной из величайших богатств земли; закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба в старину на Руси, и в настоящее время; расширить их представления о роли труда в жизни людей на основе ознакомления с различными профессиями; формировать умение детей анализировать и работать со схемами, алгоритмами; сформировать систему знаний детей о приготовлении хлеба
Развивающие:
Развивать умение ориентироваться в пространстве (на бумаге); развивать внимание, память, воображение, логическое мышление; развивать речь и обогащать лексический словарь детей; развивать умение анализировать и выражать свои мысли; развивать познавательный интерес, активность; стимулировать проявление любознательности; способствовать развитию положительных эмоций; закреплять знания о полезной и здоровой пищи (ЗОЖ); формировать мелкую моторику рук; формировать представления детей о видовом многообразии однородных предметов (хлебобулочные изделия)
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, которые его выращивают; совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком, а также с другими детьми
Предварительная работа : беседы, отгадывание загадок о хлебе, заучивание стихотворений, объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; рассматривание картин, иллюстраций и презентаций по теме, чтение рассказов о хлебе: А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел”, С. Шуртакова “Зерно упало в землю”, Я. Аким “Хлеб”, Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко”, С. Дрожжина “Каравай”. Чтение рассказов М. Глинской "Хлеб", М. Пришвина "Лисичкин хлеб".
Словарная работа:
Существительные: рожь, пшеница, зерно, колосья, поле,земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлебобулочные изделия, хлеб, булка, батон, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные
Прилагательные– свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Глаголы – выращивать, пахать, боронить, сеять, косить, убирать, молотить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.
Материал:
Поле, карточки с изображением последовательности выращивания хлеба на Руси в старину и в наше время, карточки с изображением последовательности зернышка до хлеба, карточки с изображением последовательности изготовления хлеба.
Материал:
Демонстрационный- картинки с изображением последовательности выращивания хлеба на Руси в старину и в наше время, последовательности зернышка до хлеба, с изображением последовательности изготовления хлеба

Раздаточный - карточки-поля, карточки с изображением последовательности выращивания хлеба на Руси в старину и в наше время, карточки с изображением последовательности зернышка до хлеба, карточки с изображением последовательности изготовления хлеба, фишки для поощрения с изображением колобка.

Ход игры:

Взрослый (педагог или родитель) предлагает рассмотреть картинки с изображением последовательности выращивания хлеба на Руси в старину и в наше время, последовательности зернышка до хлеба, с изображением последовательности изготовления хлеба
Вариант №1 (игра проводится с 1 ребенком)
«Путешествие Колобка (от зернышка до хлеба) в старину на Руси»


На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности выращивания хлеба на Руси в старину. Детям предлагают самостоятельно, соблюдая последовательность, расположить на карточке – поле.
«Путешествие Колобка (от зернышка до хлеба) в наше время»


На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности выращивания хлеба в наше время. Детям предлагают самостоятельно, соблюдая последовательность, расположить на карточке – поле
«Путешествие Колобка- от зернышка до хлеба»


На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности от зернышка до хлеба. Детям предлагают самостоятельно, соблюдая последовательность, расположить на карточке – поле
«Как нужно приготовить Колобок»»


На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности приготовления колобка (хлеба). Детям предлагают самостоятельно, соблюдая последовательность, расположить на карточке – поле
Вариант №2
В данном случае игру можно проводить, применяя интерактивную педагогическую технологию "По цепочке" (дети по очереди составляют последовательность путешествия Колобка по заданной карточке.)
Вариант № 3
Все игры проводятся по принципу игры-лото, тогда нужно подготовить любую их этих игр на каждого игрока. Карточки перемешиваются и раздаются детям, ведущий (ребенок или воспитатель) называет каждое действие по порядку или показывает карточку с изображением, дети- игроки закрывают на карточке –поле окно, соответствующее названной последовательности или показанной карточке. Выигрывает и получает фишку- поощрение тот, кто первым закроет все поле и правильно назовет последовательность, изображенную в игре.
Игру можно проводить с детьми используя интерактивную педагогическую технология "В парах"(дети раскладывают карточки работая в паре) В этом случае побеждает и получает солнышко, пара которая первой составит последовательность мытья рук.
Вариант №3 (на усложнение)
Предложить ребенку составить рассказ- описание о путешествие Колобка (от зернышка до хлеба) по мнемотаблице. Составлять рассказ можно, применяя интерактивную педагогическую технологию "По цепочке" (дети по очереди называют последовательность


Я также предлагаю небольшую разминку


Фишки для поощрения


Литература
1. Ахияров К.Ш., Петрова З.П. Поклонимся хлебу. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987.,
2. Барыкин К.К. Хлеб, который мы едим. – М.: Политиздат, 1983.
3. Ивин м. “Хлеб сегодня, хлеб завтра”. Детская литература, 1980.
4. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. «Мы» Программа эколог. образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: «Детство-Пресс», 2000.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений- М.: Азбуковник, 1997.
7. От осени до лета: Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004.
8. Соломенникава О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006.
9. Тамбиев А. Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000.
10. Федоров М.А. “Юному хлеборобу” - М. “Россельхозиздат”, 1984г.
11. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012.

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему «Хлеб всему голова!»

«От зернышка к булочке»

Цель: Формировать у детей понятие о процессе выращивания хлебе, обогащать словарный запас, социальный опыт.

Материалы: Тематические карточки.

Ход игры: Чтобы хлеб попал на стол, ему приходится пройти долгий путь. Подумай и составь из карточек модель прихода хлеба к нам на стол.

Зёрнышко-всходы-колоски-мука-тесто-булочка.

1 Вариант: «Доскажи словечко»

Цель: Расширять представления детей о профессиях людей участвующих в выращивании хлеба.

Материалы: Карточки с изображением хлебных профессий.

Ход игры:

Воспитатель начинает с фразы «Поле осматривает.....агроном, поле пашет....тракторист, зерно сеет....сеяльщик, на комбайне работает...комбайнер, муку мелет.....мельник...., хлеб замешивает...тестовед, хлеб печет...пекарь....хлеб продает...продавец».

2 Вариант: «Кому, что нужно для работы?».

Материалы: Картинки с «хлебными» профессиями.

Цель: Продолжить формировать знания о профессиях людей выращивающих хлеб, обогащать социальный опыт, развивать внимание, память, логическое мышление.

Ход игры: Дети стоят в кругу, воспитатель раздает детям картинки с изображением «хлебных» профессий, каждый ребенок показывает свою картинку и говорит, что нужно для работы этому человеку.

Например: Тракторист- трактор

Сеяльщик- зерно

Комбайнер- комбайн

Мельник- мельница и зерно

Тестовед- мука

Пекарь- тесто

Кондитер- мука и сахар

Водитель- машина

Продавец-хлебобулочные изделия.

3 Вариант: «Назови кто это?»

Детям показываются карточки с профессиями, они должны назвать профессию.

4 Вариант:«Угадайка!»

Карточки раскладываются в ряд, ребенку предлагается внимательно посмотреть, затем карточки переворачиваются, ребенку предлагается назвать профессии по порядку.

5 Вариант: «Кого не стало?»

Карточки с профессиями раскладываются в ряд, для начала игры можно взять 5 профессий, затем добавить ещё, ребенку предлагается внимательно посмотреть, а затем закрыть глаза. Одна любая карточка убирается, ребенок должен догадаться, какой профессии не стало.

«Соедини пословицу»

Цель: Продолжить знакомить детей с народным творчеством, учить понимать ценность хлеба в жизни человека, обогащать словарный запас.

1 Хлеб в рот- ум в голову!

2 Хочешь есть калачи - не сиди на печи!

3 Вода мать- хлеб батюшка!

4 Хлеб да вода- богатырская еда!

5 Много снега- больше хлеба!

6 Без золота проживёшь- без хлеба нет!

«Правда или ложь»

Материалы: Карточки желтого и красного цвета.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки желтого и красного цвета. Объясняет правила, если утверждение о хлебе верно, то дети должны поднять карточку желтого цвета, а если так делать нельзя, или это неправда то красного цвета.

1 Хлеб растет на грядке. (в поле).

2 Пекарь работает на комбайне?

3 Для выращивания хлеба солнышко не нужно?

4 Продавец продает в магазине колоски?

5 На мельнице работает мельник?

6 Можно ли выбрасывать хлеб?

7 Хлеб дает силу?

8 Можно ли есть хлеб грязными руками?

9 Нужно ли бережно относиться к хлебу?

Олеся Киржаева
ОДР старшая группа по теме недели «Хлеб всему голова»

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Тема:«Хлеб всему голова».

1. Расширять представления детей о том, откуда берётся хлеб;

2. Учить узнавать хлебобулочные изделия;

3. Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб;

4. Обогащать активный словарь детей словами по теме.

Физическое развитие

Пн. Подвижная игра «Урожай».

Задачи: Развивать координацию движений и слов, учить правильно использовать в речи глаголы: «собирать», «натаскать», «накопать», «срезать», «сорвать», согласовывать слова в предложениях, рассказывая о сборе урожая.

Вт. Подвижная игра «Каравай».

Задачи: Упражнять детей в согласовании действий со словом, активизировать словарь, повышать двигательную активность.

Ср. Упражнение «Соберём колоски»

Задачи: Развивать ловкость, быстроту реакции.

Чт. Подвижная игра «Быстро возьми, быстро положи».

Задачи: Предложить детям рассказать правила игры, пояснить, как нужно действовать игрокам, назначить судью, который будет и следить за соблюдением правил. Укреплять детский организм.

Пт. Работа в уголке физического воспитания.

Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой движения с атрибутами физкультурного уголка. Повторить правила безопасного поведения со скакалкой, учить выполнять упражнения со скакалкой (вращение скакалки в обеих руках). Повышать двигательную активность детей, развивать самостоятельность.

Социально –коммуникативное развитие

Пн. Игровая ситуация «О чем рассказала салфетка?»

Задачи: Обсудить с детьми назначение салфеток. Учить раскладывать салфетки в салфетницы аккуратно, чтобы их легко было доставать.

Вт. Самообслуживание: упражнение «Мокрый - сухой».

Задачи: Учить детей самостоятельно определять вещи, которые необходимо просушить после прогулки. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам, поддерживать стремление помогать товарищам.

Ср. Сюжетно – ролевая игра «Магазин», сюжет «Хлебобулочный отдел».

Задачи: Учить детей применять в игре свои знания о том, какие бывают магазины, что в них продают. Учить подбирать предметы-заместители, необходимые атрибуты, обустраивать место для игры.

Задачи: Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня. Учить использовать в речи конструкции предположения, аргументировать ответы.

Пт. Ознакомление с художественной литературой: рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» в обработке И. Карнауховой.

Задачи: Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, пересказывать отдельные отрывки, понимать характеры героев.

Труд в природе: сбор семян.

Задачи: Научить детей собирать семена для последующей посадки их весной, показать, чем отличаются зрелые семена от незрелых, сравнивать семена разных цветов.

Познавательное развитие

Пн. Рассматривание колосьев.

Задачи: Познакомить детей с внешним видом колосьев, воспитывать осторожное обращение с засушенными колосьями.

Вт. Беседа «Откуда пришёл пирожок»

Задачи: Продолжать знакомить детей с трудом хлебороба, рассказать о выращивании зерновых культур, о процессе изготовления хлебобулочных изделий, воспитывать уважение к труду.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» по теме.

Задачи: Учить детей использовать умение узнавать и правильно называть хлебобулочные изделия и их характеристики для решения игровой задач

Ср. Опыт «Как замесить тесто»

Задачи: Познакомить детей с процессом замешивания теста.

Беседа «Хлеб - всему голова».

Задачи: Актуализация и дополнение знаний детей о том, откуда приходит в наш дом хлеб, сколько людей трудится для этого, вызвать уважение и благодарность к этим людям и к хлебу.

Чт. Беседа о профессии пекаря.

Задачи: Рассказать детям, как много хлеба выпекают на хлебозаводах; дать детям почувствовать, как значима профессия пекаря.

Пт. Дидактическая игра «Угадай, что мы задумали».

Задачи: Развивать логическое мышление, внимание, самостоятельность, учить выделять существенные признаки предметов.

Речевое развитие

Пн. Дидактическая игра «Разноцветный сундучок».

Задачи: Развитие речи детей, формирование умения ориентироваться на окончание слова при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением.

Вт. Пальчиковая игра «Тесто»

Задачи: Развивать умение согласовывать движения с текстом.

Ср. Рассматривание серии сюжетных картинок на тему «Выращивание хлеба»

Задачи: Расширять словарный запас, речь, дать представления о том, какой путь проходи зерно от посева до уборки урожая, воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Чт. Дидактическая игра «Цепочка слов».

Задачи: Учить детей подбирать слова (существительные и прилагательные, характеризующие какие-либо объекты с аналогичными признаками.

Пт. Знакомство с пословицами о хлебе.

Задачи: Познакомить с народными пословицами о хлебе, прививать интерес к народному творчеству.

Игра «Опиши хлебобулочное изделие»

Задачи: Развивать связную речь; умение описывать изделие по характерным признакам.

Художественно-эстетическое развитие

Пн. Рассматривание репродукции картины «Снедь московская. Хлебы» (И. Машков).

Задачи: Продолжать знакомить детей с живописью; развивать у детей ассоциативное мышление, эмоциональную отзывчивость.

Песенное творчество: находить песенные интонации на заданный текст.

Задачи: Учить детей импровизировать, придумывать мелодию на заданный текст, подбирать в соответствии с ним средства музыкальной выразительности.

Вт. Игра – драматизация по сказке «Колобок»

Задачи: Развивать выразительность интонации, мимики, движений, учить детей подбирать средства выразительности в соответствии с характером персонажей.

Ср. Творческая мастерская: лепка из солёного (сдобного) теста.

Задачи: Развивать навыки лепки: соединение, сплющивание, вдавливание, воспитывать аккуратность при работе с тестом.

Чт. Песня-игра «Колоски» (музыка Н. Губановой).

Задачи: Развивать творческие способности детей, учить, чисто петь, правильно интонировать мелодию песенки.

Пт. Пение русской народной песни «Блины»

Задачи: Развивать музыкальный слух, двигательную активность.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непрерывно-образовательной деятельности «Хлеб - всему голова. Как хлеб к нам на стол пришел» Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 44компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга Конспект интегрированной.

Конспект ООД «Хлеб всему голова» Тема: «Хлеб- всему голова» Цель: формирование познавательного интереса к появлению хлеба на нашем столе. Развитие речи детей посредством.

Конспект совместной деятельности «Хлеб - всему голова» (средняя группа) Программное содержание: Дать представления о том, из чего пекут хлеб. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека посредством.

Оформление стен в холлах детского сада - очень интересное занятие. В текущем учебном году мы задумали и воплотили в жизнь несколько разных.

НОД «Хлеб - всему голова» Интегрированная непосредственно образовательная деятельность. Тема: «Как выращивают хлеб». Цели: Образовательные: закрепить представления.

Айнура Акматова

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания, что хлеб – это итог работы многих людей.

Игра: «Что мы делали – не скажем, а как делали – покажем».

Из взрослых выбирается один ведущий – Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходит к Царю. Между ними происходит следующий диалог:

Здравствуй, Царь.

Здравствуйте, дети. Где вы были?

На мельнице (поле, пекарне, хлебном магазине и т. д.)

Что вы делали?

Что мы делали - не скажем, а как делали – покажем.

Дети показывают задуманные действия. Царь должен угадать их. Если угадал - дети убегают, а Царь их ловит. Пойманные – отдыхают. Оставшиеся задумывают новое действие и игра продолжается. Если Царь назвал задуманное новое действие неправильно, дети остаются на своих местах и дают ему возможность еще 2-3 раза отгадать задуманное.

Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая)

Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.

Дидактическая игра «Что нужно для работы хлебороба»

Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.

Дидактическая игра «Правда или ложь»

Материалы: Карточки желтого и красного цвета.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки желтого и красного цвета. Объясняет правила, если утверждение о хлебе верно, то дети должны поднять карточку желтого цвета, а если так делать нельзя, или это неправда то красного цвета.

1 Хлеб растет на грядке. (в поле).

2 Пекарь работает на комбайне?

3 Для выращивания хлеба солнышко не нужно?

4 Продавец продает в магазине колоски?

5 На мельнице работает мельник?

6 Можно ли выбрасывать хлеб?

7 Хлеб дает силу?

8 Можно ли есть хлеб грязными руками?

9 Нужно ли бережно относиться к хлебу?

Дидактическая игра с мячом «Назови правильно»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании родственных слов.

Материал: мяч.

Ход игры: Педагог, бросая мяч, задаёт вопрос. Дети, возвращая мяч, называют родственные слова.

Например:

Как назвать хлеб ласково? - Хлебушек.

Как называют крошки хлеба? - Хлебные крошки.

Как называется посуда для хлеба? - Хлебница.

Как называют человека, который выращивает хлеб? - Хлебороб.

Как называют человека, который печёт хлеб? - Хлебопек.

Как называют прибор для резания хлеба? - Хлеборезка.

Как называют завод, где выпекают хлеб? - Хлебозавод.

Слова: Хлеб, хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебозавод, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебопекарня, нахлебник…

Динамическая пауза «Посевная»

Мы посеем рожь, рожь (дети показывают, как разбрасывают зёрна)

И горох взойдет хорош, (поднимают постепенно руки)

Будет по ветру клониться

Белоярая пшеница. (качают поднятыми руками из стороны в сторону)

И гречиха в цвет рядиться, (вытягивают руки и вращают кистями)

И овёс заколосится (трясут поднятыми вверх руками).

Подвижная игра «Дружные зерна»

Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение.

Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.

Материал: по 1 обручу на каждые 5 человек.

Дети-колоски образуют малый (внутренний) круг, а их дети-зернышки – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Дети-колоски занимают места в обручах, а дети-зернышки должны постараться найти свой колосок, подбежать к нему и обнять его раньше остальных.

Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»

Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.

Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палку.

Материал: 2 машинки на веревке с зернами пшеницы.

В игре принимает участие 2 ребенка. Дети садятся на стул держа в руке палочку с веревкой от машины. Накручивают веревку на палку, стараясь перегнать соперника и при этом не уронить ни одного зернышка.

Подвижная игра «Покажи колосок»

Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал ведущего

Игровая задача: первым отдать колосок ведущему.

Материал: пшеничные колоски

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают колосок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает колосок в руку одному из детей. После этого игрок в центре даёт команду: «Покажи колосок!» Дети с колосками должны выбежать и отдать свой колосок ведущему. побеждает тот, кто быстрее отдаст колосок.

Командная игра «Собери каравай» (пазлы)

Цель: развивать умение радоваться результатам коллективного труда, развивать умение действовать в команде.

Игровая задача: быстро и правильно собрать разрезные картинки с изображением каравая.

Материал: разрезные картинки с изображением каравая

На 2х столах в конвертах лежат разрезные картинки с изображением каравая. Необходимо быстрее и аккуратнее соперников собрать изображение.

Физкультминутка «Каравай»

В землю зёрнышко посадим

Очень малое оно. (наклоны вперёд )

Но, как солнышко засветит(руки в стороны, присесть )

Прорастёт моё зерно. (постепенное вставание )

Ветер тучку пригнал

И нам дал. (наклоны вправо – влево, руки вверху )

Сожнёт косарь зерно (повороты вправо – влево, имитируя косьбу )

И размелет его. (кулак на кулак и круговые вращения )

А хозяйка из муки

Испечёт нам пирожки. (имитация – печём пирожки )

И большой каравай. (соединить округлённые руки )

Всем на радость раздавай! (развести руки в стороны )

Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

Пальчиковая гимнастика «Хлеб».

Рос сперва на воле в поле, (слегка покачивают руками ,

Летом цвел и колосился, (поднятыми вверх ).

А потом обмолотили( постукивают кулаками друг о друга )

Он в зерно вдруг превратился. (выполняют упражнение «Пальчики здороваются» )

Из зерна – в муку и тесто, (сжимают и разжимают кулаки )

В магазине занял место. ( вытягивают руки вперёд, ладонями вверх )

Вырос он под синим небом, (поднимают руки вверх )

А пришел на стол к нам – хлебом. (вытягивают руки вперёд ладонями вверх ).

Сюжетно – ролевая игра «Хлебный магазин»

Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, хлебобулочные изделия, кассир, названия хлебобулочных изделий.

Предварительная работа:

1. Экскурсия в хлебный магазин с родителями.

2. Этическая беседа о поведении в общественных местах.

3. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин в хлебный магазин»

4. Рассказ воспитателя о профессии продавца.

5. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?»

6. Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.

7. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках»

8. Дидактические игры: «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Кто больше назовет действий».

9. Рисование «Хлебный магазин»

10. Лепка «Вот он хлебушка какой»

11. Ручной труд - изготовление с детьми атрибутов к игре (хлебобулочные изделия, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники)

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Предметно-игровая среда к игре: Халат и шапочка продавца, касса для кассира, ценники жетоны с цифрами вместо денег, чеки, сумочки для покупателей, корзинки, муляжи хлебобулочных изделий (маленькие, стеллажи для хлеба (из коробок).

Игровые действия: Водитель привозит на машине хлебобулочные изделия, грузчики разгружают, продавцы разлаживают хлебобулочные изделия на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился хлебобулочные изделия, звонит на базу, заказывает хлебобулочные изделия. Приходят покупатели. Продавцы предлагают хлебобулочные изделия, показывают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение. В магазине работает продавец, продает хлебобулочные изделия. Продавец вежливо разговаривает с покупателями. Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку. Покупатели платят деньги в кассу кассиру – он выдает им чеки. Продавец получает чеки и отпускает товар.

Художественное слово

Загадки о хлебе:

Был крупинкой золотой,

стал зеленою стрелой.

Солнце летнее светило,

и стрелу позолотило.

Что за стрела? (колос ).

Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе ).

В землю крошки, из земли - лепешки (пшеница ).

Мнут и катают, в печи закаляют,

А потом за столом нарезают ножом (хлеб ).

Тарелка супа меж локтями,

а он в руках у всех ломтями,

Без него, как видно,

не вкусно и не сытно (хлеб ).

Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,

На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб ).

На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде,

В огнедышащей печи выпекают кирпичи.

Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб ).

В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.

В нем тогда таких, как я, будет целая семья (зернышко ).

Одно бросил - целую горсть взял (зерно ).

В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле ).

Он на солнышке стоит и усами шевелит.

Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос ).

Лежит мужичок в золотом кафтане,

подпоясан, а не поясом,

Не поднимешь - так и не встанет (сноп ).

Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,

И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн ).

Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос ).

Зубья ходят, гребни машут,

жатки по полю бегут,

Как мальчишку под машинку,

поле наголо стригут (жатва).

Стихи русских поэтов

Н. Некрасов «Нива»

Дорого-любо, кормилица-нива,

Видеть, как ты колосишься красиво,

Как ты янтарным зерном налита,

Гордо стоишь, высока и густа.

В. Жуковский «Будто солнцу улыбаясь»

Будто солнцу улыбаясь,

На соломке молодой

Дремлет, медленно качаясь,

Ржи колосик золотой.

Весь с рогами, как улитка,

Жизни внутренней полна,

Он пригнулся от избытка

Полновесного зерна.

А. Майков «Летний дождь»

«Золото, золото падает с неба!» -

Дети кричат и бегут за дождем.

Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Ю. Жадовская «Нива»

Нива, моя нива,

Нива золотая!

Зреешь ты на солнце,

Колос наливая.

По тебе от ветру -

Словно в синем море -

Волны так и ходят,

Ходят на просторе.

Над тобою с песней

Жаворонок вьется,

Над тобой и туча

Грозно пронесется.

Зреешь ты и спеешь,

Колос наливая,

О людских заботах

Ничего не зная.

Унеси ты, ветер,

Тучу грозовую,

Сбереги нам, боже,

Ниву трудовую!

Н. Рубцов «Хлеб»

Положив в котомку сыр, печенье,

Положил для роскоши миндаль.

Хлеб не взял:

Ведь это же мученье

Волочиться с ним в такую даль!

Все же бабка сунула краюху!

Все на свете зная наперед,

Так сказала:

Слушайся старуху!

Хлеб, родимый, сам себя несет.

С. Мельников

Золотистую пшеницу

Жернова сотрут в мучицу.

Из муки замесим тесто

В формочках в печи ей место.

Подрумянился, окреп

В жаркой печке вкусный хлеб.

Народные песенки и потешки

Секи, секи, дождь,

На нашу рожь,

На бабину пшеницу,

На просо, чечевицу,

На дедов ячмень -

Поливай целый день!

Дождик, дождик, поливай!

Будет хлеба каравай!

Будут булки,

Будут сушки,

Будут пряники,

Ватрушки!

Свети, свети, солнышко,

На зеленое полюшко,

На белую пшеницу,

На чистую водицу,

На наш садочек,

На аленький цветочек.

Чей воз?

Куда едешь?

Что везешь?

Что возьмешь?

Что купишь?

Не колода лодырь, не пень,

А лежит целый день,

Он не пашет, не орет,

Лопату в руки не берет,

Не жнет и не косит,

А обедать просит.

Проснулась Ульяна не поздно, не рано:

Люди - косить, а она - голову мочить,

Люди - грести, а она - косу плести,

Люди - жать, а она - на меже лежать.

Люди - молотить, а она - пыль ворошить.

А обедать пойдут - и она тут как тут!

Иди, весна, иди красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край!

Рифмовки

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба. (каравай ).

Плох обед,

Коли хлеба. (нет ).

Из земли взошел -

К нам на стол. (пришел ).

У хлеба, булки есть верхушка,

И мы зовем ее. (горбушка ).

Воровала синица

В амбаре. (пшеницу ).

Зимой не будет горюшка,

Коль всё убрали. (полюшко ).

На соломинке - дом,

Зерна спрятаны. (в нем ).

Ветер ходит в поле,

Как волна на. (море ).


Приложение №9

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

«Пирог».

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,

Вот он какой мяконький,

Вот он какой широконький!

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

«Каравай».

Составив круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною.

Одного нет у нас (имя одного из играющих).

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные, каравай состряпанный,

Этакий высокий, этакий широкий,

Этакий низенький.

Играющие поднимают руки к верху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

«Пахари и жнецы».

Играющие выстраиваются в две шеренги (друг против друга). Одни – «пахари», другие – «жнецы». Первыми начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу жнецам и говорят:

А мы пашенку пахали,

Глубоко борозды пахали.

Борозды глубокие,

Полосы широкие.

А вы, жнецы, худые.

У Вас серпы тупые.

Им отвечают жнецы:

А у вас – пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал,

На меже пролежал

Да ворон считал.

Приложение №9

По окончании этих слов один из пахарей выбирает себе пару. «Пахари» берутся за руки. «Жнецы» по очереди стараются их разъединить. Когда им это удается, игра повторяется, но начинают её уже «жнецы»

«Что мы делали – не скажем, а как делали – покажем».

Из взрослых выбирается один ведущий – Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходит к Царю. Между ними происходит следующий диалог:

Здравствуй, Царь.

Здравствуйте, дети. Где вы были?

На мельнице (поле, пекарне, хлебном магазине и т.д.)

Что вы делали?

Что мы делали - не скажем, а как делали – покажем.

Дети показывают задуманные действия. Царь должен угадать их. Если угадал - дети убегают, а Царь их ловит. Пойманные – отдыхают. Оставшиеся задумывают новое действие и игра продолжается. Если Царь назвал задуманное новое действие неправильно, дети остаются на своих местах и дают ему возможность еще 2-3 раза отгадать задуманное.

Эстафета « Что - сначала, что – потом?».

Дети делятся на две команды. Им дается одинаковый набор карточек (поле, трактор, комбайн, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, сухарь, крошки, бутерброд и.т.д.). Дети по очереди на скорость должны разложить их в последовательности, согласно естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг за другом.

Физкультминутка « Дуйте, ветры». Тара-тара-тара-ра!

Из колхозного двора выезжают трактора. (Дети идут произвольным шагом)

Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать,

Будем рожь молотить,

Малых детушек кормить (Отмечают более сильным притопом правой ноги ударение на словах «землю», «хлеб», «рожь», «детушек», затем встают врассыпную по залу)

Дуйте, дуйте, ветры в поле (Пружиня ногами, делают махи руками вперед – назад)

Чтобы мельницы мололи (Выполняют круговые движения руками «Мельница»)

Чтоб назавтра из муки

Испекли мы пироги! («Лепят» пироги).

Приложение №9

Физкультминутка « Печем пироги».

Мы месили тесто так легко (кулачками обеих рук поочередно «месят» тесто)

Поднималось тесто высоко (Выполняют пружинку.)

Пирожки лепили: раз-два-три!

Много получилось – посмотри! (ладошками лепят пироги, протягивают ладонями вверх.)

В гости всех друзей скорей зови! (Машут руками, приглашаядетей.)

Физкультминутка «Колоски».

По весне поле вспахали (трут ладошки друг о друга),

Зерном поле засевали (складывают ладошки в шепотки).

Солнце припекает (перекрещивают руки, раздвигают пальцы)

Землю согревает (поднимают руки вверх.)

Высоко поднялись колоски

К солнышку тянутся они (сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки).

Ветер налетает, колосок качает (качают руками над головой),

И вправо пригнулись, и влево качнулись (наклоны туловища в стороны),

А как дождик идет, рожь водицу пьет (наклоны туловища вперед).

Вот какая нива!

До чего ж красива!