Бухгалтерская финансовая отчетность НКО: когда и что сдаем. Какую отчетность должны сдавать некоммерческие организации Отчет о финансовых результатах сдает общественная организация

Актуальность предложенного пособия заключается в том, что оно представляет собой подробный справочник по бухгалтерскому учету некоммерческой организации. Настоящее издание раскрывает наиболее значимые аспекты учета доходов и расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также формы и методы бухгалтерского учета некоммерческих организаций и другие не менее важные вопросы. Предложенное пособие предназначено для бухгалтеров и руководителей некоммерческих организаций, а также может быть полезно преподавателям и студентам экономических вузов.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях (В. И. Радачинский, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 4. Бухгалтерская финансовая отчетность некоммерческих организаций

4.1. Понятие и формы бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Бухгалтерская отчетность , как завершающий этап учетного процесса, представляет собой совокупность показателей и аналитических данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период.

Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями от 03.11.2006 г.) обязывает составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Некоммерческие организации и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливают упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности. В таком случае бухгалтерская отчетность представляется только один раз в год по итогам учетного года в составе:

1) бухгалтерский баланс (форма № 1);

2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

3) отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

Отчет о целевом использовании полученных средств является специальной формой, применяемой только некоммерческими организациями, существующими за счет целевых денежных средств. Средства целевого использования отражаются в форме № 6. По следующим группам расходов:

1) расходы на целевые мероприятия;

2) расходы на содержание аппарата управления;

3) расходы на приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества.

В случае превышения суммы расходов над суммой поступлений, разница показывается как остаток средств на конец отчетного периода в круглых скобках, разъяснение по этому вопросу даются в пояснительной записке.

Согласно порядку составления и формирования бухгалтерской отчетности в упрощенной форме, пояснительная записка в данном случае не предусматривается.

Некоммерческие организации обязаны представлять отчеты во внебюджетные фонды РФ по единому социальному налогу в разрезе социальных фондов. Сроки представления отчетов устанавливаются внебюджетными фондами самостоятельно. Формы и сроки представления отчетов одинаковы для всех видов организаций. Отчеты в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования по уплате единого социального налога, отчет по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сведения о выполнении установленных квот и движении денежных средств.

Некоммерческие организации составляют статистическую отчетность, и в установленные сроки сдают в органы статистики.

Для отдельных некоммерческих организаций установлен особый порядок составления и представления отчетности. В настоящее время идет увеличение не только количественного состава некоммерческого сектора экономики, но и расширения сферы деятельности учреждений данной формы хозяйствования. К сожалению, российское законодательство, не успевает фиксировать и отражать этот стремительный процесс. Требуется строгая регламентация, и даже кодификация (создание сводного нормативного акта) всей сферы деятельности организаций непроизводственного сектора экономики.

В случае несоблюдения сроков представления отчетности или ее не представления к нарушителям применяются меры взыскания. Уклонение от проведения обязательной аудиторской или препятствие ее проведения урегулируется в судебном порядке с наложением штрафных санкции, на основании решение арбитражного суда по искам, предъявляемым органам прокуратуры и органами, осуществляющими финансовый контроль (Федеральное казначейство, государственная налоговая служба и др.).

4.2. Требования по составлению и раскрытию бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

В случае выявления недостаточности данных для формирования полного представления о финансово-хозяйственной деятельности организации и изменениях в ее финансовом положении, исходя из Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43 н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99», в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащаяся в ней, т. е. исключительно одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не считается нейтральной, если по средствам отбора или формы представления она влияет на решение и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать в себя показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

В исключительных случаях (например, при изменении вида или характера деятельности) допускаются изменения принятых содержания и форм бухгалтерской отчетности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто с указанием причин, вызвавших это изменение.

При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год – отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом, для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации организации по 31 декабря соответствующего года, а для организации, созданных после первого октября, – по 31 декабря следующего года.

При формировании отчетности по упрощенной системе в состав годовой бухгалтерской отчетности не входят: форма № 3 «Отчет об изменении капитала», форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

На формах бухгалтерской отчетности, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:

1) наименование составляющей части;

2) указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;

3) организация (указывается полное наименование юридического лица (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке)).

4) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

5) вид деятельности;

6) организационно-правовая форма/форма собственности (указывается согласно классификатору организационно правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ) и код собственности по классификатору форм собственности (КОФ));

7) единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. – код по ОКЕИ 384; млн руб. – код по ОКЕИ 385);

8) адрес (указывается полный почтовый адрес организации);

9) дата утверждения.

Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган посчитает ее полезной для заинтересованных пользователей. В ней раскрывается динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет. В части некоммерческих организаций раскрывается деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия и мероприятия в области улучшения (совершенствования) системы здравоохранения; в области социально-культурного и морально-нравственного развития общества и другая информация.

4.3. Отчетность некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Учреждения некоммерческого сектора экономики, ведущие производственную и иную хозяйственную деятельность, с целью получения выручки от реализации и извлечения прибыли, должны использовать более расширенный вариант отчетности.

При заполнении отчета о прибылях и убытках (форма № 2) следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н (с изменениями от 18.09.2006 г и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н (с изменениями от 18.09.2006 г.)

Все данные формы № 2 показываются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. Отчет должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы показывают с подразделением на обычные и чрезвычайные. Отчет должен содержать следующие числовые показатели:

1) выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т. п. налогов и обязательных платежей;

2) себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);

3) валовая прибыль;

4) коммерческие расходы;

5) управленческие расходы;

6) прибыль/убыток от продаж;

7) процент к получению;

8) процент к уплате;

9) доходы от участия в других организациях;

10) прочие операционные доходы;

11) прочие операционные расходы;

12) внереализационные расходы;

13) прибыль/убыток до налогообложения;

14) налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи;

15) прибыль/убыток от обычной деятельности;

16) чрезвычайные доходы;

17) чрезвычайные расходы;

18) чистая прибыль (непокрытый убыток).

Для реальной оценки финансово-хозяйственного положения организации, ее деятельности, платежеспособности к бухгалтерскому балансу прикладываются пояснения.

Введена новая структура субсчетов к счету 90 «Продажи» и их составных частей как при представлении промежуточной, так и годовой бухгалтерской отчетности.

К счету 90 предусмотрено открытие следующих субсчетов:

1) «Выручка»;

2) «Себестоимость продаж»;

3) «Налог на добавленную стоимость»;

4) «Акцизы»;

5) «Прибыль (убыток) от продаж».

Если организация является плательщиком экспортных пошлин, то дополнительно открывается субсчет «Экспортные пошлины». Таким же образом разрешено открывать субсчета для учета налогов и средств целевого назначения второго порядка.

В отчете необходимо показывать расходы по тем видам доходов, которые превышают 5 % общей суммы доходов за отчетный период.

По статье «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей)» показывают выручку от продажи продукции и товаров, поступления от обычных видов деятельности, признанные организацией в бухгалтерском учете.

По статье «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражаются учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданной в отчетном периоде продукции, работам, услугам.

По статье «Коммерческие расходы» отражаются затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения. Данные по этой статье показывают уровень затрат, связанных с продажей продукции (работ, услуг) как у производителей, так и у организаций занятой торговой деятельностью.

Статья «Валовая прибыль» используется в расчетах ряда показателей для нужд управления затратами, ценообразования.

Следует учесть тот факт, что при формировании некоммерческой организацией отчета о прибылях и убытках статьи, которые не несут существенных данных для оценки финансовых результатов деятельности (либо нет информации, в виду отсутствия фактов хозяйственной деятельности по данным статьям), организации, могут не заполняться.

Правила составления сводной (консолидированной) отчетности в России

Некоммерческие учреждения, как уже отмечалось, могут иметь свои представительства, филиалы и другие структурные подразделения. В таком случае возникает необходимость составления общей (сводной) отчетности по всему учреждению.

Сводная бухгалтерская отчетность – это совокупность показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, которые имеют вклады в дочерние и зависимые предприятия. Она формируется в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Минфина России от 30.12.1996 г. № 112 «О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» (с изменениями от 12.05.1999 г)

Организации, имеющие филиалы, представительства и иные структурные подразделения, в том числе выделенные на отдельный баланс, должны включать показатели их деятельности в бухгалтерскую отчетность. Путем сложения данных показателей материнской организации и деятельности филиалов и представительств формируется единый бухгалтерский отчет.

Бухгалтерским законодательством закреплены следующие положения:

1) предприятие считается дочерним, если другое общество, именуемое головным, имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом;

2) дочернее общество имеет свой устав и является юридическим лицом, не отвечая по долгам головной организации;

3) хозяйственное общество считается зависимым, если другое общество (головное) имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Принципы составления сводной отчетности:

1) при наличии у материнской организации дочерних и зависимых обществ одновременно свободная бухгалтерская отчетность составляется путем объединения показателей бухгалтерской отчетности материнской организации и дочерних обществ и включения данных об участии в зависимых обществах;

2) бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность при наличии следующих фактов:

а) материнская организация обладает более 50 % голосующих акции акционерного общества или более 50 %, уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

б) материнская организация имеет возможность определять решение, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между ними договором;

3) материнская организация вправе дополнять типовые формы данными, необходимые пользователям сводной бухгалтерской отчетности (числовые показатели об отдельных активах, пассивах и хозяйственных операциях должны производится в сводной бухгалтерской отчетности обособленно; если такие показатели не имеют существенного значения, то их отражают общей суммой);

4) достоверность составления и соблюдение порядка представления сводной бухгалтерской отчетности обеспечивает руководитель материнской организации;

5) объем, порядок, и сроки представления бухгалтерской отчетности дочерним организациям устанавливает материнская организация;

6) урегулирование финансовых взаимоотношений материнской организации и дочерних обществ производится до составления сводной бухгалтерской отчетности;

7) составление сводной отчетности выполняется в соответствии с правилами объединения показателей бухгалтерской отчетности материнской организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность;

8) при составлении сводной бухгалтерской отчетности необходимо использовать единую учетную политику в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности материнской организации и дочерних обществ;

9) необходимость пересчета валютных статей для включения в сводную бухгалтерскую отчетность дочернего общества, составленную в иностранной валюте;

10) в свободную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность материнской организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период на одну и ту же дату.

4.4. Отчетность некоммерческих организаций перед налоговым органом

Состав и порядок представления налоговой отчетности некоммерческих организаций зависит от характера осуществляемой ею деятельности. Любая деятельность учреждения некоммерческого сектора экономики, не противоречащая законодательству РФ и уставу данной организации не может облагаться налогом, за исключением тех случаев, когда некоммерческая организация помимо основной деятельности, осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с извлечение прибыли. В последнем случае у организации возникают объекты налогообложения. По таким объектам организация должна уплачивать налоги согласно налогового законодательства, отражать соответствующие сведения в отчетных документах и представлять их налоговым и другим финансово-контрольным органам.

В случае возникновения объекта налогообложения расчеты по налогам и другим платежам обязательного исполнения представляются в государственный налоговый орган. Представляется налоговая декларация по налогам, которые некоммерческая организация обязана уплачивать, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. В Государственную налоговую инспекцию сдаются сведения о расчетных и валютных счетах, открытых в кредитных учреждениях, на 1 число месяца, следующего за отчетным кварталом.

4.5. Отчетность некоммерческих организаций перед государственными и муниципальными органами управления (по использованию целевых средств)

На выполнение определенных социально-экономических, научно-исследовательских, культурно-просветительских, санитарно-эпидемиологических и других мероприятий и программ выделяются финансовые средства из местных бюджетов или бюджета РФ.

Контроль за использованием данных денежных средств целевого характера осуществляют органы государства и местного самоуправления специально на то уполномоченные. Согласно Указу Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25.07.1996 г. № 1095 (с изменениями 25 июля 2000 г., 18 июля 2001 г.) предусмотрена необходимость проведения не реже одного раза в год соответствующими контрольными органами комплексных проверок по поступлению и расходованию бюджетных средств на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства Федерального бюджета.

Средства, израсходованные не по целевому назначению и доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Некоммерческие организации могут получать в свое распоряжение средства и материальную помощь от заинтересованных лиц (юридических и физических): гранты, имущество и прочее. Такая помощь имеет целевую направленность. В таком случае, на некоммерческую организацию ложится задача отчитаться, за предоставленные средства.

Некоммерческая организация составляет смету доходов и расходов по предусмотренным видам деятельности. В обязательном порядке составляется отчет об исполнении сметы и представляется той организации, которая выделила денежные средства на целевые мероприятия.

Внутренняя отчетность

Разрабатывается самостоятельно и используется для анализа эффективности использования ресурсов организации. Внутренняя отчетность является очень важным элементом контроля, особенно при наличии у некоммерческой организации структурных подразделений. В таком случае контроль играет широкую роль в деятельности учреждения, помогает выявить и самостоятельно пресечь факты ошибок, злоупотреблений и других нежелательных явлений, негативно влияющих на всю хозяйственную деятельность данной организации.

Учитывая факт отсутствия во многих организациях некоммерческого сектора экономики систем внутреннего контроля, можно предположить, что появление таковых, способно существенно усовершенствовать организационную систему управления учреждения и способствовать формированию более достоверной отчетности.

Налоговым периодом является год (ст. 285 НК РФ),

В. НДС при наличии движений по счету

Нужно подать декларацию по НДС в обновленной форме . Налогоплательщики, в том числе являющиеся налоговыми агентами, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).

Г. 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, если весь год не производились выплаты сотрудникам

Даже если НКО не осуществляет деятельность, у нее все равно сохраняется руководящий орган, например, председатель. Обычно в этом случае председатель работает без оплаты. Но как показывает наша практика, невыплата зарплаты может вызвать претензии у проверяющих органов. В этой ситуации мы рекомендуем заключить .

Если работающие в НКО лица не получают заработную плату или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, то отчёты 2-НДФЛ и 6-НДФЛ сдавать не нужно (п. 2 ст. 230 НК РФ (п. 2 ст. 230 НК РФ ).

Но если организация опасается, что ее счет могут заблокировать из-за не сдачи нулевой отчетности, то можно направить в ФНС с уведомлением о том, что НКО не является налоговым агентом, а значит, не должна предоставлять расчет 6-НДФЛ.

Д. Декларация по налогу на имущество организаций, по земельному и транспортному налогу

Организация, не имеющая имущества, признаваемого объектом налогообложения, декларацию не сдает . Налоговую декларацию по налогу на имущество, земельному и транспортному налогу должны представлять только налогоплательщики (ст. 386 НК РФ , п. 1 статьи 388 НК РФ и абз. 1 статьи 357 НК РФ).

Е. Сведения о среднесписочной численности работников

Если НКО не вело работы, то это не освобождает ее от необходимости подать сведения. Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ, налогоплательщиком представляются в налоговый орган не позднее 20 января текущего года сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме, утвержденной приказом ФНС от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.

Ж. Бухгалтерская отчетность

Обязанность направлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту нахождения организации закреплена пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Отчетность предоставляется в налоговый орган по месту нахождения организации в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Некоммерческие организации, у которых за отчетный период не было доходов и расходов, могут сдавать нулевой отчет.

2. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

А. Форма РСВ-1 (с 2017 года администратор ИФНС)

Представлять расчет по форме РСВ-1 должен каждый страхователь по окончании отчетного и расчетного периода (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), даже если деятельности не было. Минтруд считает, что такая обязанность сохраняется, даже если выплаты в пользу физлиц страхователь не делает . Другими словами, обязанность предоставлять отчетность связана статусом страхователя. Страхователем считается лицо, у которого работают люди по трудовому договору или который выплачивает страховые взносы по лицам, работающим в рамках гражданского договора (ст. 5 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Если таких людей нет, то логично предположить, что и нет обязанности предоставлять отчетность.

Нами были направлены запросы в Пенсионной фонд и Министерство труда по делу НКО «Матери Прикумья», где единственный постоянный сотрудник не получал никакой заработной платы, выполняя по сути волонтерскую работу. Пенсионный фонд предъявил претензии организации .

В ответ на наши запросы , что по общему правилу с председателем НКО необходимо заключать трудовой договор. Однако не исключил возможности бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг, оказания иной поддержки в рамках гражданского законодательства. Минтруд также подчеркнул, что «условия осуществления указанных работ могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре». Таким образом, Минтруд не исключил возможности заключения не трудового договора, а договора безвозмездного выполнения услуг с председателем. Вместе с тем, такую возможность Минтруд указал вскользь, что свидетельствует о не проработанности вопроса на уровне министерства. То есть, во избежание претензий со стороны Пенсионного фонда, лучше направить нулевой расчет.

Б. Форма СЗВ-М

Ежемесячный отчёт по форме СЗВ-М предоставляется в пенсионный фонд и содержит список всех сотрудников. При отсутствии деятельности и при заключении гражданско-правового договора с председателем о безвозмездном выполнении своих обязанностей, сдавать этот ежемесячный отчет, по нашему мнению, не нужно.

ПФ РФ в своем письме указал: вопрос о необходимости представления общественными объединениями, являющимися страхователями по обязательному пенсионному страхованию, отчетности по форме СЗВ-М зависит от факта наличия или отсутствия трудовых или гражданско-правовых отношений между общественными объединениями и их участниками, основанных на трудовых или гражданско-правовых договорах на выплаты, по которым начисляются и уплачиваются в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В случае отсутствия такого оформления отношений, представление отчетности по форме СЗВ-М за таких лиц общественными объединениями не осуществляется.

Обратим внимание, что в этом письме Пенсионный фонд указывает, что «за таких лиц» не нужно сдавать отчетность. Но не пишет, что отчетность не нужно сдавать вообще. Поэтому, в таком случае будет лучше направить нулевую отчетность.

3. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

А. Форма 4-ФСС

Ситуация с отчетностью в ФСС такая же, как и с отчетностью в ПФ РФ. Если есть руководитель, который трудится во благо организации бесплатно, то мы рекомендуем заключить соответствующий гражданско-правовой договор. Если гарантированно не хочется иметь претензий со стороны ФСС, то лучше сдать нулевую отчётность. Обратите внимание, что с 1 января 2017 года была введена новая форма для сдачи 4-ФСС.

Б. Подтверждение основного вида деятельности

Отсутствие деятельности не освобождает от обязанности подтвердить основной вид. Для этого до 15 апреля в ФСС необходимо представить:

  • заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;
  • справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;
  • копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.

4. Росстат

Организации должны представить годовую бухгалтерскую отчетность в Росстат. Как мы указали выше, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Более того, российские юридические лица, в том числе НКО, обязаны предоставлять в Росстат первичные статистические данные . Узнать подробнее о том, какие это данные и в какие сроки их нужно сдавать, можно заполнив форму на сайте http://statreg.gks.ru/ . Как правило, каждой организации нужно сдавать с десяток форм, да еще и в разное время.

5. Министерство юстиции РФ

Законодательством определен разный состав отчетности для

  • общественных объединений
  • всех иных НКО
  • НКО, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента».

А. Общественные объединения

Даже если не было никакой деятельности, нужно сдать отчет по форме ОН0003 и письмо о продолжении деятельности,

Б. Другие НКО (кроме «иностранных агентов»)

Здесь два варианта. Первый предназначен для НКО, у которых присутствует хотя бы один из критериев:

  • учредителями (участниками, членами) являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства,
  • за предыдущий год были поступления имущества и денежных средств от иностранных источников,
  • за предыдущий год поступление имущества и денежных средств НКО (из любых источников) составили свыше трех миллионов рублей.

Такие организации представляют отчет по форме ОН0001 и по форме ОН0002. Отчет размещается на сайте Минюста России по адресу http://unro.minjust.ru/ Срок – до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Второй вариант предназначен для НКО, которые не имеет ни одного из указанных выше критериев. В данном случае НКО размещает на сайте Минюста заявление/сообщение о продолжении деятельности, а также заявление о том, что НКО не имеет ни одного из указанных выше критериев. Срок — до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Благотворительная организация дополнительно представляет в Минюст России отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

  • финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований вышеуказанного закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Ежегодный отчет представляется лично (через представителя) или по почте в территориальный орган Минюста России не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

В. НКО – «иностранные агенты»

Представляют следующие отчеты в сроки:

  • отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов — один раз в полгода, не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);
  • отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников — ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября);
  • Письмо ПФ РФ от 13 июля 2016 г. N ЛЧ-08-26/9856 «О направлении разъяснений по предоставлению ежемесячной отчетности»

    п. 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620


По общему правилу, некоммерческая организация не составляет отчеты о финансовых результатах. Это следует из закона о бухгалтерском учете, однако в отдельных случаях некоммерческая организация обязана составить и представить в налоговый орган отчет о финансовых результатах. Это возникает, когда некоммерческая организация получила доход, который не подпадает под понятие целевого финансирования или целевых поступлений на содержание некоммерческой организации, которые даны в статье 251 Налогового кодекса – «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы».

Отчет о целевом использовании средств не дает полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах работы и изменениях в финансовом положении. Без знания заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности показателей полученного дохода невозможна оценка финансового положения и финансовых результатов некоммерческой организации.

Как указано в информационном письме №ПЗ-10/2012 Министерства финансов Российской Федерации опубликованном 4 декабря 2012 года, если в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, она обязана сформировать отчет о финансовых результатах. Показатель дохода, полученного некоммерческой организацией, существенен.

В пункте 18 раздела 5 «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности» ПБУ 9/99 «Доходы организации» сказано следующее: «Выручка, прочие доходы, выручка от товаров, работ, услуг, составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности». Для этого ПБУ доходами организации признаются увеличение экономических выгод в результате поступления активов, денежных средств, иного имущества и погашение обязательств, которые приводят к увеличению капитала. Поступление целевых средств капитал не увеличивает.

В информационном письме Министерства финансов №ПЗ-1/2011 сказано, что некоммерческая организация, исходя из условий функционирования, а также требований законодательства Российской Федерации, самостоятельно принимает решение о существенности того или иного показателя с учетом его оценки, характера конкретных обстоятельств возникновения. Уровень существенности показателя закреплен в учетной политике.

В учетной политике не просто указывается уровень существенности (например 5%), но также определена величина от которой рассчитываются эти 5% для того, чтобы принцип расчета был понятен всем, и аудиторам в том числе. В пояснительной записке укажите порядок расчета существенности показателя. Но не забывайте, что есть и другие формы отчетности, которые детализируют финансовый результат, поэтому делать этот показатель очень низким не стоит.

    При оценке существенности показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих отдельному представлению, существенной признается сумма, которая составляет более 10 процентов от соответствующего раздела баланса за отчетный период.

    Существенным считается показатель, если он превышает 10% валюты баланса (строка 1600 или 1700 бухгалтерского баланса).

    Существенным считается показатель, если он превышает на отчетную дату 10% раздела бухгалтерского баланса «Целевое финансирование».

    Показатель считается существенным и приводится обособленно в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах. Нераскрытие показателя влияет на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. При детализации статей бухгалтерской отчетности существенной признается сумма, составляющая 10% и более от показателя статьи отчетности.

Как не следует писать определения существенности показателя:

    Существенным считается показатель более 5%.

    При оценке существенности показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих отдельному представлению, существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный период составляет не менее 5 процентов.

Вам также может быть интересно:

Бухгалтерская отчетность НКО - это унифицированные формы, раскрывающие информацию о результатах деятельности субъекта. В этой статье рассмотрим, как формируется бухгалтерская отчетность 2019 года в некоммерческих учреждениях, и какие законодательные акты устанавливают ключевые правила.

Кто такие НКО

НКО, или некоммерческие организации — это экономические субъекты, основной целью создания которых является выполнение социально значимых функций и программ. А вот получение прибыли для данной категории организаций стоит далеко не на первом месте. Понятие и ключевые особенности деятельности закреплены в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018).

Однако несмотря на свой особый статус, как и другие экономические субъекты, некоммерческие организации обязаны сдавать отчетность о результатах своей деятельности. Причем подавать такие сведения придется не только в ФНС, но и своим учредителям, в территориальные органы статистики, а также в Минюст. Обратите внимание, что именно НКО обязаны отчитываться в Министерство юстиции России. Например, для бюджетных учреждений или коммерческих фирм такие обязательства не предусмотрены.

Какую отчетность сдают НКО

Отчетность некоммерческих организаций следует разделять на отдельные группы:

  1. Налоговая — это формы, которые предназначены для ФНС. Основная цель: предоставление сведений для сверки правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты налоговых платежей. Простыми словами, это декларации, авансовые расчеты, справки и пояснения, которые позволяют налоговикам проверить, правильно ли компания рассчитала налог и в полном ли объеме уплатила его в бюджет, верно ли истолковала законодательство, правомерно ли воспользовалась льготами, вычетами и привилегиями.
  2. Страховая — это информация, раскрывающая сведения о начисленных и уплаченных взносах в пользу страхового обеспечения работающих граждан. Данная категория сведений — это персонифицированная информация. То есть отчет раскрывает объем страховых взносов, начисленных в отношении каждого работника компании.
  3. Статистическая — это сведения статотчетности, которые систематически запрашивают территориальные органы статистики. Данная группа отчетов раскрывает практически все показатели деятельности компании: производство, трудовые ресурсы, потребление, заработная плата, рабочее время и многое другое. Состав статотчетности довольно велик, определяется для каждого субъекта в индивидуальном порядке.
  4. Финансовая или бухгалтерская отчетность — это данные, которые раскрывают информацию о финансовом положении субъекта, стоимости активов и объемах принятых обязательств, а также характеризует фактические результаты деятельности организации. Анализ отчетов данной категории позволяет принимать управленческие решения.

Именно о бухгалтерской отчетности и расскажем в статье.

Правовое регулирование финотчетности

Бухгалтеру некоммерческой организации при формировании бухгалтерской финансовой отчетности следует руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
  2. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н.
  3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
  4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н.

Применяя правила вышеуказанных законодательных актов, следует помнить об особенностях некоммерческих организаций, установленных Гражданским кодексом России.

Во-первых, НКО созданы не с целью извлечения прибыли, а для достижения социально значимых показателей, но могут вести предпринимательскую деятельность, если это требуется для достижения поставленных целей.

Во-вторых, некоммерческие предприятия не имеют права распределять полученный доход (прибыль) между участниками, учредителями, собственниками, а направляют его на достижение поставленных целей.

В-третьих, на основании ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации (некоммерческой) не должна содержать информацию о наличии и изменениях уставного (складочного), резервного и других составляющих частей капитала организации.

Особенности ведения бухучета и формирования бухгалтерской отчетности

Некоммерческие учреждения, как и другие организации, обязаны вести бухучет в установленном порядке (закон № 402-ФЗ). Хозяйственные операции, отражающие деятельность предприятия, подлежат отражению в первичной документации и регистрационных журналах. Формирование финансовых отчетов производится на основании данных учета. Особенности ведения учета, годовая бухгалтерская отчетность, а также способы формирования и детализации бухотчетности НКО должны быть отражены в учетной политике.

Вести бухучет без утвержденной учетной политики недопустимо. Простыми словами, не определив основные аспекты и правила отражения и учета хозяйственных операций, добиться полноты, достоверности и своевременности отражения данных невозможно. А следовательно, и составить правдивую финансовую бухгалтерскую отчетность не представляется реальным.

Обратите внимание, что ведение бухгалтерского учета в НКО, как и в других категориях российских организаций, осуществляется исключительно в рублях. Даже если операция была совершена в иностранной валюте, то ее необходимо перевести в рубли. В данном случае следует руководствоваться основным правилом пересчета. То есть операция переводится в рубли по курсу, установленному Центробанком России на дату совершения операции. Если определить курс невозможно или проблематично, то следует применить новый порядок пересчета по кросс-курсу. Однако отразить в учете операцию в иностранной валюте нельзя. Следовательно, и бухотчетность не может содержать сведений и показателей, исчисленных в иностранных валютах.

Состав и структура отчетных форм

Как мы отметили раньше, годовая бухгалтерская отчетность за 2019 год по предприятию определена в Приказе Минфина № 66н. Данный нормативно-правовой акт закрепляет шесть отчетных форм, которые придется заполнить по итогам календарного года. Итак, в состав финотчетности НКО входят:

  1. Бухгалтерский баланс — это основа основ финотчетности. Ключевой документ, отражающий стоимостное выражение активов, капиталов и обязательств субъекта. Форма разделена на две части: пассив и актив. В активной стороне баланса раскрывается информация о стоимости основных фондов, запасов, финансовых инструментов, находящихся в распоряжении компании. Пассивная же часть баланса характеризует источники формирования активов, то есть обозначается денежное выражение капиталов (уставный, добавочный, резервный), принятых обязательств (кредиторская задолженность, заемные капиталы) и так далее. Ключевое правило бухгалтерского баланса — актив и пассив должны быть равны.
  2. Отчет о финансовых результатах — вторая по значимости форма финотчетности. Отражает фактический результат деятельности компании. Структура документа предусматривает заполнение показателей не только за отчетный период (год), но и за два предшествующих. Данная особенность позволяет производить сравнительный анализ деятельности предприятия по годам.
  3. Отчет об изменениях капитала раскрывает информацию обо всех движениях капиталов, которые произошли в отчетном периоде. Информация заполняется в разрезе экономически значимых показателей, на основании данных бухучета, за полный финансовый год.
  4. Отчет о движении денежных средств детализирует сведения о движении финансовых активов предприятия. Структура формы предусматривает возможность проведения сравнительного анализа показателей отчетного периода и предшествующих лет (два предшествующих календарных года).
  5. Отчет о целевом использовании средств обличает информацию о размерах целевых поступлений (субсидий, грантов, дотаций и прочих средств), а также данные о их использовании. Причем сведения об использовании раскрываются в разрезе целевых направлений. Заполняется за отчетный и предшествующий годы.
  6. Приложение к бухгалтерскому балансу — это пояснительная записка, а также совокупность форм и таблиц, раскрывающих отдельные показатели о деятельности, структуре, имущественных активах предприятия. Пояснительная записка — это текстовое описание показателей отчетных форм. Обратите внимание, что при наличии каких-либо расхождений в бухотчетности данные обстоятельства должны быть максимально подробно раскрыты в пояснительной записке.

Актуальные бланки — в отдельном материале . Для каждой формы отчета дан краткий комментарий по заполнению, а также актуальные бланки: бухгалтерская отчетность форма 1 и 2, образец для них и других отчетов доступны для скачивания.

Упрощенная бухгалтерская отчетность

НКО, как и другие виды организаций, определенные в законе № 402-ФЗ, имеют право вести бухучет упрощенным способом. Для «упрощенцев» предусмотрен сокращенный состав отчетов.

Однако далеко не каждую НКО можно отнести к счастливчикам, имеющим право на предоставление упрощенных форм. Законодатели утвердили особые условия для экономических субъектов, которые могут считаться «упрощенцами». Проверьте, относится ли ваша компания к таковым. Итак, должны быть выполнены все три условия:

  1. Штатная численность организации не должна превышать 100 человек за предшествующий год. Как правильно рассчитать показатель численности, указано в Приказе Росстата от 30.12.2014 № 739.
  2. Доля участия в уставном капитале не превышает установленных нормативов. Для организаций государственного сектора данный показатель не может быть более 25 % от УК НКО, для иностранных субъектов — не более 49 % от УК НКО.
  3. Доход от предпринимательской деятельности — не более 800 миллионов. Аналогичное ограничение по объему установлено для остаточной стоимости активов — не может превышать 800 млн руб.

Если НКО отвечает вышеперечисленным условиям, то право на ведение упрощенного бухучета есть. Однако данное положение придется закрепить в учетной политике, причем обязательно. В противном случае при проверке контролирующих органов, например налоговиков, инспекторы могут затребовать предоставление всех форм бухгалтерской отчетности. Ведь организация не закрепила в УП, что учет ведется в упрощенном виде.

Итак, КНД 0710096 состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о финансовых результатах;
  • отчета о целевом использовании средств.

Обратите внимание, что отчет о финрезультатах не обязателен для НКО, не ведущих предпринимательскую деятельность. Например, организация функционирует за счет государственных дотаций, выполняет возложенные функции, но предпринимательскую деятельность не осуществляет. Следовательно, показателей к заполнению в форму № 2 нет.

Также следует учитывать, что компания самостоятельно определяет критерии значимости информации для внесения в отчетность. Данные критерии также следует закрепить в учетной политике, чтобы избежать споров с контролирующими органами.

Особенности заполнения упрощенной бухгалтерской отчетности закреплены в Приказе Минфина № ПЗ-3/2015. Определим ключевые положения:

  1. Финансовая информация может быть внесена в отчетность без детализации по статьям учета.
  2. Упрощенная отчетность предусматривает раскрытие меньшего объема информации, в сравнении со стандартными формами.
  3. Сведения о прекращающейся деятельности могут быть полностью исключены из отчетности.
  4. Операции, совершенные после отчетной даты, могут быть также не внесены в отчет, если будут признаны незначительными.

Отчетность в Минюст

Как мы отметили ранее, бухгалтерская отчетность должна быть направлена в ФНС и Росстат, а также в Министерство юстиции. В отличие от коммерческих фирм и учреждений государственного сектора, НКО — единственные, кто должен подавать сведения в Минюст.

Обратите внимание, что для отчетности в Минюст утверждены специальные унифицированные формы, отличные от бланков налоговой отчетности. Так, бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.

Таким образом, НКО обязаны своевременно публиковать информацию о продолжении своей деятельности. Причем публикации должны быть размещены в сети Интернет в открытом доступе либо в специальных средствах массовой информации.

Обратите внимание, что подать сведения в Минюст можно несколькими способами:

  • почтовым отправлением, обязательно сделать опись вложения с перечнем всех вложенных форм;
  • посредством электронной почты, однако отправляемую отчетность необходимо подписать электронной цифровой подписью;
  • разместив самостоятельно в сети Интернет, на сайтах, доступ к которым осуществляется непосредственно через сайт Министерства юстиции;
  • предоставив сведения для публикации в СМИ.

В состав отчетных форм включены:

  1. Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов (форма № ОН0001).
  2. Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (форма № ОН0002).

Подавайте информацию ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным. Стоит отметить, что в зависимости от формы и вида НКО, законодатели предусмотрели дополнительную отчетность. Все бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности

Отчеты о финансовой деятельности НКО следует предоставлять в территориальное отделение налоговой инспекции, органы статистического наблюдения и другие госорганы по официальному запросу.

Причем руководитель или главный бухгалтер не вправе отказать в ознакомлении с бухгалтерской отчетностью третьим лицам. Сдать финансовую отчетность следует не позднее 90 календарных дней с момента окончания отчетного периода, то есть до 31 марта следующего года. Исключением является реорганизация предприятия. Например, НКО ликвидируется в сентябре этого года, следовательно, составляется бухгалтерская отчетность за 3 квартал 2019 (разделительный баланс).

В общем порядке подайте сведения в контролирующие органы не позднее 01.04.2019. Так как 31 марта — воскресенье, а в случае, если день сдачи отчетности выпадает на нерабочий день, то срок переносится на первые рабочие сутки.

Обратите внимание, что учредители НКО вправе требовать предоставления бухотчетности в разрезе утвержденных сроков. Например, собственник имеет право затребовать готовый отчет уже в январе. Такие ситуации, в большей степени характерны для организаций, учредителями которых выступают учреждения госсектора. Бюджетники формируют отчетность в особом порядке, следовательно, и сроки для них определяются в индивидуальном порядке.

Отметим, что в таком случае учредитель должен в установленном порядке довести до организации требование о предоставлении бухгалтерской отчетности. Причем уведомить ответственных лиц придется под подпись. В противном случае требовать отчет раньше установленного срока недопустимо.

Контроль и аудит

Финансовый аудит бухотчетности — это независимая оценка полноты, правильности, достоверности и законности ведения бухучета и составления отчетов. Причем проводить аудиторскую проверку отчетов бухгалтерии имеют право только специализированные аудиторские организации или частные аудиторы, прошедшие лицензирование.

Некоммерческое предприятие, как и учреждение бюджетной сферы, не относится к организации, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту. Однако учредитель (собственник, наблюдательный совет, высший орган управления) НКО может принять решение о необходимости проведения аудиторской проверки для проведения экспертной оценки и получения достоверного заключения о качестве ведения бухучета в организации.

В таком случае должен быть разработан и доведен до заинтересованных лиц порядок проведения аудиторской проверки. Должны быть конкретно определены продолжительность мероприятия, направления учета, перечень документации, которые подвергнутся контролю.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Любое предприятие, работающее на территории России, должно сдавать отчетность в различные государственные органы.

Не являются исключением. Однако для таких субъектов предусмотрен иной состав документации и особые сроки сдачи.

Что такое НКО?

Некоммерческой называется организация, целью деятельности которой не является получение прибыли, а доходы от деятельности не распределяются между учредителями.

Такой субъект хозяйствования имеет все признаки юридического лица:

  • имеет самостоятельный баланс;
  • может открывать счета в банках;
  • имеет право на штампы со своим названием;
  • действует на основании устава;
  • создаётся на неограниченный срок деятельности.

Эти предприятия создаются для социальных, культурных, образовательных, политических и прочих аналогичных видов деятельности, целью которых выступает достижение общественных благ. Наиболее известные подобные организации являются благотворительными.

Субъекты такого рода могут осуществлять коммерческую деятельность, но только если она предназначена для достижения целей компании и распределения полученного дохода между учредителями не предполагается. Их деятельность регулируется законом № 7-ФЗ.

Бухгалтерская отчетность

Некоммерческие организации обязаны вести соответствующий учёт, составлять отчёты и представлять их ежегодно. Срок, до наступления которого необходимо сдать готовые формы, наступает 31 марта года, следующего за отчетным.

Согласно законодательству, в состав бух. отчётности НКО включаются два типа документов, каждый из которых должен быть оформлен по установленной форме с учётом особенностей деятельности субъекта:

  • Бухгалтерский баланс . Отличие данного отчёта от , состоит в замене раздела «Капиталы и резервы» на «Целевое финансирование». При этом организация указывает информацию о суммах источников формирования её активов. Конкретное содержание раздела зависит от правовой формы компании.
    НКО самостоятельно определяет, насколько подробным будет отражение информации в балансе. Например, если у предприятия достаточно большое количество запасов, то в отчётности может быть показан детализированный состав МПЗ. Если же их ассортимент ограничен, то всю сумму разрешено показать одной строкой.
  • Отчёт о целевом использовании средств . В содержится следующая информация:
    • размер использованных в деятельности средств, в том числе расходы на оплату труда, благотворительность, целевые мероприятия, затраты на обеспечение функционирования предприятия;
    • остаток средств на начало года;
    • общая сумма поступивших денег, в том числе целевые, членские, вступительные и добровольные взносы, также указывается прибыль от предпринимательской деятельности;
    • остаток на конец года.

Также можно составить пояснительную записку. Этот документ содержит выраженную в произвольной форме расшифровку отдельных показателей.

Сдавать отчётность допускается в бумажном или электронном виде.

Подробную информацию о бухучете данных предприятий вы можете почерпнуть из следующего видео:

Налоговая отчетность

Некоммерческие организации отчитываются также в государственные органы ИФНС. Перечень документов зависит от выбранной системы налогообложения.

Общий режим

Если предприятие не использует специальную систему налогообложения, то оно должно представить в налоговую следующие документы:

  • . Её рекомендуется сдавать в электронном виде не позднее 25 числа месяца, который следует за датой окончания периода.
  • . Если существующая организация имеет в составе активов налогооблагаемое имущество, она должна предоставлять расчёт и перечислять платежи ежеквартально. От заполнения формы и уплаты налога освобождаются только предприятия, не владеющие основными фондами. Декларация по авансовым платежам представляется в соответствующие органы в течение 30 дней после окончания отчётного периода. Документ, содержащий сведения о итоговом расчёте, сдаётся не позднее 30 марта.
  • . НКО признаётся плательщиком , если ведёт предпринимательскую деятельность. Форма подаётся за каждый отчётный период не позднее чем через 28 дней после его окончания. Отчёт за налоговый период должен сдаваться до 28 марта года, следующего за истекшим. Если организация не вела предпринимательскую деятельность, она должна предоставить в территориальную инспекцию специальную упрощённую декларацию. Срок её сдачи также наступает 28 марта.
  • . Если в составе имущества компании имеется земельный участок, она должна предоставить данный отчет до 1 февраля года, следующего за отчетным.
  • . Она необходима, если организация имеет транспортное средство. Срок сдачи документа - также 1 февраля.

Кроме перечисленных, НКО должны предоставить в инспекцию некоторые другие бумаги:

  • . Предоставляется в случае, если в компании оформлено 100 и более сотрудников. Сдаётся до 20 января.
  • . Согласно законодательству, любое предприятие обязано отчитаться о сумме подоходного налога, удержанного с работников, если их численность превышает 25 человек. Для этого необходимо представить в налоговые органы справку по установленной форме в срок до 1 апреля.

Специальные системы

Данные организации имеют право использовать специальные налоговые режимы. В этом случае они обязаны предоставить в государственные органы соответствующие отчеты:

  • . Её нужно оформлять, если предприятие применяет . Документ сдаётся ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
  • . Заполняется, если компания находится на УСН (). В этом случае форма оформляется и сдаётся до 31 марта года, следующего за прошедшим периодом.

Ответственность за сведения, указанные в документах, данные субъекты несут такую же, как и другие предприятия.

Прочая документация

НКО также представляют расчёты в другие государственные учреждения.

Внебюджетные фонды

  • . Представляется в фонд социального страхования, если численность сотрудников превышает 25 человек. Даты представления документа в электронном и бумажном виде различаются:
    • на бумаге следует отчитываться до 20 января;
    • электронный расчёт разрешается представлять до 25 января.
  • . Представляется в территориальные органы ПФР, если среднесписочная численность превышает 25 человек. Сроки сдачи следующие:
    • 15 февраля, если отчёт формируется на бумаге;
    • 22 февраля, если сдаётся электронный расчёт.

Федеральная служба государственной статистики

Кроме отчётов, которые сдаются организацией, попавшей в выборку, в территориальный орган Росстата необходимо предоставить два обязательных документа:

  • Форма №1-НКО . Информацию о деятельности предприятия нужно сдать до 1 апреля года, следующего за отчётным.
  • Форма № 11 (краткая). Документ содержит информацию о движении основных фондов. Его также нужно представить в территориальные органы до 1 апреля.

Министерство юстиции

Некоммерческие предприятия обязаны предоставлять отчёты о своей деятельности в Минюст:

  • Форма №0Н0001 . В ней должны быть отражены сведения о руководителях, а также о характере деятельности организации.
  • Форма №0Н0002 . Заполненный бланк содержит информацию о расходовании целевых денежных средств, а также об использовании имущества.
  • Форма №0Н0003 . Заполняется на официальном сайте министерства.

В некоторых случаях компании могут не предоставлять указанные отчеты. Такая возможность появляется, если:

  • в НКО не было поступлений активов от иностранных лиц, международных предприятий и т. п.;
  • учредителями или участниками не являются иностранные граждане;
  • общая сумма поступлений за год не превышает 3 миллиона рублей.

В таком случае вместо форм №0Н0001 и 0Н0002 сдаётся заявление о соответствии требованиям законодательства. Оно составляется в произвольной форме.

Все перечисленные отчёты нужно предоставить в территориальное управление министерства до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Особенности социально ориентированных НКО

Согласно действующему законодательству, социально ориентированными (СО) признаются некоммерческие организации, работа которых направлена на решение общественных проблем:

  • социальная защита;
  • помощь в преодолении стихийных бедствий, катастроф;
  • защита животных;
  • охрана зданий и сооружений, которые имеют культурное, историческое значение;
  • оказание юридической помощи безвозмездно или на льготной основе;
  • охрана окружающей среды;
  • благотворительность;
  • профилактика опасных форм поведения людей;
  • деятельность в области здравоохранения, образования, культуры, науки и т. п.

Чаще всего они создаются в форме религиозных организаций, ассоциаций, общественных объединений, автономных НКО. Политические партии, государственные корпорации не могут быть таковыми.

Отчётность таких компаний имеет ряд отличительных черт. Вместо стандартных бланков, которые сдают все предприятия, они заполняют специальные формы:

  • Бухгалтерский баланс СО НКО.
  • Отчёт о целевом использовании их средств.

Последние изменения 2019 года

Законодательством были введены некоторые новые правила составления отчётности некоммерческих предприятий. Отличие новых правил от старых в следующем:

  • раздел 3 баланса получил название «Целевое финансирование» вместо «Капиталы и резервы», в нём содержится информация о целевых средствах и фондах;
  • существенная информация о показателях отчётности может быть раскрыта в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу;
  • малые НКО имеют право составлять упрощённые формы, в том числе отчёт о целевом использовании средств.

Согласно изменениям, социально ориентированные объединения больше не рассматриваются как отдельная категория. Формы их отчётности больше не имеют существенных отличий.