В течение первых лет жизни ребенку приходится приобрести много навыков и умений, узнать правила безопасной жизни, научиться говорить. Способности к обучению у малышей огромны, они каждый день приобретают новые знания.
Овладеть навыками правильной речи помогает , которая способствует развитию речевого аппарата, укрепляет мышцы, задействованные при разговоре, помогает освоить правила произношений звуков.
Значение артикуляционной гимнастики для детей 4-7 лет
Первые произнесенные ребенком слова не отличаются чистотой и внятностью. Родители умиляются безобидными ошибками и недостатками речи малышей. В большинстве случаев с возрастом речь детей становится правильной. Однако не всем удается говорить четко и внятно, правильно произнося все звуки.
Неправильная речь может помешать добиться успехов во многих сферах жизни, стать препятствием для занятий журналистикой, преподаванием. В детские годы ребенок неизбежно будет вызывать насмешки сверстников, а во взрослые – недоумение тем, что родители вовремя не исправили дефекты речи.
Артикуляционная гимнастика для детей 4-7 лет позволяет сформировать четкую плавную речь с правильным произнесением всех звуков и интонированием. Этот возраст позволят сразу учиться говорить верно, а не переучиваться, когда речевые привычки уже сформированы.
Почему это необходимо:
- Речь – не врожденный дар. Формировать и развивать эту способность необходимо в раннем возрасте, а затем совершенствовать в течение жизни.
- Звуки формируют мышцы челюстей, языка, гортани. Как и все другие мышцы тела, они нуждаются в постоянных тренировках, чтобы быть эластичными, гладкими и способными полноценно выполнять свои функции.
- Правильная устная речь помогает освоить письмо.
- После занятий артикуляционной гимнастикой в возрасте 4-5 лет легче выправить дефекты при занятиях с логопедом.
- Речь невнятна иногда и при верном произношении звуков. Слабость мышечного аппарата, вялость языка и неба приводит к «каше во рту».
Гимнастика повышает четкость речи, тренирует правильное положение языка, губ, делает эти навыки привычными.
Важно: артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет тренирует мышцы для совершенствования речевых органов, но не подменяет занятия с логопедом по выправлению дефектов речи.
Классификация комплексов упражнений
Для всестороннего развития речевого аппарата подготовлены , которые помогают тренировать все мышцы равномерно. Выполняются статические и динамические действия, которые формируют разные функции органов речи.
Статические
Эти действия призваны научить детей фиксировать положение артикуляционных мышц и сохранять его непродолжительное время – 5-8 секунд.
Хобот слоника. Губы плотно смыкают, тянут вперед и вверх, имитируя хоботок. Удерживают положение 5-10 секунд.
Зеваем. Рот широко открыт, язык лежит неподвижно.
Динамические
Их выполняют на счет, фиксируя внимание на попадание в ритм. Спешить и отставать нельзя.
- Имитация движения маятника. Рот полуоткрыт, язык касается его уголков слева и справа, следуя заданному счету.
Качели. Дети пытаются достать языком по очереди нос и подбородок.
Проводимые занятия должны соответствовать возрасту. Их следует постепенно усложнять после того, как более простые освоены полностью и выполняются четко.
4-5 лет
Видеоурок убедит ребенка, что все дети делают гимнастику для развития разговорных навыков, и это интересно и увлекательно.
Для облегчения задачи созданы презентации и папки-передвижки с красочным оформлением картинками, рисунками, детскими стишками с иллюстрациями. Этот наглядный материал возбудит интерес и желание участвовать в тренинге.
Специальные и щечек сопровождаются выполнением упражнений. Задания для тренировки артикуляции являются иллюстрациями к происходящим в сказке приключениям речевых органов. Музыкальное сопровождение усиливает впечатление и задает ритм упражнений.
Комплексы для развития артикуляционных навыков не сложные, просмотрев однажды положения губ, языка, можно самостоятельно заниматься с детьми. О чем необходимо помнить:
- Упражнения на звуки следует подобрать с учетом дефектов речи у ребенка и трудностей, которые сохраняются в речи.
- Выбирать задания в соответствии с возрастом, постепенно увеличивая сложность и количество повторов.
- Заниматься тренировками речевых функций следует, сидя в удобной позе.
- Убрать все отвлекающие вещи – игрушки, телевизор; попросить друзей и родственников не мешать.
- Не позволять ребенку гримасничать – играть глазами, двигать телом. Должны напрягаться только тренируемые мышцы. Иначе сформируется привычка к ужимкам во время разговора.
- Необходимо добиться симметричности действий. Правая и левая часть речевого аппарата должны развиваться одинаково.
- Перед новым заданием нужно показать верное исполнение и убедиться, что действие выполняется правильно.
Из-за недостаточной развитости мышц все действия будут требовать от детей определенных усилий. Артикуляционная гимнастика, начатая в 4-5 лет, поможет ребенку легче научиться составлять предложения, а потом и писать.
В заключение
Занятия на совершенствование артикуляции являются тренировкой мышц и связок, помогают детям в игровой форме освоить основные положения языка при произношении разных звуков. Их нужно сопровождать разговором, при котором ребенок будет узнавать новые слова и учиться излагать мысли внятно и точно.
Речевое развитие – сложный и длительный процесс, в котором возможны сбои. Некоторые из них возникают из-за генетической предрасположенности или неудачных родов, другие же становятся следствием психологических травм или патологий речевого аппарата.
При возникновении проблем не нужно впадать в панику, гораздо продуктивнее обратиться за помощью к логопеду. После обследования врачу будет понятна природа отклонений и приняты меры по их исправлению.
Для чего нужна гимнастика для языка?
Артикуляционную гимнастику полезно делать всем детям. Целью своеобразной физкультуры является улучшение подвижности речевого аппарата, развитие правильной позы губ и языка для чистого произношения звуков. Одних детей она научит правильно разговаривать, других - подготовит к встрече с логопедом и более сложным упражнениям. Комплексы зарядки включают три типа занятий: для языка, губ и щек.
Правильное произношение играет большую роль в психическом и эмоциональном развитии. Общение со сверстниками крайне важно и может усложниться из-за проблем в речевом развитии. Начинать заниматься с ребенком лучше в возрасте до 4 лет. Конечно, можно делать упражнения и позже, но добиться результата будет уже сложнее.
Если малышам 2-3 лет с помощью гимнастики тренируют и развивают речевой аппарат, то детям постарше исправляют имеющиеся дефекты. Физкультура языка способствует быстрому обнаружению и исправлению проблем с произношением.
Речевые зарядки проходят в игровой форме и нравятся малышам. Простые упражнения легко запомнить и выполнять в домашних условиях. Они не требуют большого количества свободного времени и особых усилий от родителей.
Показания к выполнению упражнений для детей 3-4 лет
Дорогой читатель!
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Логопедические упражнения тренируют артикуляционные мышцы ребенка и заставляют их активно и правильно работать. Артикуляционная физкультура и массаж для языка показаны детям при выявлении у них врожденных или приобретенных дефектов речи, которые возникают по следующим причинам:
Во всех перечисленных ситуациях речевая гимнастика сочетается с занятиями у логопеда. Постоянное наблюдение и регулярное выполнение зарядки и логомассажа помогает добиться положительных результатов в короткие сроки. Перечисленные отклонения являются основными, но тренировать артикуляционные мышцы полезно абсолютно всем детям.
Симптомы гипертонуса артикуляционных мышц
Гипертонусом называется избыточное мышечное напряжение. Малыши с этим диагнозом часто раздражительны и зажаты. Они не способны расслабиться, даже когда засыпают.
Внешне детей с повышенным тонусом выдают поджатые губы, иногда из-за этого могут образовываться складки. Язык оттягивается назад и напрягается. При этом его спинка изгибается и прижимается к небу, поэтому иногда кажется, что ребенок говорит в нос. Гиперонус мышц не дает полностью поворачивать голову, широко открывать рот или удерживать его в таком положении. Верхняя губа растягивается и прижимается к деснам либо просто приподнимается.
Подобная патология является показанием к назначению расслабляющего массажа. Сеанс начинают мягкими скользящими движениями в области шеи и плеч. Это помогает снизить возбудимость тканей и снять гипертонус корня языка.
Лицевые мышцы массируются продольными и поперечными поглаживаниями лба, области вокруг глаз, щек, линии от мочек ушей к носу. Губы прорабатываются по отдельности сначала мягкими движениями от уголков к центру, затем круговыми с легким надавливанием.
Признаки пониженного тонуса
Иногда мышечный тонус не повышен, а наоборот, ниже нормы. Мышечная гипотония возникает вследствие недоразвития нервной системы и часто встречается у недоношенных детей. Пациенты со сниженным тонусом чересчур спокойны, они хорошо спят и практически не доставляют своим родителям проблем, вот только развиваются такие малыши медленнее своих сверстников.
Гипотонусу свойственны следующие симптомы: обвисшие щеки и контуры лица, нижняя губа выворачивается и практически ложится на подбородок, язык становится вялым и вываливается изо рта. Ребенок просто не в состоянии держать рот закрытым.
Целью массажа в данном случае становится активизация артикуляционных мышц. Начинают его проводить так же с шеи и плеч мягкими обхватывающими движениями. Процедура должна задеть и стимулировать мускулатуру, связанную с мышцами языка.
- Поглаживающие движения лба, области над глазами, подбородка дополняются разминаниями скуловых и щечных мышц.
- Щеки массируются с обеих сторон: изнутри и снаружи одновременно.
- Губы поглаживаются и пощипываются от середины к уголкам. Надавливающие движения должны усиливаться постепенно, не причиняя ребенку дискомфорта и болевых ощущений.
Нередко встречаются пациенты со смешанным тонусом, когда щечки расслаблены, а язык напрягается и прижимается к небу или наоборот - вялый язык, когда нельзя различить его кончика, при хорошем тонусе губ и щек. Таким детям проводится дифференцированный массаж, совмещающий обе тактики.
Что понадобится для выполнения комплекса?
Перед тем, как назначить ребенку логопедический массаж и артикуляционную гимнастику, врач проводит тщательную диагностику маленького пациента. При обследовании проверяется структура шейных и мимических мышц, верхней части туловища. Опытный специалист способен выявить даже незначительные отклонения речевой функции.
Нет необходимости проводить массаж языка в поликлинике, мама может сделать его ребенку самостоятельно в домашних условиях. Предварительно потребуется хорошенько проверить комнату, в которой планируется проводить процедуру, вымыть и согреть руки.
Длительность первых сеансов обычно не превышает 5 минут и постепенно, за 4 занятия, увеличивается до 20. Нужно помнить, что время процедуры зависит и от возраста и эмоционального настроя ребенка.
Обучиться технике массажа можно на приеме логопеда или внимательно изучив следующее видео. Логомассаж задевает все мышцы речевого аппарата, и особое внимание уделяется языку. Разрабатывать его не обязательно при помощи специализированных приспособлений. Для укрепления кончика языка подойдут подручные предметы, такие как ложка или зубная щетка с мягким ворсом (рекомендуем прочитать: ).
Сделать массаж кончика языка не составит большого труда. Помимо щетки потребуются марлевые тампоны, которые размещают под языком. Это необходимо для сбора излишков слюны, при массаже она вырабатывается сильнее. Производя продольные, круговые или поперечные движения по языку, не нужно сильно нажимать на щетку. Действия не должны причинять боль или доставлять неудобства. В большинстве случаев данный процесс нравится детям, даже тем, которые поначалу относились к нему с опаской.
Техника зарядки для языка
Артикуляционные упражнения укрепляют и развивают речевой аппарат. Трехлетним малышами поддаются не все звуки, но при регулярном выполнении зарядки их речь становится чистой.
Эффект от логопедических упражнений будет заметен, только если:
- занятия проводятся ежедневно;
- упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы у ребенка была возможность проверить правильность действий;
- уделяется больше внимания не количеству выученных упражнений, а качеству их выполнения;
- зарядка начинается с простых комплексов и постепенно усложняется;
- упражнения преподносятся в игровой шуточной форме, иногда ребенку вообще не обязательно сообщать о том, что он делает упражнение, лучше представить все в форме новой игры.
Малыша необходимо заранее подготовить к гимнастике, рассказав о процедуре, для наглядности можно воспользоваться картинками. После этого проходит демонстрация упражнений, первые попытки их выполнения совместно с ребенком и корректировка.
На начальной стадии разница в тонусе мышц артикуляционного аппарата видна невооруженным взглядом. Постепенно различия сглаживаются, и тонус приходит в норму.
Дети могут начать излишне стараться или нервничать. Необходимо снять эмоциональную нагрузку: размять плечики, потрясти вместе с ними кистями рук. Для улучшения восприятия многие комплексы упражнений дополняются забавными стихотворениями. Это тоже способствует снятию напряжения и лучшему запоминанию зарядки.
Различают два типа упражнений. Разница заключается в том, что при статических действиях губы и язык фиксируются на несколько секунд в определенном положении, а динамические заставляют их двигаться.
Цель массажа
Логомассаж хорошо зарекомендовал себя в восстановлении речевых функций, а при некоторых заболеваниях, например ДЦП, проведение подобных процедур обязательно. У маленьких пациентов с этим диагнозом нарушен мышечный тонус, что неизбежно приводит к речевым дефектам. Массаж помогает добиться:
Необходимо учитывать, что массаж категорически запрещен при:
- стоматите;
- конъюнктивите и гингивите;
- герпесных поражениях слизистой рта;
- увеличившихся лимфоузлах.
Детям с сильными отклонениями в звукопроизношении дополнение речевой зарядки логопедическим массажем просто необходимо. Массаж улучшает общее состояние организма, стимулирует кровообращение и улучшает обмен веществ. После прохождения полного курса восстанавливается лимфообмен, сократительная функция мышц приходит в норму.
Мнения специалистов
Специалисты единогласно заявляют о пользе развития речи, даже при отсутствии явных отклонений, важно начинать заниматься с ребенком как можно раньше. Логопедический массаж улучшает кровообращение, повышает эластичность мышц и является отличной профилактикой речевых отклонений.
Для того, чтобы малыш заговорил - необходимо его стимулировать, больше с ним разговаривать, а лучше расспрашивать о чем-либо, вынуждая говорить самостоятельно. Речь лучше развивается у детей с широким кругозором и тех, кто привык лепить, рисовать, конструировать, т.е. развивать мелкую моторику рук. Не стоит переживать если в 1,5-2,5 года ребенок не хочет разговаривать, в детском саду это проходит, но с трехлетним молчуном необходимо проконсультироваться у специалиста, чтобы определить причину проблемы.
Бывает так, что малыш говорит много, но непонятно, как будто у него "каша во рту". Виновником такой невнятности чаще всего выступает ленивый язычок, который в произношении играет очень важную роль - он самый подвижный артикуляционный орган!
Если же язычок у ребенка пассивный - то есть его мышцы слабые, он не может правильно двигаться в полости рта - то красивого произношения у малыша, увы, не будет.
Когда начинать занятия?
Обычно логопеды начинают занятия с детками с 3-4 лет, поскольку на более раннем этапе малышу трудно понять, зачем ему ему нужны эти уроки. Да и высидеть даже 5 минут у активного маленького непоседы не получается. Если вашему малышу уже исполнилось 2 года и вы понимаете, что проблемы с речью у него уже есть, попробуйте делать эту зарядку - весело, в игровой форме, разбивая комплекс на 2-3 части, чтобы не вызывать у крохи нежелание приступать к зарядке в следующий раз.
5 советов
1. Упражнения необходимо проводить ежедневно, лучше утром или вечером, выполняя комплекс упражнений по 5-10 минут.
2. Можно разбить комплекс на 2-3 части, чтобы в течение дня сделать всю зарядку.
2. Проводить занятия лучше в игровой форме, придумывая для упражнений забавные сюжеты.
3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
4. Обязательно делайте упражнения вместе с малышом. Вы показываете - он повторяет. Во время занятий малыш должен хорошо видеть лицо мамы или папы, а также свое собственное, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
5. Оптимально проводить занятия перед зеркалом.
Иголочка, блинчик и другие
Наши упражнения основаны на расслаблении и напряжении язычка, укреплении боковых и прямых мышц. Поэтому выполняйте упражнения по 2-4 раза каждое в этой последовательности. Начнем с разминки.
Блинчик. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губке - но растекся как блинчик.
Иголочка. Язычок напряженный, вытянут вперед и кончик заострен, как иголочка. Выдвигаем вперед язык, как будто колем иглой.
Красим потолок. Язычок движется вперед-назад, касаясь неба.
Красим стены. Напряженный язычок "красит" внутреннюю поверхность щек.
Футбол. Напряженный язычок движется из стороны в стороны, упираясь во внутреннюю поверхность щек.
Катаем яйцо. Язычком выполняем круговые движения: между передними зубками и верхней губой, за щекой, между нижними зубками и нижней губой, снова за щекой и т.д.
И еще несколько динамических упражнений делаем по этим картинкам.
Веселых вам занятий! Только не переусердствуйте: лучше сделать меньше и снова вернуться к зарядке с хорошим настроением.
Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звука ми (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, трудной клетки.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны раз личным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (й) и заднеязычные (к, г, х).
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ).
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке й и мягких согласных).
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х).
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м н, н ‘ Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м’ н, н’).
Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Так, методика воспитания речевых движений у маленького, еще не говорящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроизносительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные.
Методические указания к проведению гимнастики
Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами та кой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком роде ведется воспитание движений собственно звукопроизносиельных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.
Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения . Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.
Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
Темп - это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным - быстрым или медленным.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.
Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.
Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.
Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:
- языка;
- уздечки.
Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.
Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.
В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.
Комплекс для детей 1-4 лет
Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
Динамичные упражнения для детей до 4 лет:
- «Змейка»;
- «Замесили тесто»;
- «Чистим зубки»;
- «Часики»;
- «Качели»;
- «Сытый хомячок»;
- «Шарики».
Статические упражнения:
- «Бегемотик»;
- «Улыбочка»;
- «Хоботок»;
- «Блинчик»;
- «Голодный хомячок».
Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.
Комплекс упражнений для детей 4-7 лет
Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.
Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.
Блок упражнений для развития мышц губ.
- «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
- «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
- «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
- «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
- Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.
Блок для развития мышц языка.
- «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
- «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
- «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
- «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
- «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
- «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
- «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
- «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
- «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
- «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
- «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
- «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
- «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
- «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.
Для подъязычной связки языка.
- «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
- «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
- «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.
Упражнения для мышц щек.
- «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
- «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
- «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.
Родители или педагоги?
Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.
Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.